Фото из открытых источников

Уже пытались - неудачно

Проект закона №7348, которым предусматривается, что с 1 января 2019 г. суммарная вместимость биокомпонентов для бензинов должна составлять 3,4 энергетических процента, а с 1 июля 2020 г. – не менее 4,8%, зарегистрирован в Верховной Раде и прошел уже несколько обсуждений на комитете по ТЭК – 22 сентября и 30 октября. За отказ добавлять биокомпоненты в автомобильное топливо предусмотрены штрафы.

Одним из соавторов и лоббистов законопроекта является и. о. главы комитета по ТЭК Александр Домбровский, экс-мэр Винницы и экс-губернатор области, которого считают близким к президенту человеком. Всего у документа 35 авторов. В комментарии 112.ua Домбровский не отрицал, что горячо поддерживает норму об обязательной добавке биоэтанола в бензин.

Отметим, что это уже не первая попытка закрепить обязательную норму добавления биокомпонентов в автомобильное топливо в Украине. Еще в 2012 году парламентом был одобрен закон "О производстве и использовании моторного топлива с содержанием биокомпонентов": обязательный объем их добавки в топливо должен был составлять не менее 5% объема в 2013 году и не менее 7% в 2016 году. Как писал в блоге для 112.ua директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн, тогда эту норму продавливали министр энергетики Юрий Бойко (который под эту программу начал строить мощный спиртзавод в Рубежном), а также его давние партнеры Эдуард Ставицкий и министр агрополитики Николай Присяжнюк. Компания "БРСМ", которую в то время связывали со Ставицким, тогда наладила на условиях государственно-частного партнерства производство биоэтанола на входящих в "Укрспирт" площадках государственных спиртзаводов. На практике законопроект реализован не был. А уже в 2015 году окончательными положениями принятого Радой закона об условиях упрощения условий ведения бизнеса его действие было отменено.  

Кто заработает на биоэтаноле?

В случае принятия законопроекта уже с 1 января 2019 года в Украине появится гарантированный рынок сбыта для около 80 тыс. тонн этанола, подсчитали эксперты. При средней рыночной цене 21 тыс. грн/т это около 1,6 млрд грн. При этом возможности импортировать этанол в страну для частных компаний сегодня нет по причине коллизии в законодательстве. "Единственный, кто сегодня имеет лицензию на импорт биоэтанола, – это ГП "Укрспирт"", - рассказал 112.ua глава Ассоциации "Укрбиотопливо" Тарас Миколаенко. Кто же в этой ситуации может рассчитывать на полтора миллиарда сейчас и в ближайшем будущем?

Как рассказал Миколаенко, сейчас в Украине есть около 13 производителей биоэтанола, причем 8 из них работают на площадках государственных спиртзаводов, которые в результате незаконченной реорганизации так и не были переведены в ГП "Укрспирт" и до сих пор остаются в составе недоликвидированного концерна "Укрспирт". "Пять из них работают довольно успешно, но самые успешные - Зарубинский и Гайсинский спиртзаводы. На Гайсинском заводе инвесторы вырезали все старое оборудование, поставили новое, для производства этанола используют самые современные технологии, в частности, обезвоживают спирт с помощью технологии молекулярного сита", - рассказал Тарас Миколаенко.

По данным участников рынка, на Гайсинском спиртзаводе производство наладили инвесторы, тесно связанные с сетью АЗС KLO, которая последние несколько лет является лидером по продажам биотоплива – бензина с этанолом. На Зарубинском заводе работает "БРСМ". На сегодняшний день совокупная продуктивность Зарубинского и Гайсинского спиртзаводов по производству этанола составляет в государственном секторе экономики 40 тыс. т в год и в частном 20 тыс. т в год, что дает им возможность по праву считаться крупнейшими производителями в стране.

Директор ООО "БРСМ" Виктор Щербатко в кулуарах форума украинского рынка сжиженного газа LPG Ukraine 2017 подтвердил 112.ua, что его компания является комиссионером на государственном Зарубинском спиртзаводе (Тернопольская область). Производимый на предприятии биоэтанол компания использует для изготовления своего альтернативного топлива "А-95 Е Премиум плюс" (содержание этанола 33%). Заниматься альтернативными видами топлива (с содержанием более 30% спирта в бензине) есть смысл из-за специального закона, которые дает льготу по бензину. Благодаря этой норме бензин с этанолом на заправках стоит на 1 грн/л дешевле традиционного. Но это пока.

Также производят этанол, по словам Миколаенко, Узинский сахарный завод и Гнидавский сахарный завод (ТМ "Солодко"): "О намерениях заняться его производством заявлял и один из крупнейших производителей сахара в Украине – компания "Астарта". Для сахарных заводов производство биоэтанола – хорошая возможность замкнуть производственную цепь. Они располагают большими объемами мелассы (побочный продукт производства сахара), который служит сырьем для производства этанола. Также сырьем для него может быть зерно, картошка, кукуруза".

В то же время ГП "Укрспирт" в последнее время биоэтанол не производил. И. о. главы "Укрспирта" Юрий Лучечко в беседе с корреспондентом 112.ua рассказал, что "Укрспирт" поддерживает законопроект об обязательной норме добавки биоэтанола и биодизеля в автомобильное топливо, так как это поможет загрузить мощности простаивающих предприятий. "Производство биоэтанола мы видим как одно из направлений возобновления производства на наших площадках, которые сегодня простаивают", - сказал 112.ua Юрий Лучечко.

Новости по теме: Если ФГИУ начнет рассматривать площадки "Укрспирт" на приватизацию, то поймет - пока нечего продать

По словам и. о. главы госпредприятия, в финансовом плане "Укрспирта" (утверждается Кабмином, - ред.), на будущий год уже заложено производство биоэтанола. "Мы уже внесли изменения в финансовый план и заложили достаточно средств, чтобы возобновить производство либо за счет собственных средств, либо за счет привлечения инвестора на основах государственно-частного партнерства. Если, к тому же, государство ускорит вопрос приватизации ГП "Укрспирт", я думаю, эти площадки также найдут своих инвесторов", - сказал Лучечко.

На сегодняшний день для производства этанола в ГП "Укрспирт" технически к производству биоэтанола готовы две производственные площадки - Хоростковское и Лужанское МПД. На данный момент они уже больше года простаивают. "Там сделаны технические условия (в соответствии с которыми производится биоэтанол), технический регламент предприятий. Оборудование на эти два предприятия частично уже завезено, но для создания полного производственного цикла еще необходимо дофинансирование", - рассказал 112.ua Лучечко.

И. о. главы "Укрспирта" также подчеркнул, что в целом говорить о том, что предприятия ГП "Укрспирт" уже завтра могут начать производить биоэтанол в тех объемах, которые необходимы (после введения нормы об обязательной добавке), некорректно. "Стоимость одной системы по обезвоживанию составляет около 500 тыс. долл. Нам самим не под силу масштабные инвестиции", - отметил Лучечко.

Рынок против обязательной нормы

Разумеется, что большинство автозаправочных сетей, которые в отличие от KLO и БРСМ не имеют ни мощностей по производству этанола, ни отлаженной системы продаж альтернативного топлива, выступают категорически против нововведения. В пресс-службе АЗС "ОККО" 112.ua сообщили, что пока не продают топливо с биокомпонентами. "Значительная часть современных двигателей автомобилей не предназначена для работы с нефтепродуктами с высоким содержанием оксигенатов. Заправка таким топливом может привести к поломке двигателя", - подчеркнули в пресс-службе сети АЗС.

В "ОККО" также сказали, что поддерживают ранее озвученную позицию Нефтегазовой ассоциации о том, что "следовало бы расширить список веществ, которые могут добавляться в базовое топливо как биокомпоненты. "В предлагаемом проекте закона этот список ограничивается только биоэтанолом. В то же время роль биодополнений к бензинам могут играть и другие вещества, например, этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ), как в смеси с биоэтанолом, так и без него", - сказали в пресс-службе сети АЗС.

Как известно, ЭТБЭ используется для повышения октанового числа бензина. Сейчас операторы рынка импортируют и применяют аналог этого компонента метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ).

Против нормы об обязательной добавке этанола в бензин выступает и госкомпания "Укргаздобыча", которая производит автотопливо на Шебелинском ГПЗ и развивает собственную сеть АЗС.

В пресс-службе "Укргаздобыча" 112.ua рассказали, что не производят "альтернативные виды топлива" (с добавлением биокомпонентов), в частности, в связи с отсутствием рынка биоэтанола и биодизеля в Украине, высокой и экономически непривлекательной ценой на биокомпоненты, отсутствием нормативной документации и законодательной базы, необходимостью лицензирования данного вида деятельности, а также в связи с необходимостью вложить значительные капитальные инвестиции в реконструкцию и покупку дополнительного оборудования. По данным госкомпании, для реконструкции и приобретения дополнительного оборудования (для обеспечения обязательного добавления биокомпонентов в автотопливо) понадобится от 50 до 100 млн грн.

В госкомпании также напомнили, что в Украине отсутствуют какие-либо стандарты, которые бы четко "определяли требования к биоэтанолу и биодизелю". "А это переносит ответственность за качество моторных топлив с добавлением биокомпонентов на производителей топлив". В то же время серьезные риски есть. "Во время "испытательного изготовления моторных топлив в добавлением биоэтанола наблюдается "расслоение смеси, и, как следствие, ухудшение качественных показателей бензинов, особенно в переходное и холодное время года", - сообщили в пресс-службе "Укргаздобычи".

Большой проблемой для инвесторов, которые хотели бы заняться производством этанола в Украине, остается неурегулированность нормативно-законодательной базы. "Вопрос производства биоэтанола частными компаниями до конца законодательно не урегулирован. С одной стороны, частным производителям разрешено производить биоэтанол, а с другой стороны есть коллизия. Ведь по определению биоэтанол - это спирт этиловый обезвоженный, произведенный из биомассы или спирта этилового-сырца для использования как биотопливо. Частные производители сразу добавляют в продукт 1% бензина, другие денатураты, делающие его отличающимся по составу от продукта, который мог бы быть признан спиртом. В Украине же на производство спирта действует госмонополия", - рассказал 112.ua Тарас Миколаенко.

Еще одна проблема – при производстве биоэтанола установлена нулевая ставка акциза, а при его транспортировке (после покупки с производства) необходим налоговый вексель на полную ставку акциза, сегодня - 126 грн/л этанола. "Условно при покупке цистерны этанола стоимостью около 700 тыс. грн на векселе нужно заморозить около 3 млн грн (оборотных средств, - ред.)", - пояснил Миколаенко.

Экспортировать этанол частные компании также не могут, опять же из-за несовершенства законодательства. На этот вид деятельности они должны получать лицензию, которую на практике налоговая пока еще никому не выдала. "По факту, до сегодняшнего дня ни одна частная компания не экспортировала из Украины ни одной тонны биоэтанола", - говорит Миколаенко.

И. о. главы "Укрспирта" в беседе со 112.ua также отметил, что по причине законодательной неурегулированности для проектов по частно-государственному партнерству на производственных площадках ГП привлечь инвесторов непросто. "Важным условием заинтересованности инвесторов является урегулирование нормативно-документальных вопросов, в частности, вопрос с налоговым векселем, нормой обязательной добавки", - сказал Юрий Лучечко.

В результате сложившейся ситуации единственные потребители, которые могут быть заинтересованы в покупке этанола в Украине, – автозаправочные сети, которые предпочитают биокомпоненту – присадку МТБЭ, повышающую октановое число бензина. Сейчас они ее импортируют. Доля бензинов с биоэтанолом на сегодняшний день в общем объеме реализации бензинов через АЗС в Украине пока невысока. По данным НТЦ "Психея", она составила 2,2% в 2015 году – в стране было продано 51 тыс. т такого топлива. В 2016 году его доля сократилась до 1,3% - был продан в два раза меньший объем – 28 тыс. т. По итогам первого полугодия 2017 года доля бензина с этанолом не превышала 1,1% или 10 тыс. т в общем объеме реализации.

Плюсы и минусы альтернативного топлива

Участники рынка и эксперты, с которыми пообщался 112.ua, указывают на риск повышения цен на автомобильное топливо после введения требований об обязательной добавке этанола в бензин.

"Очевидно, что спиртосодержащий бензин будет дороже "обычного". На сколько? Это во многом будет зависеть и от монополиста в лице "Укрспирта", который оказывается в очень сладкой позиции: цены на биоэтанол будут исключительно в его руках. Также понятно, что все это будет включено в цену на АЗС", - написал в блоге Сергей Куюн.

"Производство топлива с биокомпонентами будет обложено акцизом, что приведет к удорожанию продукта для конечных потребителей", - говорят и в пресс-службе ОККО, отмечая что "в законопроекте не урегулирован вопрос акцизной составляющей".

Еще одним фактором повышения цены будет необходимость инвестировать в инфраструктуру для выполнения норм законопроекта, сообщили 112.ua участники рынка. "Вместе с необходимостью проведения соответствующей реконструкции технологических установок, резервуарных парков и другого оборудования потребуются дополнительные затраты, что увеличит себестоимость товарной продукции. Одновременно с этим законопроектом не предусмотрены акцизные льготы для предприятий-производителей моторных топлив с использованием биокомпонентов", - сказали в пресс-службе "Укргаздобычи".

О необходимости внесения изменений в инфраструктуру для хранения топлива с биокомпонентами как на нефтебазах, так и на АЗС и доукомплектации оборудованием для анализа биотоплива лабораторий сообщили и в пресс-службе "ОККО": "На выполнение таких работ нужно как минимум год. Поэтому реальная реализация требований закона возможна не ранее чем с начала 2019 года".  

Еще один проблемный момент, связанный с введением нормы обязательной добавки, по словам участников рынка и экспертов, - это готовность к нему двигателей украинских автомобилей. В НТЦ "Психея", который изучает проблематику "альтернативного топлива" с 2012 года, отмечают, что этанол обладает меньшей энергоплотностью. В 1 литре этанола содержится на 37% меньше энергии, чем в одном литре бензина, что обуславливает больший удельный расход спиртового топлива. Еще один серьезный недостаток альтернативного топлива – существенная зависимость давления насыщенных паров от температуры, затрудняющая пуск двигателя при низких температурах и его работу при температуре выше 25°С, говорит начальник отдела - заместитель директора НТЦ "Психея" Виктор Малевич. Он выделил и "высокую коррозионную активность альтернативного топлива, усиливающуюся в присутствии воды".

Также альтернативное топливо не годится для использования старыми (старше 10 лет) автомобилями, которые составляют основу украинского автопарка. "Смесевые бензины Е10 с массовой долей кислорода до 3,7% и содержанием биоэтанола до 10% (по объему) или этил-трет-бутилового эфира (ЭТБЭ) до 22% (по объему) могут использоваться только для питания современных двигателей с системами впрыска, имеющих расширенный диапазон регулирования топливовоздушной смеси", - сказал 112.ua Малевич.

По данным немецкого Федерального органа автомобильного транспорта (Kraftfahrt-Bundesamt), топливо Е10 неприемлемо и для целого ряда транспортных средств, выпущенных для европейских потребителей до 2000 года. Среди них, в частности, все модели Daewoo, Lada и Mitsubishi на основе двигателей GDI; Chevrolet Matiz, Aveo, Nubira, Lacetti; Mercedes-Benz C 200, CLK 200; Škoda Octavia, Fabia, Superb, Felicia, Forman, Favorit; Opel, сообщили в НТЦ "Психея".

Главный же аргумент за использование этанола – благотворное влияние на экологию. "При получении и последующем сгорании биоэтанола выделяется столько же CO2, сколько было связано из атмосферы использованными для его производства растениями", - сказал 112.ua Виктор Малевич.

По словам эксперта, при использовании альтернативного топлива снижается токсичность выхлопа (выбросы СО, углеводородов, твердых частиц). Это происходит за счет того, что содержащийся в этаноле кислород позволяет более полно сжигать углеводороды топлива. В частности, 10% этанола в бензине позволяют сократить выбросы твердых частиц на 50%, СО – на 30%. При текущем производстве спиртового топлива это эквивалентно исчезновению 1 млн автомобилей с дорог ежегодно.

"В то же время наличие токсичных альдегидов в выхлопных газах (альтернативного топлива) делает далеко не бесспорными выводы относительно экологической безопасности спиртового топлива", - отметил эксперт.

В качестве плюсов альтернативного топлива в НТЦ "Психея" отметили также высокое октановое число (106…108 единиц по исследовательскому методу) и, как следствие, большую степень сжатия в камере сгорания (12…14) с меньшим удельным расходом энергии на единицу мощности (больший КПД двигателя). Кроме того, меньшее нагарообразование и высокие моющие свойства, которыми обладают альтернативные виды топлива.

С биодизелем все плохо

Если вопрос с этанолом более или менее изучен и понятен, то с биодизелем в Украине все откровенно плохо. Уже несколько лет он в Украине не производится, и масштабных мощностей для этого нет.

В период с 2006 по 2013 год в Украине наблюдался буквально бум интереса к биодизелю: на теме пиарились политики и эксперты, одна за другой появлялись госпрограммы дотирования отрасли, в новостях через день мелькали заявления западных компаний о многомиллионных инвестициях в строительство заводов по производству биодизеля в Украине. И это имело определенные практические результаты.

До 2013 года в Украине уже было 55 производителей биодизеля, отмечает Миколаенко. В то же время, по его словам, после введения ставки акциза, которая сделала эту продукцию дороже обычного дизеля, все предприятия остановились. "Вопрос этот, к слову, до сих пор не урегулирован. Ставка акциза до сих пор действует", - отметил глава Ассоциации "Укрбиотопливо".

Инвесторов, по словам Миколаенко, оттолкнули и случаи преследования в отношении производителей биодизеля, которые имели место после введения высокого акциза в 2013 году. "В частности, им подверглась австрийская компания, построившая завод по производству биодизеля. Ну или вот пример: фермер в Херсонской области привез из Голландии суперкультуру – водные бактерии, которые использовались для производства биодизеля. Фермер поставил биореактор, на его открытие приезжала Юлия Тимошенко. После введения акциза фермер продолжал производство для собственных нужд – заливал биодизель в тракторы, которые обрабатывали его поля. В итоге его признали нарушителем, не уплатившим акциз, возбудили уголовное дело. Он до сих пор в бегах в Европе", - рассказал 112.ua эксперт.

На производственных площадках "Укрспирта", к слову, линий по производству биодизеля также нет и финансирование на их установку пока не предусмотрено. "Мы несколько дней назад вернулись, посещали предприятия западного региона. Там совместно с Тернопольской обладминистрацией готовим к запуску пилотный проект по производству биодизеля. Оборудование по его производству "Укрспирту" готов передать один из местных фермеров, который его закупил. Ничего сложного – технический спирт, масло, глицерин и на выходе биодизель", - рассказал 112.ua Юрий Лучечко.

Как добавляют этанол в топливо в других странах мира

Лоббирующие вопрос введения обязательной добавки биоэтанола в топливо власть имущие часто любят ссылаться на международный опыт использования альтернативного топлива, в частности европейский. Но вот что особенно важно: все страны члены ЕС гарантируют сохранение поставок традиционных нефтепродуктов для неадаптированных транспортных средств. То есть требования об обязательной норме, да еще и под угрозой штрафа, в ЕС нет, написал в Facebook директор специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.

Как известно, в мире хедлайнером по использованию этанола на заправках изначально была Бразилия. С 1975 года в Бразилии действует закон, обязывающий АЗС добавлять в бензин не менее 20% этанола. Отметим, что сейчас в стране за счет этанола удовлетворяется около 50% внутреннего спроса на топливо. На биоэтаноле способны ездить две трети автотранспорта в этой стране.

Популярность этанола там связана прежде всего с его низкой себестоимостью – основным сырьем для его производства является тростниковый сахар, объемы которого Бразилия имеет в изобилии. К тому же, развитие производства биоэтанола в Бразилии было продиктовано и необходимостью поддержать производителей сахара, которые оказались в непростом положении из-за ведения квот на поставку их продукции в ряде стран, в том числе в ЕС (дешевый тростниковый сахар из-за низкой цены убивал производство свекловичного). В связи с этим власти дали направлению мощную господдержку. Компаниям, изъявившим желание построить заводы по производству этанола, выдавали кредиты под минимальные проценты. Государство практиковало оптовые закупки спирта у производителей за бюджетные средства. Льготы были предусмотрены и для бразильцев, пожелавших переоборудовать свои авто под альтернативное топливо.

В США этанол в бензин также добавляли еще с 70-х годов прошлого столетия. В Штатах интерес к альтернативному топливу был обусловлен, в первую очередь, заботой об экологии. В частности, американская пульмонологическая ассоциация подтвердила, что с 1990 года применение спиртобензиновых смесей позволило на четверть уменьшить образующие смог выбросы, рассказали в НТЦ "Психея".

В то же время в большинстве стран в последние годы наметилась тенденция сокращения программ по развитию альтернативного топлива, ведь оно является одним из мощных драйверов роста цен на сельскохозяйственную продукцию - основное сырье для его производства. Эту проблему так и называют - проблемой пустой тарелки и полного бака. Ведь вопрос заключается в выборе: испечь из тонны пшеницы хлеб или переработать ее и залить в бак. В связи с этим сейчас мир в целях заботы об экологии основную ставку делает на развитие направления электротранспорта и возобновляемых источников энергии, сказали 112.ua эксперты.

Елена Голубева