Борьба с рейдерством: Когда она может быть эффективной

Борьба с рейдерством: Когда она может быть эффективной
Фото из открытых источников

Ярослав Гришин

Адвокат, правозащитник

Государственная коррупция эволюционировала синхронно со сменой президентов и властной команды. Каждый президент вводил свои собственные традиции коррупционной системы.

Несмотря на все разговоры о борьбе с коррупцией, иностранные инвесторы, которые имеют средства и хотят их вложить в выгодный проект, будут смотреть на международный рейтинг восприятия коррупции, а не на политические заявления отдельных государственных деятелей. А место Украины в международных рейтингах инвестиционной привлекательности – четко демонстрирует, насколько далеко мы продвинулись в том, чтобы быть хабом для иностранных капиталов. Замкнутый круг имеет много причин, но он имеет и авторов.

Новости по теме

Рейдерство стало обыденностью. Реальность такова, что незыблемость принципа права собственности регулярно попускается. Можно долго говорить о негативных нечестных бизнесменах, которые используют физическую силу и отбирают заводы и предприятия. Но вся проблема не только в нечестных бизнесменах, а в том, что система госуправления способствует такому развитию событий.

Вообще, защищенность бизнеса – это болезненная тема в вопросе, как привлечения инвестиций, так и ведения бизнеса национальными предпринимателями. Общественный договор не имеет никакого смысла, если попираются основополагающие права, которые в нем записаны.

Быть предпринимателем – это бродить по минному полю коррупции контролирующих органов, давления налоговой, рейдерством со стороны других интересантов и многое другое. Важно понимать, что рейдер не работает один, он связан с госаппаратом, хотя бы одним регистратором, который может внести необходимые изменения. Классический бизнес, как это есть в развитых странах, когда есть здоровая, рыночная конкуренция, когда успех зависит только от креативности PR-менеджеров, уникальности продукта и доступности предоставляемых услуг возможен лишь в том случае, когда государство создаст механизм взаимодействия общества с соблюдением основополагающих прав и свобод, предусмотренных законом.

На своей практике, защищая клиентов, я различаю два базовых вида угроз для бизнеса:

  1. Государственные чиновники или силовики, которые осуществляют давление на бизнес, требуя неправомерной выгоды от предпринимателя;
  2. Рейдерство, то есть незаконное завладение чужими активами силовым путем с использованием пробелов в законодательстве, подделкой документов или незаконным сотрудничеством с органами госреестра с последующим физическим удержанием актива и переводом конфликта в судебную тяжбу.

В западной правовой практике рейдерство считается высокоинтеллектуальным юридическим бизнесом, поскольку для его реализации необходимо придумать юридические основания для того, чтобы претендовать на имущество, а впоследствии и отстоять в суде. В Украине такой вид бизнеса является скорее силовым, поскольку почти всегда он сопровождается физическим захватом объекта.

Новости по теме

В период с 2005 по 2010 годы рейдерство в Украине стало массовым явлением и недружественное поглощение бизнеса имело неконтролируемый характер и для его реализации юридические основания были лишь формальностями после вооруженной осады предприятия или завода.

Кое-что изменилось с 2010 года. С приходом на президентский пост Виктора Януковича правила давления на бизнес изменились. Рейдерство стало менее актуальным. Центральный бенефициар всего бизнеса, что есть в стране четко определился и каждый, кто хотел чем-то заниматься – должен был просто платить. Если кто-то не хотел платить – бизнес отбирали силовым способом. В классическом смысле рейдерства не было как такового, все зависело от договоренностей с представителями "семьи". Для тех, кто этого не делал, все, что могли правозащитники – это затянуть захватчика в долгую судебную тяжбу, оспаривать каждое купленное решение суда и только так защищать собственный бизнес.

2014 год ознаменовал собой "гибридный" период. Выражаясь терминологией Самуэля Хантингтона, в 2014 мы имели классическую мафиозную державу, с которой перешли на государство двойных стандартов. С одной стороны, на высокие государственные должности ставили менеджеров с положительной репутацией, а с другой – имели войну силовых органов за то, кто именно будет "крышевать" бизнес. Когда в медиапространстве появлялись сообщения о задержании чиновников, это, как правило, было обычным задержанием конкурента. Другими словами, консенсус был нарушен и за сферы влияния нужно было бороться госорганам между собой.

В таких условиях защита бизнеса была мало эффективной в сугубо юридической плоскости, о нарушении закона приходилось говорить не только в судах, но и в средствах массовой информации, использовать "goodwill", то есть деловую репутацию предпринимателя, как аргумент.

Новости по теме

Бывший министр юстиции Петренко заявлял о децентрализации функций госрегистрации. Это хорошо звучит, однако на практике – это путь в еще большее рейдерство. Именно благодаря местным недобропорядочным регистраторам происходят махинации с перерегистрацией компаний от одних собственников на других, что достаточно сложно потом восстановить в суде.

Сейчас появился тренд на диджитализацию, и министр Кабинета Министров Дмитрий Дубилет борется с симптомами укорененных "законодательных" пробоин, которые способствуют рейдерским действиям.

Рецепт борьбы лежит в изменении законодательных правил, которые бы делали невозможным само появление возможности захватить чужой актив. Сервисное государство можно создать исключительно путем централизации и консолидации в доме юстиции всех услуг, которые сегодня оказывают коррупционные органы регистрации актов гражданского состояния (брак и расторжение брака), нотариусы и государственные регистраторы (право собственности и ограничения на недвижимое имущество и единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц предпринимателей), сервисные центры МВД (регистрации права собственности на авто), госгеокадастр, даби и тому подобное.

Помимо самой оптимизации, еще одним положительным следствием является упрощение всей системы, поскольку будет меньше помещений, меньше кадров, меньше бюрократии. Это позволит повысить зарплату госработникам, что улучшит их эффективность, экономить государственные деньги, и ускорить процедуры.

Именно такие революционные изменения необходимы стране для оздоровления. Если наши реформаторы хотят проводить настоящие реформы, необходимо осуществлять "шоковую терапию" и не бояться ломать привычные, прогнившие устои.

При желании реализацию таких изменений можно осуществить в течение одного года, но для этого необходима политическая воля, все наработки уже существуют и опыт других стран показал их эффективность. Нам не нужно придумывать велосипед, нужно хотеть применять лучшие практики, которые доказали свою целесообразность.

Ярослав Гришин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>