Президент РФ Владимир Путин возле карты Федерации
 AFP 

В 2014 году спустя месяц после так называемого "референдума" в Крыму президент Российской Федерации Владимир Путин выразил надежду, что "присоединение" полуострова попадет в единый учебник истории России. Прошло три года, и в 2017 году события последних лет, в том числе незаконная аннексия Крыма, стали попадать в российскую школьную программу. Но, как оказалось, в учебнике для 10-х классов относительно этого вопроса остались вагон и маленькая тележка "провокационных" моментов. Разглядели их в Совет Федерации в октябре и забили тревогу. Сегодня стало известно, что министерство образования и науки страны отправило учебное пособие на дополнительную экспертизу в Российскую академию наук. Там его до 27 января обязаны проверить на предмет "юридической, правовой, политической и гражданской" корректности описания "присоединения" к России Крымского полуострова. Попробуем разобраться, что же так насторожило Совфед и, собственно, как описывают в российском учебнике по новейшей истории развитие событий в Украине в период оккупации Крыма.

О какой именно книге говорим?

Прежде всего отметим, что речь об учебнике для 10-х классов "История России. Начало XX — начало XXI века" авторства Олега Волобуева, Сергея Карпачева и Петра Романова, выпущенном издательством "ДРОФА" в 2015 году на 363 станицах.

Учебное пособие прошло педагогическую, общественную и историко-культурную экспертизу в 2016 году и было одобрено министерством образования и науки РФ для использования в школах.

Из открытых источников

Что с ним не так? Мнение Совфеда

Первые замечания к учебнику истории для десятиклассников в России возникли в октябре 2017 года после выступления на пленарном заседании Совета Федерации сенатора от Крыма Сергея Цекова. В частности, он процитировал коллегам отрывок из учебного пособия Волобуева, Карпачева и Романова относительно развития событий в Украине в 2014 году: "Революция, начавшаяся в Киеве, стала явлением международной политики и на революционной волне выплеснула поплывший в другом направлении Крымский полуостров".

"У меня, как участника воссоединения Крыма с Россией, такая оценка вызывает недоумение, если не сказать возмущение. Как кровавый путч в Киеве можно называть революцией, как предлагается в этом учебнике?" — заявил сенатор.

При этом Цеков добавил, что таких недочетов в этом и других учебниках много.

Выслушав сенатора, председатель верхней палаты Совфеда Валентина Матвиенко подчеркнула, что такая подача материала является очень "провокационной", и поручила комитету по образованию и науке специально изучить разделы учебников истории, посвященных присоединению Крыма. "Оперативно принять меры, чтобы это было написано корректно с юридической, правовой, политической, гражданской, какой хотите точки зрения, и обязать министерство образования незамедлительно это исправить", — сказала она.

То есть главная вина авторов-составителей учебника в том, что они слово "революция" написали, соответственно обманули школьников и повлияли на их правильное понимание исторических событий.

А как вообще описываются события тех дней в Украине?

Большое внимание украинским вопросам, в том числе аннексии Крыма и потери контроля над частью Донецкой и Луганской областей, в учебнике уделяется в пятом (завершающем) разделе "Российская Федерация в 1992-2014 годах".

В первой главе воодушевленно описывается начало реформ в России и стабилизации государства после развала Советского Союза: как Москва долго и уверенно шла к своему величию в начале XXI века.

Во второй главе, посвященной власти и обществу в 2000-2014 годах, мы уже наблюдаем карту Российской Федерации, в состав которой включен аннексированный Крымский полуостров.

Далее идет самая большая глава - о внешней политике в тот период. Именно здесь среди прочего описываются “цветные революции”, произошедшие в Грузии и Украине, а также "тюльпановая революция" 2005 года в Киргизии.

Итак, читаем: "Оранжевая революция", по сути, не была революцией", "В период президентства В. Ющенко повысился градус национализма", "Ющенко усилил политический и идейный нажим на русскоязычное население. Одна из крупных идеологических кампаний проводилась под знаменем Голодомора", "Голодомор стал необъективно трактоваться как геноцид украинского народа".

Страницы из учебника
Из открытых источников

Сильнее этого недоумение вызывает последний блок в главе, посвященной событиям конца 2013-2014 годов в Украине. "Янукович (под угрозой для его жизни) тайно покинул Киев и вскоре вынужден был укрыться в России. В Киеве незаконно было сформировано новое правительство", — безапелляционно констатируют авторы учебника.

При этом, по их мнению, "присоединение" Крыма к России было ответом на "антиконституционный переворот" в Киеве. Российские военные приняли участие в событиях на полуострове, но они "ни во что не вмешивались", а РФ лишь "взяла на себя сохранение мира на полуострове".

Страницы из учебника
Из открытых источников

Здесь же подчеркивается, что США и Евросоюз не признали "воссоединение Крыма с Россией", проигнорировав мнение крымчан. Антитеррористическая операция, которую проводит украинское правительство в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, названа "карательной", а обвинения России в агрессии - необоснованным.

Страницы из учебника
Из открытых источников

Также примечательно, что в учебнике говорится, что Украина нарушает минские договоренности и обстреливает территории Донбасса.

Как итог - объяснение нынешнего кризиса в РФ: "В 2014 году Россия столкнулась с серьезными политическими и экономическими трудностями, вызванными политикой санкций со стороны стран Запада в связи с событиями в Украине и воссоединением (после референдума) Крыма. Однако это не пошатнуло стабильности политического режима".

Страницы из учебника
Из открытых источников