"Аутсайдеры" с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном: Спортивная драма, которая смогла

Фильм наверняка понравится даже тем зрителям, которые ничего не понимают в автоспорте. Мы проверяли

"Аутсайдеры" с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном: Спортивная драма, которая смогла
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox

Юлия Потерянко

Журналист, 112.ua

Фильм наверняка понравится даже тем зрителям, которые ничего не понимают в автоспорте. Мы проверяли

Спортивная драма – один из самых противоречивых жанров кино. Главная проблема – в скучной клишированной фабуле: "Мы не спали, не ели и тренировались, и в конце концов победили". Чтобы превратить подобный фильм в нечто действительно заслуживающее внимания, необходимо добавить к этой примитивной фабуле что-нибудь еще. Как правило в ход идут сложные семейные отношения ("Я – Тоня", "Воин"), непростая личная история ("Малышка на миллион", "Невидимая сторона") и даже политика ("Непокоренный"). Удивительным образом в картине "Аутсайдеры" (оригинальное название – "Ford против Ferrari") сошлось всего понемногу.

Сюжет фильма рассказывает о создании легендарного гоночного автомобиля Ford GT40 с точки зрения противостояния двух автоконцернов – американского Ford и итальянского Ferrari, а также (в большей степени) отношений двух автогонщиков и инженеров – Кэролла Шелби и Кена Майлза. История появления GT40 такова: в середине шестидесятых автопромышленник Генри Форд II (Трейси Леттс) понял, что машины, которые под его руководством выходят с конвейера компании, продаются все хуже и не принесут ему той славы, которую снискал его легендарный дед. Чтобы босс все же смог войти в историю, президент компании Ли Яккока (Джон Бернтал) предложил ему потягаться с итальянской компанией Ferrari, которая не затапливала рынок количеством выпущенных единиц, а уделяла максимум внимания тому, чтобы делать свои авто самыми быстрыми, самыми надежными, самыми красивыми – штучным товаром. При этом высокий класс итальянцы подтверждали, активно занимаясь автоспортом, в том числе участвуя в легендарной гонке на выживание 24 часа Ле-Мана. В общем, Ferrari ассоциировались с успехом, а Ford – со скучной дорогой на работу и поездками в продуктовый. Американцам предстояло с нуля создать нечто, что могло бы утереть нос итальянскому производителю с заносчивым Энцо Феррари (Ремо Джироне) во главе.

На этом строится завязка основанного на реальных событиях фильма. Дальше за работу над созданием машины берется Кэролл Шелби в исполнении Мэтта Деймона – единственный на тот момент американский победитель Ле-Мана и талантливый инженер, создающий кастомные авто под именным брендом. А позднее к нему присоединяется и Кен Майлз, которого как всегда безукоризненно сыграл Кристиан Бейл. Первый – толковый бизнесмен, при этом хорошо понимающий гонки изнутри, второй – влюбленный в автомобили странненький британец, чувствующий машину на интуитивном уровне, словно она продолжение его тела. Оба они жаждут творчества и не приемлют строгий бюрократический уклад, по которому живет компания Ford.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox

Актерски Бейл и Деймон вывозят длинную картину (два с половиной часа экранного времени), как настоящий гоночный движок. Между ними столько химии, такое активное взаимодействие, такая искра, что даже зрителю, который заранее знает все сюжетные твисты, будет очень интересно наблюдать за происходящим. Как, впрочем, и зрителю, далекому от автоспорта. В "Аутсайдерах" на фоне бесспорно и очевидно сверходаренного Бейла расцветает и Деймон – замечательный актер, которому, похоже, как на гоночной трассе – нужен более быстрый и умелый "соперник". Как когда-то Робин Уильямс в оскароносном "Умнице Уилле Хантинге".

Хорошо прописан и сценарий картины. Джеймс Мэнголд, Джез Баттеруорт и Джон-Генри Баттеруорт, хоть и прибегли к некоторым типичным уловкам бадди-муви, плюс довольно эмоциональные семейные отношения Кена Майлза, плюс сама история, которая порой кажется чем-то нереальным, умудрились не скатиться в излишний мелодраматизм. Как только начитает казаться, что сейчас будет мелодрама или, напротив, героическая патетика, присущая спортивным драмам, излишний накал страстей очень уместно и умеренно размывается весьма симпатичным юмором.

Зато необходимый градус этого самого накала очень аккуратно подчеркнут выразительной политической подоплекой, которая придает сюжету дополнительный драйв, но при этом не перегружает повествование. Речь о взаимной неприязни американцев и итальянцев, которую после Второй мировой, пройденной странами по разные стороны конфликта, удалось преодолеть далеко не сразу. Многие герои картины время от времени вспоминают свое военное прошлое, аккуратно отсылая зрителя к этому факту. В конце концов не на ровном же месте Энцо Феррари презирает Генри Форда II, который по сути не является его прямым конкурентом, а Кен Майлз дополнительно заводится на трассе, понимая, что гоняется с итальянским пилотом Лоренцо Бандини. Эту тему не развозят по фильму пространными объяснениями, но она хорошо задает контекст.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Аутсайдеры" ХХ Century Fox

Вообще к контексту и мелочам режиссер "Аутсайдеров" Джеймс Мэнголд ("Переступить черту", "Кейт и Лео", "Прерванная жизнь", "Логан") отнесся с большим вниманием. Все работает на то, чтобы погрузить зрителя в атмосферу фильма: черные от масла пальцы Кена и при этом его сверкающая на солнце машина, тщательно восстановленные автомобили – как гоночные, так и городские ретрокары, обалденно прорисованные соревновательные сцены на трассе. Порой начинается казаться, что в зале пахнет бензином.

Учитывая, что так ладно скроенная лента вышла поздней осенью, можно ожидать попадания "Аутсайдеров" в номинации некоторых кинонаград. Этого заслужил как минимум Бейл, который после "Власти", где он сыграл грузного и безэмоционального Дика Чейни, похудел на три десятка килограммов и перевоплотился в экспрессивного и Кена Майлза. Есть вероятность увидеть в списках номинантов и имя оператора Фидона Папамайкла. И художников-постановщиков, которые оформляли машины, мастерские и паддок Ле-Мана. Смогут ли они посоревноваться с тем же "Однажды в… Голливуде" или "Джокером" – посмотрим. Пока точно стоит взять всех своих близких, которые в состоянии высидеть такой длинный фильм, и сходить в кино. "Аутсайдеры", несмотря на специфический жанр, вполне могут порадовать зрителей с самым разным бекграундом. Мы проверяли.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>