Джон Холленбек
Из открытых источников
10-13 ноября в Киеве проходил фестиваль All Music is Jazz. В течение четырех дней в арт-центре Closer и Barmen Dictat киевские меломаны могли наслаждаться игрой как украинских звезд жанра, так и приезжих "титанов" в лице Стива Колмана, Джона Холленбека, Хосе Джеймса и других. 

Джаз прекрасен тем, что может впитать в себя практически любой музыкальный элемент. В его звуковых движениях заложено слишком много всего. Каждый из множества слоев этой музыки живет своей жизнью, каким-то магическим образом переплетаясь с другими. Это как рассказ, в котором много первостепенных персонажей, но их сюжеты раскрываются параллельно. И чтобы проследить историю каждого, придется перечитать рассказ не один раз. 

Музыкальные диктанты на занятиях сольфеджио научили мой мозг выделять одну мелодию из общего звучания и следить за ней. Будто в голове сидит маленький звукорежиссер, который убирает все дорожки кроме той, которая нужна. С джазом подобный фокус провернуть сложно. Только ты сосредотачиваешься на барабанной партии, как на фоне какой-нибудь вираж делает гобой, и ты такой "А что это у нас там такое?" и делаешь гобой "погромче". Но ведь бит же такой интересный... А вот и трубы дают жару... Как тут сосредоточиться?

Сцену Сloser`а оформили в темных цветах, что отлично смотрелось в рамках джазового концерта и настраивало на нужный тон. В зале было много зрителей с музыкальными инструментами. Громко никто не говорил. Все просто ждали, когда начнется музыка. Вскоре на сцену поднялись музыканты, а затем в рубашке, жилетке и кепке появился четырежды номинант на "Грэмми", американский композитор и барабанщик Джон Холленбек. Интересный факт: в головных уборах на сцене были только он и сидевший напротив саксофонист.

Холленбек уже в первом обращении к зрителям рассказал про бразильский природный афродизиак и несколько раз упомянул слова dick и vagina. Зал посмеялся, расслабился и с головой погрузился в южноамериканские мотивы. В одном из произведений Холленбек сам занял место барабанщика, а свой пост дирижера отдал Дэннису Аду. Помимо руководства оркестром Дэннис выдал несколько потрясающих соло на трубе.

Новости по теме: Многообразие "Джаз-Коктебеля": плюсы и минусы

Из-за сложности джаз могут играть только умелые музыканты. Поэтому технический уровень исполнителей, игравших на сценах фестиваля AMIJazz, не вызывал даже намека на упрек. Каждое выступление того же трубача Дэнниса Аду было, как короткометражный фильм, который для себя снял Тарантино, - красиво, увлекательно и иногда выдергивает из зоны комфорта неожиданным движением мелодии или сменой тембра. 

Этот профессионализм позволяет исполнителю получить максимальную свободу в творчестве. Можно использовать разговор в качестве части музыкального произведения, как Холленбек. Или как Хосе Джеймс зачитать рэп во время своего выступления. Он делал это с полным пониманием того, каким должен быть рэп. Потому что в США хип-хоп уже давно стал частью музыкальной культуры. Поэтому и звучало это круто. Как и большая часть его альбома Love In A Time Of Madness, которая была представлена в Киеве. Между прочим, пластинка - отличный пример того, как умно, интеллигентно и громко может звучать современный R&B. Тут вам и сладенькие биточки, и заигрывание с синтетикой 80-х, и лихой фанк. 

Хосе Джеймс по своему поведению на сцене и внешнему виду очень напомнил Ленни Кравица. Правда, в песнях Джеймса больше лирики и мягкости. И этим качествам так шел трип-хоповый, фанковый, джазовый или соуловый аккомпанемент. Сам Джеймс явно получал удовольствие от своего выступления. Из-за этого концерт получался расслабленным - и по звуку, и по настроению.

sweet @josejamesmusic ⬛️

Публикация от Markian Bilas (@markian_b)

А ведь еще было столько шикарных музыкантов. Квинтет басиста "Океана Эльзы" Дениса Дудко, которого не так часто можно застать за исполнением джаза. Саксофонист Богдан Гуменюк, барабанщик Джейсон Браун, несколько интересных электронных проектов и DJ-сеты - все вместе создавали тот удивительный диссонанс джаза, который обязательно разрешится. Звуки одних инструментов перетекали в другие, мелодии сменяли друг друга, вместо одних музыкантов на сцене появлялись другие, симфонические инструменты меняли аналоговые. Стили, жанры, страны - все смешалось в одном масштабном аккорде.   

Музыка создана, чтобы сделать нашу жизнь немного проще. И чуть красивее. Благодаря All Music is Jazz ‘17 в эти дождливые выходные в Киеве люди улыбались чуть чаще, чем могли.