"Богемская рапсодия": Байопик, который мы заслужили (на самом деле нет)

Наконец-то в мировой прокат вышла кинобиография группы Queen – фильм, сыгранный словно по нотам, но лишенный какой-либо индивидуальности, за которую, по иронии, все так полюбили Фредди Меркьюри

"Богемская рапсодия": Байопик, который мы заслужили (на самом деле нет)
Кадр из фильма "Богемская рапсодия" IMDB

Татьяна Ахапкина

Журналист

Наконец-то в мировой прокат вышла кинобиография группы Queen – фильм, сыгранный словно по нотам, но лишенный какой-либо индивидуальности, за которую, по иронии, все так полюбили Фредди Меркьюри

Появление на свет этого фильма назвать безоблачным довольно сложно. Первые слухи о возможном байопике поползли еще в 2010 году. Тогда на роль рок-легенды прочили провокационного, но талантливого комика Сашу Барона Коэна, а в сценаристы – оскаровского номинанта Питера Моргана ("Королева", "Фрост против Никсона"). Но что-то пошло не так и планы переигрались. Если верить слухам, Брайан Мэй слишком осторожничал, опасаясь нанести наследию Фредди непоправимый вред, но в то же время намеревался "убить" главного героя в середине картины, посвятив вторую часть его оплакиванию.

Когда в 2013 году стало известно, что такой версии случиться не суждено, к проекту сразу привязали еще несколько заметных имен. Однако и они в течение ближайшего времени отпали, как и некоторые последующие.

И лишь в течение 2015-2016 годов была собрана команда, сумевшая реализовать долгострой. В частности, в качестве автора сценария оказался утвержден еще один номинант на "Оскар" Энтони МакКартен ("Вселенная Стивена Хокинга", "Темные времена"), детально оформивший работу Моргана. В свою очередь режиссером стал Брайан Сингер (франшиза "Люди Икс"), которого уже в процессе съемок заменил Декстер Флетчер ("Эдди "Орел"). Ну а честь сыграть великого и великолепного Меркьюри досталась звезде сериала "Мистер Робот" Рами Малеку.

Кадр из фильма "Богемская рапсодия" IMDB

Событийно авторы попытались охватить максимум возможного – начиная от знакомства в 1970 году Фредди Меркьюри с Брайаном Мэйем и Роджером Тейлором (тогда еще гитаристом и ударником группы Smile) и заканчивая их совместным выступлением в качестве уже всемирно известных Queen на "Уэмбли" в 1985 году. Грандиозное шоу, состоявшееся в рамках благотворительного фестиваля Live Aid, и по сей день считается одним из лучших выступлений в истории рок-музыки.

Ну а в промежуток между этими пиковыми точками из биографии музыкантов создатели "Богемской рапсодии" попытались уместить максимальное количество событий, повлиявших как на развитие группы в целом, так и на личность Фредди в частности.

Например, в фильме можно увидеть, как записывался их знаменитый альбом A Night at the Opera и создавались такие культовые хиты, как We will rock you, Love of my life и, собственно, Bohemian Rhapsody. Не меньше внимания лента постаралась уделить личным взаимоотношениям участников коллектива, а также характеру и образу жизни его лидера, затрагивая в том числе интимные темы.

Впрочем, сразу стоит уточнить, что безоговорочно верить всему показанному не стоит. Многие факты были художественно приукрашены, а некоторые – откровенно переиначены в пользу удобства и складности повествования. Заметить подобное несоответствие можно еще в завязке фильма – даже упомянутое знакомство музыкантов произошло в куда более будничной обстановке и, тем более, не подчеркивало столь показательным образом значимость Мэя и Тейлора (на тот момент относительных новичков, хоть и действительно нравящихся Меркьюри). На самом деле он сначала сдружился с вокалистом Smile Тимом Стаффелом, а тот, в свою очередь, представил певца будущим коллегам по Queen. Лента же в целях экономии времени упускает Стаффела из виду и предлагает Фредди самому сделать первый шаг.

Кадр из фильма "Богемская рапсодия" IMDB

Подобное переосмысление реальной истории, судя по всему, имеет отношение едва ли не ко всей (если не в даваться в дотошные подробности) "Богемской рапсодии". Многие сцены, диалоги в которых прописаны исключительно для того, чтобы ублажить зрителя и вызвать у него определенную реакцию, получились неправдоподобными и лишенными жизни.

Не сработало в плюс и поверхностное изложение содержания, больше похожее на схематичное перечисление избранных фактов, не особо связанных между собой. Это сделало фильм подобным музыкальному клипу с набором разношерстных, не объединенных в единое смысловое полотно образов, вынужденных уживаться вместе в рамках 135 экранных минут. Худшим решением, пожалуй, могло бы стать лишь планируемое ранее убийство главного героя в середине сюжета, как бы гипотетически стройно оно не сумело прописаться в сценарных рядах.

Тем не менее, назвать картину полностью лишенной достоинств тоже нельзя. В первую очередь это касается, конечно же, саундтрека. Наследие группы, которое так боялись очернить, все же испортить довольно сложно, если не сказать невозможно. Более того, именно благодаря великим песням Queen лента временами оживает и волшебным образом ладится, что позволяет закрывать глаза на многочисленные недочеты.

Похвалить также можно работу художников-постановщиков, ответственных за визуальное оформление. Дизайн, локации и костюмы выглядят в "Рапсодии" реалистично, к чему, справедливости ради, тоже приложил руку Мэй. Для этого гитарист открыл доступ к личным, бережно собранным и хранимым архивам и даже одолжил для съемок кое-что из собственного гардероба.

Не меньше труда вложил в фильм и исполнитель главной роли Рами Малек, не только не побоявшийся принять ответственный вызов, но и сумевший должным образом его реализовать. Его Фредди пылает на экране, как пылал сам Меркьюри, и не вызывает ни малейшего сомнения в своей истовости и гениальности. Пожурить Малека можно лишь за не слишком правдоподобные сцены с пением, но в этом случае актера легко понять и простить, особенно если вспомнить его изящную проработку не только внешнего поведения, но и внутренней жизни музыканта.

Кадр из фильма "Богемская рапсодия" IMDB

Однако перечисленного, увы, недостаточно, чтобы спасти ленту и позволить ей достичь вершин, которые сумела завоевать воспеваемая в ней группа. Главная проблема "Богемской рапсодии" кроется в том, что она вышла слишком старомодной для нынешнего времени. Романтизированные и лишенные человечности герои, драматические сцены под дождем и оставшийся за кадром секс и драйв – все это отголоски прошлого кинематографического века.

"Мы не хотим эксплуатировать одну и ту же формулу", – говорят своему продюсеру участники Queen, уставшие от приевшихся музыкальных приемов. По иронии, то же можно сказать и об их байопике. Пластиковый, сглаживающий острые углы шаблон больше не производит впечатления. Особенно если речь в нем идет о столь выдающейся личности, как Фредди Меркьюри – абсолютно экстраординарной и в равной степени безудержной в своих (не всегда по-киношному привлекательных) порывах. Но ведь именно такой биографии он заслуживает. И, хочется верить, его поклонники тоже.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>