Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"
bhfilms.com.ua

Одна из наиболее долгожданных премьер этой осени – продолжение культового фантастического триллера "Бегущий по лезвию 2049" – наконец-то состоялась. Сиквел перенес нас на 30 лет вперед после событий первого фильма в мрачный мир будущего, выживать в котором становится все сложнее. Люди колонизировали другие планеты, оставив на Земле худших из своих собратьев и репликантов – людей биоинженерного происхождения, которых после продолжительного запрета снова стали выпускать. Напряжение между первыми и последними постоянно нарастает и грозит выплеснуться во что-то весьма серьезное. Единственным сдерживающим фактором служат так называемые бегущие по лезвию – полицейские, уничтожающие старые модели запрещенных репликантов и не позволяющие им нарушать шаткий мир.

До Украины "Бегущий по лезвию 2049" добрался без традиционной недельной задержки, и это при том, что создатели отказались от предварительной демонстрации картины даже на самых громких фестивалях в Венеции и Торонто. Причиной тому послужил высочайший уровень секретности. Подобные меры не удивительны – уж слишком высоки были ставки. Первый "Бегущий по лезвию", вышедший на экраны в 1982 году из-под руки гения Ридли Скотта, считается лучшим научно-фантастическим фильмом в истории по версии британской газетой "The Guardian".

Продолжение своего культового детища Скотт снимать отказался, однако занял место исполнительного продюсера. Режиссерское кресло доверили канадцу Дени Вильневу, уже успевшему получить две номинации на "Оскар", в том числе за довольно успешное в прокате оскароносное "Прибытие". Оператора в пару к Вильневу выбрали также не проходного – на счету Роджера Дикинса "Большой Лебовски", "Побег из Шоушенка" и 13 номинаций на награду киноакадемии. Добавьте к этому сценаристов Хэмптона Фанчера (первый "Бегущий") и Майкла Грина ("Логан" и свежая адаптация "Американских богов"), а также композиторов Бенджамина Уоллфиша (новое бьющее все прокатные рекорды "Оно") и не требующего специального представления Ханса Циммера. Хвалить актерский состав нужды, естественно, нет: в фильме задействованы Райан Гослинг, Дэйв Батиста, Робин Райт, Харрисон Форд и Джаред Лето.

Ридли Скотт и Харрисон Форд во время съемок "Бегущего по лезвию 2049"
bhfilms.com.ua

С такой командой и реноме первого "Бегущего" становится очевидно, почему вокруг фильма возник столь строгий ореол конфиденциальности. Избежать спойлеров пытались любой ценой: актерам выдавали всего по несколько страниц сценария, не давая их ни распечатать, ни сохранить. Этим же объясняется уже упомянутое отсутствие фильма на крупнейших кинофестивалях и обращение режиссера к критикам и журналистам, имевшим возможность посмотреть картину раньше мировой премьеры. Вильнев в свойственной ему скромной манере попросил их передать будущим зрителям лишь собственный опыт просмотра, полностью воздержавшись от пересказа каких-либо деталей. И, несмотря на то, что "Бегущий по лезвию 2049" уже третий день доступен украинскому зрителю, мы все же не станем раскрывать интригу сюжета, а, следуя совету автора, лишь поделимся впечатлениями.

"Любая цивилизация создана благодаря дешевой рабочей силе", – сообщает нам в трейлере главный антагонист картины, глава корпорации по созданию биоинженерных людей Ниандер Уоллес (Джаред Лето). Именно эта идея, актуальная сегодня не меньше, чем сто-тысячу лет назад, послужила отличной базой для депрессивного будущего, описанного сначала в романе Филипа К. Дика, а затем и обоих фильмах. Потребность в такой рабочей силе, реализованная с помощью создания репликантов, очень быстро переросла в новую проблему: их нежелание быть рабами. Как следствие – непослушание, провокации, заговоры и пошатнувшийся порядок и так не самого благополучного мира.

Собственно, именно поэтому в первом "Бегущем по лезвию" репликантов объявляют вне закона. И поэтому же лучший в своем деле лос-анджелесский детектив Рик Декард (Харрисон Форд) занимается их устранением, пока не влюбляется в свою мишень и не растворяется в финальных титрах в романтическом побеге.

В сиквеле ситуация резко меняется – репликанты уже узаконены, однако не все, а их идеально послушные свежесозданные модели. И для того, чтобы зритель понимал, что к чему, а экранное время не тратилось на флешбэки, Вильнев просит других режиссеров снять три короткометражки, повествующие о событиях, произошедших между первой и второй частями "Бегущего". Довольно изобретательный подход, который в последнее время все чаще можно встретить в проектах такого масштаба (например, у того же Ридли Скотта в фильме "Чужой: Завет").

Объяснив таким образом произошедшее за 30 лет, режиссер погружает зрителя сразу в проблемы текущего дня, приходящегося на 2049 год. Во многом ситуация почти не изменилась: мир все так же суров, разве что еще более нестабилен. Отношения между людьми и репликантами максимально обострились, а новые бегущие по лезвию (Райан Гослинг) по-прежнему разыскивают старые модели для так называемой отправки в отставку. В принципе отличная база для развития сюжета, в котором, как мы уже знаем, обнаруживается некая тайна, способная разрушить существующий порядок вещей.

С такой завязкой мог бы получиться довольно динамичный триллер с максимальным количеством экшн-сцен. Однако режиссер не стал избирать лежащее на поверхности решение и сосредоточил свое внимание на вопросах гуманности, развитии персонажей и, конечно же, безупречности сцены. Последнее можно увидеть в любом кадре, постере и трейлере к фильму. Продолжая традицию выбранного Скоттом неонуара и киберпанка, Вильнев возводит картинку в абсолют – идеальная геометрия и свет приковывают к себе внимание от начала и до конца долгого, почти трехчасового фильма. Как минимум по этой части у фильма есть все шансы получить заветный "Оскар" в соответствующих категориях.

В целом в картине чувствуется некое преклонение Дени Вильнева перед Ридли Скоттом и его детищем. Режиссер не стал менять ни настроение, ни атмосферу первого фильма, делая сиквел максимально похожим на оригинал и лишь его расширяя. Поэтому сказать, что "Бегущий по лезвию 2049" рискует снискать звание худшего продолжения в истории, уж точно нельзя.

В остальном все будет зависеть от ожиданий зрителя: жаждущие увидеть как можно больше динамики будут разочарованы, как и ценители изысканной недосказанности старых фантастических фильмов. Вильнев медленно и целенаправленно объясняет происходящее в кадре, погружая во внутренний мир героев. Что в принципе неплохо – темп и неспешное развитие сюжета как раз таки отсылает зрителя в прошлое. То же касается и философии фильма: несмотря на то, что все довольно доходчиво разъясняется, на заданные с экрана вопросы каждому зрителю все же придется отвечать самому.

Татьяна Ахапкина