Быть или не быть разрыву дипломатических отношений с Россией?

Быть или не быть разрыву дипломатических отношений с Россией?
Фото из открытых источников

Алексей Буряченко

Политический эксперт

Прежде всего вопрос дипломатических отношений (далее - ДО) не нужно поверхностно воспринимать, вроде, "есть ДО между Украиной и РФ - значит, мы друзья", или "нет ДО – враги". Вопрос ДО намного глубже понятийно и по своей сути. Так, ДО, согласно нормам международного права, прежде всего Венской конвенции о международных сношениях (принята 18 апреля 1961 года, ратифицирована 21.03.1964 и вступила в силу 12.07.1964), призваны содействовать дружественным отношениям между государствами, поддерживать международный мир и безопасность.

Именно наличие ДО между странами позволяет им обоюдно и максимально эффективно реализовывать свою правосубъектность.

Если упрощенно, то ДО - это формальная дипломатическая площадка между государствами, которые официально признают друг друга и через своих официальных представителей (послов, уполномоченных представителей и др.) могут эффективно решать общие экономические и политические вопросы. То есть это не площадка для защиты нарушенных прав конкретного гастарбайтера, это платформа для эффективного взаимодействия государств на макроуровне.

Новости по теме

Последствия: в случае расторжения ДО между Украиной и РФ, эти страны потеряют легитимную возможность принятия совместных соглашений на межправительственном уровне, а вся дальнейшая официальная дипломатическая деятельность будет осуществляться при участии третьей стороны.

Разрыв ДО автоматически не влечет за собой разрыв консульских. Именно консульские учреждения прежде всего отвечают за защиту прав граждан на территории другого государства. На территории РФ в настоящее время действуют 4 консульства - в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.

ДО между двумя странами могут иметь место и без наличия посольств. Есть такие примеры в новейшей истории (Иран-США, Грузия-РФ). Так, согласно ст. 45 вышеупомянутой Конвенции, можно договориться с третьей стороной, которая будет представлять политические и экономические интересы Украины во время разрыва или приостановления ДО с РФ. В случае с США и Грузией эту миссию на себя взяла Швейцария.

Развею также миф, что разрыв или приостановление ДО означает автоматически объявление войны - это не так. История знает разные случаи разрыва ДО, в большинстве которых никаких боевых действий это за собой не повлекло, но стало значимым акцентом для международного сообщества и элементом санкционного давления. Для примера можно вспомнить разрыв ДО между Кубой и США (1961), США и Ираном (1980), ОАЭ, Египет, СА и Катар - в одном из этих случаев до войны так и не дошло.

Новости по теме

Резюмируя, можно констатировать, что фактически в настоящее время дипломатические отношения между Украиной и РФ находятся на очень низком уровне, и фактически на уровнях посольств обоих государств почти ничего не решается. Уже не один год вопросы защиты прав политических заключенных Кремля решаются только на высшем уровне и обязательно с привлечением третьих сторон (Германия, Франция, США). К сожалению, также можно констатировать, что с мыслями, видением и критикой уважаемых европейских государств и их представителей РФ считается значительно больше, чем с украинской стороной.

На данный момент в Украине уже действует военное положение, вызванное именно агрессивными действиями со стороны не "зеленых человечков", а непосредственно РФ, касательно чего уже зафиксирован целый ряд официальных, осуждающих действия РФ заявлений лидеров европейских стран, ООН и ОБСЕ. То есть Украина имеет все основания для пересмотра текущего состояния своих ДО с РФ. Если расценивать варианты расторжения и приостановления ДО, более приоритетным, конечно, является именно вариант с приостановкой и определением третьей стороны для переговоров, например, Германии, которая является стержневым государством ЕС. 

Также ситуация в Керченском проливе обеспокоила целый ряд европейских стран с точки зрения вопросов коллективной безопасности и обороны. Уже можно прослеживать в риторике представителей НАТО, что вопрос присоединения к блоку Украины набирает обороты.

Торговые отношения – стоит ли избавляться от них и насколько это возможно? Существуют ли до сих пор ситуации, в которых Украина может оказаться экономически зависимой от страны-агрессора? 

Новости по теме

Торговые отношения с агрессором необходимо максимально минимизировать (возможно, за исключением тех стратегически важных товаров, аналогов которым не существует). В новейшей истории есть замечательный пример, когда до войны РФ с Грузией их совместный товарооборот составлял почти 85%, после войны, когда Грузия полностью переориентировала свой товарооборот на другие рынки, доля РФ составляла лишь 10%. Тем самым, как одно из последствий, Грузия минимизировала влияние на свою внутреннюю политику российского капитала, раньше почти монопольного. 

Вопрос только один – смогут ли отказаться украинские финансово-промышленные олигархические группы от ведения бизнеса с РФ, учитывая, что и РФ не заинтересована терять свое экономическое влияние на территории Украины.

Относительно возможности полной экономической зависимости Украины от РФ – уже нет. 4 года войны и частичная переориентация рынков значительно уменьшили экономическое влияние РФ по сравнению с 2013 годом.

Алексей Буряченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров