"Брама": Выход из радиационной зоны комфорта

Фильм о семье, живущей в Чернобыльской зоне отчуждения

"Брама": Выход из радиационной зоны комфорта

Антон Филатов

Журналист, кинокритик

Фильм о семье, живущей в Чернобыльской зоне отчуждения

В кинотеатрах стартовал прокат фильма Владимира Тихого "Брама". Мистическая драма об украинцах, которые не в состоянии вырваться из родного болота, даже если жизнь в нем превратилась в сплошные страдания. Лента показала нашу реальность с ироничным пессимизмом.

Сюжет картины разворачивается в Чернобыльской зоне отчуждения, где живет семья отшельников. В ее главе стоит эксцентричная баба Прыся, которая курит загадочную травку, ест грибочки и радиоактивное мясо, общается с радио даже когда в нем нет батареек, колдует, а также рассказывает истории об инопланетянах в парламенте и мавках в лесу.

По хозяйству ей помогает дочь Слава. После аварии на ЧАЭС она с семьей переехала в Крым. Но обосноваться на новом месте не получилось из-за унизительного клейма чернобыльцев, которое поставило на них общество. Кроме того сыну Славы, Вовчику, дети неоднократно разбивали голову, чтобы посмотреть на его "чернобыльские мозги". В результате у парня начались умственные отклонения. Они вернулись обратно к бабе Прысе в Чернобыльскую зону. А со временем муж Славы ушел из семьи.

Герои этой картины – тотальные неудачники, которых сломали обстоятельства и окружение. Грязный и неблагополучный микромир, в котором они живут, на первый взгляд кажется экзотичным и забавным. Но за всей этой эксцентрикой кроется безнадежная тоска по утраченным возможностям, нереализованным желаниям и потерянному счастью.

Баба Прыся, Слава и Вовчик постоянно ругаются друг с другом. Поводом для ссор становятся зачастую пустяковые бытовые мелочи. В этом прочитывается намек на то, что колкие ежеминутные претензии друг к другу могут нанести еще больший вред, чем радиация.

Это кино обрамляет пороки украинского общества, травмы отечественной истории и проблемы нашего края. Фильм рассказывает, как нашу страну веками насиловали татары, поляки, россияне, коммунисты и даже инопланетяне. Критикуются власть имущие, для которых закон не писан. И очерчивается портрет рядового неудачника, который сломался под напором политических кризисов и социальных стрессов.

Многие эпизоды "Брамы" посвящены сугубо локальным проблемам Украины. Возможно, именно поэтому картина не пользуется большим успехом за рубежом, где эти темы малопонятны. Например, на кинофестивалях "Темные ночи" (Таллинн) и LET'S CEE (Вена) фильм остался без наград.

Первая половина фильма выглядит забавно за счет фарса с игрой на нацистском аккордеоне, мастурбацией на чердаке и болтовней про инопланетян. Но ближе к завязке его сюжет превратился из трагикомедии – в мистический триллер.

Главная коллизия ленты заключается в том, что заехавшие в зону отчуждения депутаты стреляют в Вовчика, как в живую мишень. При этом местный милиционер и судья пытаются "замять" этот инцидент. После этого эпизода фильм уже перестает вызывать редкую горькую улыбку, а его главные герои начинают раздражать своими глупыми поступками.

Существует множество способов противостоять подобному произволу власти. Но из всех возможных вариантов протагонисты выбрали самые бессмысленные: колдовать, молиться и ругаться с милиционером. А когда Вовчику от этого не стало лучше (кто бы мог подумать!), то баба Прыся начала действовать по принципу "око за око". То есть глупые действия сменились варварскими.

В результате мстительная бабка добралась до кого угодно, но только не до тех, кто непосредственно стрелял в Вовчика. Перерубить корень зла ей так и не удается.

При этом унылая неудачница Слава моталась по аптекам в беспомощных попытках отыскать необходимые лекарства. А когда нашла – оказалось, что у нее недостаточно денег.

Слава и баба Прыся – бедны, бессильны и бесправны. Но даже в такой ситуации они могли бы поступить умнее и спасти Вовчика. А то, что они предприняли – тотальная глупость, за которую их ненавидишь. Становится ясно, что все свои проблемы они создали себе сами. И мучение, на которое они обрекли себя, живя в зоне отчуждения, – это, на самом деле, их зона комфорта.

Сценарий фильма основан на пьесе украинского драматурга Павла Арье "В начале и в конце времен". Спектакль по ней ставился многими театрами в Киеве, Львове, Харькове, Херсоне, Москве и других городах. Именно после того, как режиссер Владимир Тихий посмотрел один из таких спектаклей, он и взялся за его экранизацию.

"Меня впечатлили характеры этих персонажей. Герои пьесы Арье – мощные, яркие и объемные личности. И все – далеко не позитивны. Спектакль не отпускал меня целый год. Он построен так, что зритель сначала смеется, затем переживает, а в финале – плачет. Это приводит к катарсису. Так писал пьесы Уильям Шекспир", - сказал режиссер.

В марте этого года Владимир Тихий был отмечен Шевченковской премией за цикл документальных фильмов "Вавилон’13" о событиях в Украине последних лет.

Исполнительница главной роли Ирма Витовская появилась в "Браме" с массивной маской на лице. Актриса вдвое младше экранной бабы Прыси. Вместе с Виталиной Библив (сыгравшей Славу) они создали, пожалуй, один из лучших актерских дуэтов в украинском кино последних лет.

Ирма Витовская 112.ua

В этих неоднозначных персонажах сконцентрированы обобщающие портреты двух поколений нашего общества. Первое из которых не жило своей жизнью из-за Второй мировой войны и советской власти. А второе – пострадало из-за аварии на ЧАЭС и последовавших за этим социальных потрясений.

В 2016 году спектакль "Сталкеры" (реж. Станислав Жирков, совместный проект театра "Золотые ворота" и "Молодого театра") получил две театральные премии "Киевская пектораль" за лучший камерный спектакль и лучшую женскую роль (Ирма Витовская). Посмотрим, сколько соберет наград кино-версия этой постановки.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...