Будут ли выборы президента Украины 31 марта 2019 года, если Рада введет военное положение?

Будут ли выборы президента Украины 31 марта 2019 года, если Рада введет военное положение?
Униан

Андрей Магера

Замглавы ЦИК

Оригинал на странице Андрея Магеры в Facebook

Конечно, в абзаце четвертом части первой статьи 19 закона Украины "О правовом режиме военного положения" предусмотрено, что во время действия военного положения в Украине не проводятся выборы. Это знают, пожалуй, все.

Однако осмелюсь заметить, что Конституция Украины (как акт высшей юридической силы) в отличие от вышеупомянутого закона не является в этом вопросе столь категоричной.

Поэтому возможность/невозможность проведения очередных выборов президента Украины 31 марта 2019 года будет понятной только после ознакомления с утвержденным Верховной Радой Украины указом президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, в том числе с учетом положения части второй статьи 64, пункта 31 части первой статьи 85, пункта 20 части первой статьи 106 Конституции Украины.

Во-первых, необходимо будет выяснить: военное положение вводится на всей территории Украины или только в отдельных ее местностях.

Во-вторых, будет ли содержать указ в перечне временных ограничений отдельных конституционных прав и свобод человека и гражданина упоминание о части первой статьи 38 и/или части второй статьи 103 Конституции Украины – относительно права граждан избирать президента Украины и права граждан баллотироваться на пост президента Украины.

В-третьих, необходимо выяснить срок действия военного положения. Ведь в отличие от чрезвычайного положения военное положение не содержит законодательно определенных максимальных сроков действия.

В-четвертых, на время окончания срока действия военного положения закончится ли установленный частью пятой статьи 51 закона срок для подачи в Центральную избирательную комиссии документов для регистрации кандидатов на пост президента Украины - не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Срок завершения подачи документов в ЦИК для кандидатов имеет принципиально важное значение, гораздо более важное значение, чем время образования ОИК и УИК - соответственно за 40 и за 18 дней до дня голосования (часть вторая статьи 23, абзац первый части первой статьи 24 закона Украины "О выборах президента Украины").

В-пятых, будет ли у президента Украины возможность отменить военное положение до окончания срока действия военного положения (на основе части второй статьи 7 закона Украины "О правовом режиме военного положения").

Наконец, надо будет четко объяснить гражданам, что у терминов "военное положение" и "состояние войны" несколько иные содержательные правовые нагрузки. Можно сравнить пункты 19 и 20 части первой статьи 106 Конституции Украины.

В завершение необходимо акцентировать внимание на том, что назначение любого вида (очередных, внеочередных, повторных) президента Украины является исключительным полномочием Верховной Рады Украины (исходя из содержания пункта 7 части первой статьи 85 Конституции Украины). Это означает, что без соответствующего постановления парламента Центральная избирательная комиссия не сможет проводить выборы президента Украины.

Андрей Магера

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров