Быть или не быть. Вот в чем вопрос для "налоговой милиции"

Прошедшая неделя для "налоговой милиции" не прошла бесследно. Ее будущей судьбой, как оказалось, беспокоятся не только сами налоговики, но и правительство, парламент. К слову, именно правительство в конце января 2017 г. инициировало разработку концепции работы будущего налогового органа, но не законодательной инициативы. Впрочем, как мы знаем, в парламенте актуальной законодательной инициативой был законопроект №4228 о реформе налоговой милиции, который не был поддержан депутатским большинством

Быть или не быть. Вот в чем вопрос для "налоговой милиции"

Тимур Чмерук

Предприниматель

Прошедшая неделя для "налоговой милиции" не прошла бесследно. Ее будущей судьбой, как оказалось, беспокоятся не только сами налоговики, но и правительство, парламент. К слову, именно правительство в конце января 2017 г. инициировало разработку концепции работы будущего налогового органа, но не законодательной инициативы. Впрочем, как мы знаем, в парламенте актуальной законодательной инициативой был законопроект №4228 о реформе налоговой милиции, который не был поддержан депутатским большинством

Философия "налогового" недоразумения

Если проанализировать палитру месседжей наших политиков в социальных сетях, новостных лентах в СМИ, то станет очевидно, что вопрос нового налогового органа стал камнем противоречий и, пожалуй, не перестанет быть им до следующего года, когда, по прогнозам депутатов, с налогового комитета правительство вернется к повторному обсуждению. Одним из так называемых недоразумений между представителями двух ветвей власти – исполнительной и законодательной – стало то, что представители именно законодательной обиделись на исполнительную, что их не пригласили или не включили в рабочую группу при премьер-министре в процессе обсуждения концепции.

Новости по теме

Интересно, что недоразумения есть и внутри самого правительства. Ведь еще в сентябре ведомство Данилюка (Минфин) подготовило законопроект о реформе налоговой милиции, который долгое время не вносился на рассмотрение правительства, а когда был представлен, получил неутешительные резюме от коллег из Минюста. Как исторический итог, на заседании правительства законопроект от Минфина не был поддержан. Очевидно "роковым вопросом" стал вопрос подчиненности, вообще модели нового органа и модели пропорции перераспределения полномочий фискальных и правоохранительных органов. К слову, в мировой практике есть опыт подчиненности органа, который занимался налоговым наблюдением и расследованием, в том числе Минфина, Минюста, МВД, фискальной службы. В Украине, к большому сожалению, такой вопрос снова переходит из плоскости институциональной эффективности и способности в вопрос политической целесообразности. А такой подход никогда не был оптимальным в контексте институциональных и реформ правоохранительных органов в государстве.

Если обратиться к деталям, то по мнению министра Данилюка, новый налоговый орган нужен в силу необходимости и актуальности эффективной борьбы с финансово-экономическими, налоговыми преступлениями, и называться он будет Служба финансовых расследований. Цель ее деятельности, основные полномочия и устав деятельности можно узнать больше по ссылке. Этот орган может быть способен к качественной работе в составе 3500 человек, также предполагалось, что у нового органа будут свои территориальные управления с расчетом "одно территориальное управление на три области".

Новости по теме

Другим, не менее решающим, недоразумением и причиной несоздания нового налогового органа стало то, что вопрос квот не был согласован в полной мере. Правительство в свою очередь решило вообще квотный вопрос ограничить нормой о том, что в новый орган нельзя всем, кто до 2010 года работал в сфере противодействия финансовым преступлениям против государства. Наверное, в "золотые годы" правления и "противодействия финансовым злоупотреблениям" во времена президентства Януковича и неоднократного правительства Азарова различные фискальные, налоговые органы не наводнились "своими" людьми предыдущих финансово-промышленных групп или кланов. Вопрос даже не риторический. Еще раньше, до вышеуказанной нормы, правительство планировало, что квоту в 30% штата нового ведомства могут составлять фискалы, которые работали в налоговой милиции раньше, но не сложилось. Правительству якобы трудно проконтролировать ее соблюдение.

А что же дальше?

Результатом политического насилия стало пробуксовывание вопроса создания Службы финансового расследования. Стал ли такой результат сознательным заказом определенных лоббистских кругов в парламенте и правительстве, точно пока не известно, хотя исключать эту позицию нельзя. Законотворческая работа над реформой продолжается. Народные избранники принялись создать рабочую группу по этому вопросу в составе Остриковой ("Самопомич"), Кирша ("Народный фронт"), Курячого (БПП), Нечипоренко ("Видродження").

Новости по теме

Правительство, со своей стороны, по словам министра финансов Данилюка, обещает уже на этой неделе доработать законопроект о налоговой и предложить его рассмотреть на заседании СНБО. Это кстати "фишка" последнего периода - правительственный функционал, который является дискуссионным или относительно которого у правительства отсутствуют результаты работы в режиме "политического пинг-понга", забрасывается на другую площадку, в этом случае СНБО. Будем иметь надежду, что результаты пинг-понга не приведут к решению судьбы реформы налоговой милиции к судебным заседаниям, а все решится компетентно во властных кабинетах компетентными политиками и бюрократами с привлечением всех заинтересованных сторон.

Новости по теме

Как вывод, все недоразумения между правительством и парламентом надо локализовать в зародыше и действовать на опережение, потому что возникает мысль, что у нашего правительства и парламента очевидны болезни политического, институционального и профессионального роста, и как и в многодетных семьях, когда дети перетягивают одеяло на свою сторону. Здесь на помощь должны прийти несколько факторов: самовоспитание, улица, общественность и родители (руководство государства, парламента, фракций политических партий, председатели парламентских комитетов и правительственных министерств и департаментов).

Тимур Чмерук

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...