Бутафорная неприкосновенность

Бутафорная неприкосновенность
Фото из открытых источников

Сегодня ВР попытается рассмотреть представление Генеральной прокуратуры о снятии депутатской неприкосновенности, задержании и аресте народного депутата Станислава Березкина.

Кроме того, генпрокурор Юрий Луценко уже заявил, что планирует в ближайшее время подписать представление в Верховную Раду о снятии депутатской неприкосновенности еще с ряда народных депутатов.

Почему я не верю во все это и почему никто ничего не "снимает"? Ответ очевиден – вопрос снятия депутатской неприкосновенности дополняет список тех, которые "зависли" на повестке дня в Верховной Раде Украины.

Несмотря на все обещания и политические лозунги, депутаты пока не приняли решение об отмене этого института. Вместо этого, они проголосовали за постановление "О дальнейшей работе над законопроектом о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины)".

При этом, в парламенте один за одним появляются представления о предоставлении согласия на снятие депутатской неприкосновенности. Однако подавляющее большинство таких инициатив заканчиваются фиаско.

Депутатское равнодушие? Партийная солидарность? Очевидно, тут вопрос не только в "хочу - не хочу", но и в извечном – а какой смысл? Ведь отдавать свой голос за то, что в наших политических реалиях не работает, никто не спешит.

Напомню, последнее голосование по лишению депутатской неприкосновенности было относительно Колесникова и Вилкула. Оба представления не набрали и близко достаточного количества голосов. Кто-то скажет – ничего удивительного, "рука руку моет". Однако у этой медали есть и вторая сторона, о которой тоже стоит говорить.

Во-первых, речь идет о непрофессиональной подготовке документов, которые подает генпрокурор в парламент. В частности, не наведение в них должной аргументации и отсутствие доказательств, которые бы убедительно свидетельствовали о необходимости снятия депутатской неприкосновенности.

Например, Регламентный комитет ВРУ 7 июня 2018 года признал немотивированным представление относительно снятия депутатской неприкосновенности с Александра Пономарева. Таким образом, представленные документы вернули обратно в Генеральную прокуратуру. И это не единственный случай.

Во-вторых, если согласие на снятие неприкосновенности и предоставляли – не было никаких обвинительных приговоров. Вместо этого, суды принимают решение о неправомерных действиях самих правоохранительных органов как в деле Борислава Розенблата, или тех же депутатов, которые голосовали за такое решение.

В таких условиях перед тем, как нажимать кнопку, представители народа дважды подумают. Они уже не верят в реальность тех представлений, которые им предлагают. Да и не только они. Общество также устало.

Кроме того, с институтом депутатской неприкосновенности связан и ряд других вопросов, которые являются не менее важными, хотя и не получили четкого регулирования в законе.

Например, снимает ВР неприкосновенность с депутата раз и навсегда (до конца его каденции), или только в рамках одного уголовного производства?

Здесь надо понимать, что ВРУ предоставляет согласие на привлечение народного депутата к уголовной ответственности в рамках определенного уголовного производства, номер которого указывается в постановлении, за которое голосуют народные депутаты.

В постановлениях о предоставлении согласия на задержание или арест народного депутата также четко указывается номер уголовного производства, в котором такое согласие предоставляется. То есть это не раз и до конца каденции, а в рамках определенного уголовного производства.

Так, согласно ст. 80 Конституции Украины, народных депутатов Украины не могут без согласия Верховной Рады Украины привлечь к уголовной ответственности, задержать или арестовать.

В частности, ВРУ дает согласие на привлечение депутата к уголовной ответственности только в случае наличия достаточных оснований считать, что он совершил преступление.

А вот относительно задержания и ареста – то здесь ситуация иная. Конституционный Суд в своем решении отметил, что "в части третьей статьи 80 Конституции Украины положения о задержании и аресте не выделяются только как уголовно-процессуальные меры. Поскольку задержание как административно-процессуальное мероприятие, а арест как вид административного взыскания, ограничивают право на свободу и личную неприкосновенность народного депутата Украины, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что административное задержание и административный арест входят в часть третью статьи 80 Конституции  Украины и не могут быть применены без согласия Верховной Рады Украины".

Кроме этого, если уголовное производство в отношении народного депутата закроют, или суд вынес бы оправдательный приговор, то со дня принятия такого решения неприкосновенность восстанавливается.

Хотя стоит отметить, что именно снятие неприкосновенности вообще не ограничивает депутата в его правах: он владеет и в дальнейшем правом голосовать во время пленарных заседаний, подавать запросы и обращения, участвовать в работе комитетов, быть докладчиком по законопроектам и другое.

Единственное, если ВРУ дала согласие не только на привлечение к уголовной ответственности народного депутата, но и на его задержание или арест и такие меры к нему применили по решению суда, то посещать пленарные заседания ВРУ и участвовать в работе комитетов ВРУ народный депутат не сможет.

Все эти вопросы следовало бы четко предусмотреть в Регламенте ВРУ. Ныне же соответствующие нормы отсутствуют.

Стоит также отметить, что предложение полностью отменить депутатскую неприкосновенность – дискуссионное. И Венецианская комиссия, и Конституционный Суд Украины обращают внимание на то, что отсутствие этого института может иметь и негативный эффект. Поскольку будут создаваться предпосылки для осуществления незаконного давления на народных депутатов.

Но вдаваться в детали и изучать все возможные последствия такого решения никому не интересно. В отличие от продвижения предвыборного лозунга - раз и навсегда отменить депутатскую неприкосновенность. Манипуляцию, как видим, никто не отменял.

Владимир Пилипенко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров