Вмешательство в выборы по всему миру: Все, что известно о скандале с Facebook и Cambridge Analytica

Мир потрясен информацией о возможном влиянии британской компании Cambridge Analytica на выборы в США и еще сотнях стран. Рассказываем, что произошло

На международной арене разгорелся очередной скандал. И он обещает быть куда мощнее, чем российско-британские склоки по поводу так называемого "дела Скрипаля". Ведь были напрямую затронуты интересы не одной страны - британскую компанию Cambridge Analytica обвинили в том, что она вмешивалась в выборы по всему миру, манипулируя избирателями с помощью IT-технологий и воруя в соцсетях их персональные данные. И Украина не исключение.

Что это за компания

Впервые об Cambridge Analytica заговорили еще в 2017 году, когда неожиданно для всего мира на президентских выборах в США победил эпатажный республиканец Дональд Трамп. Тогда британская компания поспешила заявить о сотрудничестве с предвыборным штабом политика и приписать к своим заслугам его победу.

Дело в том, что Cambridge Analytica – это частная фирма, которая предоставляет политические консалтинговые услуги. И ничего незаконного в этом нет.

Как утверждают в компании, они использовали революционный подход микротаргетинга в социальных сетях: распределили пользователей на определенные психотипы, согласно которым и выдавали им те или иные рекламные сообщения. В итоге это и повлияло на склонение весов в сторону Трампа на президентских выборах.

Почему же возник скандал

На днях New York Times и The Guardian опубликовали совместное расследование о деятельности Cambridge Analytica, которое пролило свет на то, как именно работала компания со своими клиентами и что на самом деле скрывается за "революционным подходом".

Главный посыл материала - Cambridge Analytica незаконно использовала личные данные 50 млн пользователей Facebook для того, чтобы повлиять на исход президентских выборов в США в 2016 году, а также на результаты референдума относительно выхода Великобритании из Евросоюза.

При этом стоит отметить, что расследование базируется не на анонимных источниках информации - его главными героями стали бывшие сотрудники компании.

Вскоре после этого британский "4 канал" (Channel 4) выпустил несколько серий своего расследования относительно деятельности Cambridge Analytica. Первый сюжет во многом перекликается с материалом New York Times и The Guardian, но другие свидетельствуют о том, что масштабы манипуляций Cambridge Analytica не измеряются лишь выборами в США или голосованием в Британии: компания развернула бизнес по влиянию на выборы во всем мире.

Как Facebook допустил утечку данных

По данным расследователей, чтобы заполучить личные данные миллионов американских пользователей Facebook, британская компания воспользовалась приложением, разработанным профессором Кембриджского университета с российскими корнями Александром Коганом и платформой интернет-заработка Amazon Mechanical Turk.

Приложение Когана представляло собой психологический тест, для прохождения которого нужно было авторизоваться через Facebook.

Ученый утверждает, что оно было разработано исключительно в академических целях, однако помимо ответов на предложенные вопросы тест требовал и согласие на доступ к списку друзей, предпочтениям и прочей личной информации.

Этот тест прошли 270 тыс. платных ботов Amazon Mechanical Turk - людей, которые зарабатывают по нескольку долларов, просто кликая на ссылки или заполняя анкеты, накручивая таким образом просмотры или расширяя клиентскую базу ресурсам, которые в этом нуждаются.

Таким образом, потратив порядка 400 тыс. долл., Cambridge Analytica получала доступ к огромной социологической базе.

Причем здесь выборы

Как рассказал журналистам бывший сотрудник Cambridge Analytica Кристофер Уайли, далее на основе полученных от пользователей личных данных компания составляла их психологические профили и в соответствии с этим предлагала ту или иную информацию для моделирования поведения.

То есть, если задачей Cambridge Analytica была победа Трампа на выборах, то людям предоставлялась та информация, которая бы убедила их голосовать именно за него.

Знали ли об утечке данных в Facebook

Расследователи утверждают, что в компании Facebook знали о несанкционированном сборе данных пользователей, но не предприняли радикальных мер. Накануне это подтвердил и основатель соцсети Марк Цукерберг.

По его словам, компания обнаружила подозрительную активность приложения и тут же его заблокировала.

Марк Цукерберг Из открытых источников

При этом Когану и Cambridge Analytica напомнили, что подобный сбор персональных данных – а тем более их перепродажа - незаконны.

Как утверждает Цукерберг, те официально подтвердили, что они удалили все полученные ненадлежащим образом данные, предоставив соответствующие сертификаты.

До публикации расследования New York Times и The Guardian, уверяет основатель Facebook, компания не подозревала, что эта информация недостоверная.

Почему говорим не только о США

Как уже отмечалось, синхронно с материалом New York Times и The Guardian была обнародована и часть расследования британского "4 канала". В одном из выпусков были приведены доказательства того, что Cambridge Analytica причастна к вмешательству в ход более 200 выборов по всему миру.

В частности, журналист телеканала выдал себя за клиента, якобы стремившегося добиться оказания влияния на итоги выборов на Шри-Ланке, и провел в период с ноября 2017 года по январь 2018 года в отелях Лондона ряд встреч с сотрудниками Cambridge Analytica.

Во время одной из бесед глава фирмы Александр Никс признался, что его организация вмешивалась в проведение более чем 200 выборов в различных уголках мира, включая такие страны, как Аргентина, Кения, Нигерия и Чехия. Причем компания использует все методы влияния на избирателей, в том числе распространение в соцсети фейков, черный пиар, игру на инстинктах.

"Мы предлагали кандидату большую сумму на финансирование его предвыборной кампании в обмен на землю, например, записывали это на видео, а затем размывали лицо нашего человека и выкладывали запись в интернет", - привел пример Никс.

Также, как вариант, глава Cambridge Analytica предложил клиенту для получения компромата привести в дом его оппонента девушек. "Можно прислать каких-то девушек в дом кандидата (оппонента), у нас есть опыт многих таких вещей... Это просто идея. Например, мы можем привести с собой на выходные украинских девушек... Они очень красивые, и это очень хорошо работает", - сказал он.

Были ли манипуляции на выборах в Украине

Как передает BBC, Cambridge Analytica работает на рынке с 2013 года, но ее материнская компания Strategic Communications Laboratories (SCL) работала еще с 90-х годов, и на сайте этой компании есть упоминания о нескольких проектах в Украине.

Одно из них касается президентских выборов в 2004 году и победы Виктора Ющенко. SCL утверждает, что помогла Оранжевой революции, однако это очень сомнительно. В частности, в портфолио отмечается, что тогдашняя коалиция обратилась к ним в 2004 году за помощью после роспуска парламента, и команда консультантов, использовав современные исследования и эффективные методы вмешательства в кампанию, сохранила их для обеспечения победы в тяжелой борьбе. Но на самом деле Верховную Раду распустили только в 2007 году.

Второе упоминание более свежее и датируется 2014 годом. Якобы тогда украинские власти заключили соглашение с компанией для сбора информации, анализа и разработки стратегии возвращения под контроль Донецка. Отчет аналитиков был передан президенту Украины и министерству обороны Великобритании и, как утверждают в SCL, использован для ослабления "ДНР".

Каков итог

После выхода серии расследований о деятельности Cambridge Analytica глава британской комиссии по вопросам информации решил обратиться в суд с просьбой выдать ордер на обыск офисов лондонской фирмы Cambridge Analytica.

В то же время управляющий британской комиссии по информации Элизабет Денам уже изучает, использовала ли Cambridge Analytica личные данные пользователей Facebook для того, чтобы повлиять на исход выборов в США.

Федеральная комиссия США по торговле также начала расследование деятельности компании Facebook в связи с действиями Cambridge Analytica. В частности, комиссия расследует деятельность соцсети на соответствие указу 2011 года, согласно которому она должна уведомлять пользователей и получать от них разрешение при передаче их личных данных третьей стороне, если подобные действия идут вразрез с установленными самими пользователями настройками конфиденциальности.

Помимо этого, власти США, Евросоюз и британский парламент потребовали от Facebook объяснений в связи с доступом Cambridge Analytica к персональным данным пользователей.

В свою очередь Cambridge Analytica продолжает утверждать, что ведет свою деятельность законно и не использует "грязные" методы. Поведение своего руководителя с "подставным" клиентом объясняет намеренной провокацией. Мол, руководитель хотел определить отношение клиента к подобным вещам, он ушел со встречи очень обеспокоенным и больше никогда с этим человеком не встречался. Тем не менее Никса временно отстранили от выполнения обязанностей гендиректора компании.

Основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что готов дать все объяснения как Конгрессу США, так и европарламентариям. Также он пообещал усложнить доступ сторонних приложений к любой информации о пользователях.

Тем временем один из создателей мессенджера WhatsApp Брайан Эктон в Twitter призвал всех пользователей удалить Facebook, соответствующий хэштег deletefacebook вышел в тренды.

А вот в Украине влияние на общественное мнение путем таргетирования контента в социальных сетях не считают большой угрозой. Глава правления Интернет ассоциации Украины (ИнАУ) Александр Федиенко накануне отметил, что присутствие украинского электората в соцсетях до сих пор очень незначительное, соответственно, манипулировать глобально ходом выборов не получится.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости по теме

Новости партнеров

Загрузка...