Борьба за томос для киевской церкви: Экскурс в историю

Борьба за томос для киевской церкви: Экскурс в историю
Митрополит Киприан Фото из открытых источников

Никита Синицин

Журналист

В ближайшие дни, как предполагается, должен решиться полугодовой марафон вокруг предоставления Украине права на автокефальную церковь, которая бы подчинялась не Москве, а Константинополю. Интересно, что данный вопрос решается для территорий, входящих в современную Украину, уже второй раз. Первый раз он был решен настолько успешно, что глава самостоятельной, тогда еще Киевской митрополии, переехал в Москву и занял пост главы объединенных церквей.

Новости по теме

Церковный конфликт вокруг православных земель, входивших в состав будущих Украины и Белоруссии, вспыхнул в середине ХIV века по политическим причинам, в которые тем не менее оказалась напрямую втянута и церковь.

Но обо всем по порядку.

Центром христианства на Руси был Киев, и глава церкви носил титул Митрополита Киевского и Всея Руси. Монгольское нашествие на Русь в ХIІІ веке особенно ударило по Киеву, так что митрополиты Киевские, сидевшие в городе, влачили, в общем-то, довольно жалкое существование, как и город с одноименным княжеством. В конце концов, очередной митрополит Максим в 1299 году решил перенести митрополичью кафедру из Киева на северо-восток – во Великое княжество Владимирское в столичный город Владимир. Его преемник Петр спустя 17 лет снова переехал, избрав постоянным местом своего пребывания Москву.

Сложилась парадоксальная ситуация: обладавшие титулатурой "Митрополит Киевский и Всея Руси" церковные владыки сидели в сотнях километрах от своей законной резиденции. Впрочем, до середины ХIV века это не было особым препятствием: на местах сидели епископы, митрополиты посылали своих чиновников в западные епархии и периодически ездили для духовного ободрения прихожан и решения кадровых и хозяйственных вопросов.

Ситуация резко изменилась в 50-х годах ХIV века.

Это был период усиления Великого княжества Литовского во главе с князем Ольгердом, подчинившим себе где силой, а где дипломатией и путем браков большую часть территорий, входивших в состав современных Украины и Белоруссии. Впрочем, никаких притеснений православию князь не принес. Напротив, его женами, о которых хоть что-то известно, были православные – княжны из Витебска и Твери, а часть детей приняла христианство. То есть в личном плане Ольгерд, скорее, благоволил христианству. Правда, делал это, скорее, из государственных соображений, поскольку большая часть его подданных были православными, хотя сам князь Литвы, как считается, умер язычником.

Князь Ольгерд Фото из открытых источников

С середины 1350-х годов интересы Ольгерда скрестились с Великим княжеством Владимирским, читай Московским. Помимо духовного надзора над подданными православными, правитель получил отток доходов из православных епархий со своей территории в Москву, усиливавший противника князя. Но главное, именно в этот период - с 1354 года - Митрополитом Киевским стал один из выдающихся деятелей средневековой Руси Алексий (в миру Бяконт).

Новости по теме

Алексий стал не просто занозой в пальце Ольгерда. С момента своего назначения митрополитом и до смерти в 1378 году он стал руководить всей государственной политикой Москвы, благо там до 1359 года правил слабовольный князь Иван, сын Ивана Калиты, а его сыну Дмитрию, будущему Донскому, было тогда всего 9 лет.

Великий князь Ольгерд почуял в Алексии соперника и попытался убрать последнего: во время визита владыки в Киев в 1359 году он был схвачен, как считается, по приказу Ольгерда, и заключен в тюрьму, из которой ему удалось бежать спустя год.

Начав открытый конфликт с Алексием, Ольгерд начал просить Константинопольского патриарха как главу православия назначить для всех православных Великого княжества Литовского другого митрополита, поскольку Алексий не приезжает в подчиненные ему епархии, не занимаясь их делами, а только выводит деньги в Москву.

На редкость знакомые ситуация и слова, не правда ли?

Сам Алексий, поминая киевский арест, справедливо заявлял, что не считает для себя поездку в Литву безопасной.

Митрополит Алексий Фото из открытых источников

Наконец, уставший от жалоб, просьб и писем, Константинопольский патриарх Филофей Коккин в 1373 году направил своего посланца - болгарина Киприана - для примирения Москвы и Литвы.

Однако момент был выбран на редкость неудачно: с 1368 года между Москвой и Литвой шла война, начавшаяся из-за поддержки Ольгердом брата своей жены Михаила Тверского, брошенного в тюрьму в Москве и потерявшего свои земли. Война шла несколько лет. Достигнув успехов и нанеся серьезные поражения Москве в начале конфликта, Ольгерд столкнулся с каменным Кремлем, воздвигнутым для защиты от литовцев, а также прочими трудностями, так что конфликт в конце концов был сведен к формальной ничьей.

Словом, более неудачного времени для примирения сторон в церковных вопросах придумать было тяжело, и неудивительно, что все завершилось провалом. В конце концов, отчаявшись в попытке сшить несшиваемое, патриарх Коккин в 1375 году разделил кафедру Алексия на две части и отдал все ее территории, входившие в состав Великого княжества Литовского, Киприану, провозглашенному митрополитом Киевским, Русским и Литовским. Поскольку таким же титулом, кроме "Литовский", обладал и Алексий, возникли споры о его законности, и в Москве Киприана не признали, однако это не мешало ему выполнять свои обязанности митрополита в Великом княжестве Литовском.

Однако когда Киприан после смерти Алексия в 1378 году попытался приехать в Москву и стать во главе уже объединенной кафедры Митрополита Киевского, Литовского и Всея Руси, еще на границе он был остановлен по приказу князя Дмитрия Донского, ограблен и выпровожен обратно.

Вслед за этим имела место 12-летняя чехарда с митрополитами, когда в Москве митрополитами успели побывать четыре человека, в том числе и сам Киприан, причем права не всех из них признаются законными.

Первым стал личный духовник Дмитрия Донского Митяй, выбранный по воле великого князя. Для утверждения патриархией он отправился в Константинополь, но в пути неожиданно умер, так что грамоту пришлось заполнять на имя нового кандидата в митрополиты – переяславского архимандрита Пимена. В 1381 Пимен вернулся, но был также неласково принят Донским, по приказу которого был заключен в тюрьму.

Незадолго до того или же, напротив, вскоре после ареста Пимена (историки на этот счет не определились) Киприан стал наконец Митрополитом Киевским и Всея Руси, уже объединенной кафедры Киева и Москвы.

Впрочем, ненадолго. В 1382 году во время набега Тохтамыша на Москву Донской, оставив город и семью на попечение митрополита, ушел "собирать полки". Однако Киприан был не Алексий, сидевший в Москве во время двух осад последней Ольгердом, а потому взял и уехал, вывезя с собой семью великого князя. Правда, от гнева князя, винившего Киприана едва ли не в единоличной вине за разгром Москвы, это его не спасло. До самой смерти в 1389 году Донской отказывался иметь дело с Киприаном.

Дмитрий Донской Фото из открытых источников

Однако без митрополита церкви быть не положено, и из ссылки был возвращен Пимен, чей титул митрополита Дмитрий Донской признал. На своем посту Пимен запомнился, скорее, непомерной алчностью, чем заботой о церковных делах, тем самым косвенно подтверждая слухи, что был рукоположен митрополитом за огромные взятки и теперь, как говорится, просто "отбивал" расходы.

Разумеется, это положение нравилось не всем, и в ходе своей поездки в Константинополь уважаемый епископ суздальский Дионисий в 1383 году был рукоположен новым митрополитом, а Пимен смещен и вызван в Константинополь для отчета. Однако нового митрополита постигла судьба Алексия – в Киеве Дионисий был задержан и умер в заточении в 1385 году.

В результате Пимен оставался митрополитом до своей смерти в 1389 году, случившейся в Константинополе, куда он все-таки прибыл для отчета перед священным Синодом.

В том же году умер и Дмитрий Донской, чем открыл путь для возврата в митрополиты Киприану, благо сын умершего великого князя Василий был более пролитовски настроен, женившись на дочери будущего великого князя литовского Витовта, и лично хорошо относился к литовскому митрополиту.

Начавший с создания отдельной от Москвы митрополии, Киприан объединил православную церковь Руси уже под своим руководством и занял достойное место в ряду высших иерархов православия на территории будущих Украины, России и Белоруссии.

Отдельная от Москвы православная церковная организация на территории будущей Украины возникала еще трижды:

1) в 1415 году решением иерархов церкви Великого княжества Литовского митрополитом Киевским был назван Григорий Цамблак. Впрочем, уже через 4 года он отрекся от титула;

2) 1441 год – митрополит Киевский грек Исидор был изгнан из Москвы после попытки провести богослужение по униатскому канону, принятому им от имени Руси на Ферраро-Флорентийском соборе. Поскольку последний формально был признан Византией и духовенством последней, Исидор признавался как митрополит Киевский за пределами Великого княжества Московского до смерти в 1458 году. С тех пор и до 1596 года из Константинополя стали назначать митрополитов Киевского, Галицкого и всея Руси, в противовес тем, кого с того же года называли митрополитами Московскими и Всея Руси;

3) 1620-й – год восстановления патриархом Феофаном III кафедры митрополита Киевского и Всея Руси в Киеве, пост первого митрополита занял Иов Борецкий.

Никита Синицин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров