Возрождение

Экономика Украины восстанавливается, доходы растут, украинцы становятся счастливее...

Именно такую оптимистичную действительность "рисует" в своем воображении власть. По крайней мере соответствующие выводы можно сделать из анонсированного проекта бюджета-2018, который, собственно, 15 сентября Кабмин, согласно Бюджетному кодексу, должен внести на рассмотрение парламента.

Интересно, что в правительстве гордятся не только озвученными прогнозами, но и тем, что вот уже второй год подряд они в определенные сроки подают проект бюджета.

Так и хочется сказать: похвально, ребята. Но язык-то не поворачивается. Ведь уровень "самолюбование" чиновников по этому поводу зашкаливает. Его можно оценить хотя бы по использованию ими в соцсетях хэштега "#БюджетнаРеволюція", который сопровождал каждое, даже исключительно "техническое" сообщение о продвижении в подготовке проекта Минфином.

Новости по теме: Бюджет-2018: Основные показатели и предположительные расходы на приоритетные направления

Что же, оперативность подачи Бюджета – это хорошо. А еще бы она сочеталась с качеством и реалистичностью заложенных в него параметров - и цены бы ему не было.

Не забывайте, что своевременная подготовка проекта госбюджета на следующий год - это обязанность правительства. Поэтому сам по себе этот факт не является показателем эффективности работы. Не нужно заниматься очередной подменой понятий.

Опыт рассмотрения госбюджета на 2017-й год дает основание предполагать, что "быстро" не означает "качественно", а разного рода "самопохвала" чиновников не выдерживает критики при рассмотрении их предложений в парламенте.

Принятие на текущей сессии Верховной Рады ряда законодательных актов может существенно повлиять на возможность обеспечения баланса доходов и расходов госбюджета.

Новости по теме: Данилюк: Госбюджет-2018 формировали исходя из курса доллара 29,3

Кроме того, в бюджете стоит учесть социальную и материальную поддержку семей с детьми, лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, внутренне перемещенных лиц. Это те статьи расходов, которые невозможно исключит, или перекрыть "более насущными".

Еще один дискуссионный вопрос - финансовое покрытие обещанных правительством повышений заработной платы. Приняв "образовательную реформу", "продавливая" изменения в пенсионном законодательстве, правительство взяло на себя ряд обязательств. Однако возможность выполнить их (например, обеспечить резкое повышение зарплат учителей) вызывает сомнения. Хотелось, чтобы гражданам четко и понятно объяснили, за счет каких средств учителям собираются обеспечивать "достойную жизнь".

Я уже не говорю о том, что нам еще придется оценить реалистичность заложенных в проекте основных параметров: дефицита, уровня государственного долга, предполагаемого уровня инфляции и тому подобное.

Заявления Данилюка о том, что Кабмину удалось сократить дефицит до 2,4%, у многих вызывают нескрываемый скептицизм. Как и прогноз о доходе бюджета в 1 трлн 30 млрд грн.

К тому же существуют традиционные манипуляции с объемом средств, которые предполагается получить в результате приватизации государственной собственности. Это еще одна мантра, которую так любят повторять в правительстве. Планы по поступлению доходов от приватизации во всех проектах госбюджетов (в частности, и в том, который подготовил нынешнее правительство) были откровенно нереалистичными и выполнялись лишь на несколько процентов.

Новости по теме: Бюджет на 2018 год: Правительство снова выделит 5% ВВП на оборону

Как там народная мудрость гласит – нечего на рожон лезть? Адаптировав это к отечественной политической действительности, можно дать власти один дельный совет: нечего бросаться порциями "оптимизма" без уверенности в том, что этот "оптимизм" будет иметь реальное воплощение и результат.

Владимир Пилипенко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.