banner banner banner banner

Госбюджет на 2021 год. Почему цифры из проекта сметы не стоят вашего внимания

Госбюджет на 2021 год. Почему цифры из проекта сметы не стоят вашего внимания
Из открытых источников

Анна Пешкова

Журналистка

Премьер-министр Денис Шмыгаль назвал проект сметы страны на 2021 год "бюджетом возможностей". Спорить с топ-менеджерами не станем. Вопрос только в том, о каких конкретно возможностях говорит премьер?

Экспертное сообщество трубит об огромном дефиците, который предлагают заложить в казну, – 270 млрд грн, или 6% от ВВП страны. Это всего на 10% меньше "дыры", заложенной на текущий год. А она, между прочим, за последние 5 лет была рекордной. Так что же имеет в виду Шмыгаль? Возможности в очередной раз взять в долг сотни миллиардов гривен?

Можно было бы, конечно, как американцы и европейцы, включить "печатный станок". Это не всегда столь плохой вариант, как его рисуют. Но речь идет о слишком большой сумме. Еще один вариант – выгодно одолжить средства у внешних кредиторов. И если с "одолжить" проблем нет, то с "выгодно" – уже сложнее. Вторая часть транша от МВФ, если мы его все же получим, покроет лишь половину суммы. Кроме того, непосредственно в казну эти деньги не поступят.

Новости по теме

Чиновники решили не делать ставку только на внешние заимствования, но вовсе не из-за нежелания выполнять очередные "хотелки" кредиторов. Они сошлись на том, чтобы заполнить 80% "дыры", используя свой любимый механизм – ОВГЗ. Вам не показалось: речь идет о той самой пирамиде гособлигаций, выстроенной экс-руководством Нацбанка. Повторяться о том, почему такие заимствования невыгодны и к чему они могут привести, не будем. Об этом и так сказано немало.

Беда даже не в том, что страна обращается к крайне невыгодным заимствованиям и в целом только наращивает свои долги в пиковые годы выплат по долгам Яценюка и Гройсмана. Основная проблема заключается в том, что на этих 270 миллиардах гривен мы вряд ли остановимся. Сумма может быть гораздо выше. И не только из-за коронакризиса.

Проект сметы госбюджета – это уже давно не тот документ, который стоит внимания украинцев. Там рисуются совершенно нереалистичные, ничем, кроме личных "хотелок" чиновников, не обоснованные и не подкрепленные цифры. Даже несмотря на огромный дефицит, бюджеты традиционно не выполняются. В первом полугодии 2020 года план доходов государственного бюджета недовыполнен на 38 млрд грн. И если ситуацию можно объяснить пандемией, то почему не выполнен Госбюджет-2019?

Планируя смету, чиновники сперва считают, какие необходимы расходы, а потом уже под них ищут доходы. Во всем же мире процесс обратный. Именно поэтому все цифры, которые приводят чиновники в главном экономическом документе страны, – "пальцем в небо".

Чтобы не быть голословными, давайте проанализируем ключевые параметры бюджета-2021.

Он воистину фантастический. Власти прогнозируют рост ВВП на 4,6%. Это при падении экономики нашей страны в первом полугодии на 6,2%. Чиновники предполагают, что номинальный ВВП в следующем году будет выше, чем в 2019-м, – это настоящее чудо, как и более чем скромные показатели безработицы.

Инфляцию прогнозируют на уровне 7,3%. На этот год прогнозировали 8,7%. Казалось бы, все логично, если бы не одно "но": сейчас показатель составляет всего 2,4%. Откуда взяться такому росту цен?

Из-за падения внутреннего спроса сейчас нет никаких оснований для подорожания товаров. Цены и так уже на пике, и, если будут расти, нашу продукцию просто заменит импортная. Нефть продолжает дешеветь, а новое руководство Нацбанка не слишком отошло от политики предшественников. Так что единственным обоснованием для 7,3% инфляции может быть попытка завысить объем поступлений от налогов и, соответственно, "раздуть" доходную часть бюджета.

Завысить поступления от налогов в этом году пытаются и за счет повышения минимальной зарплаты. Прежде всего, это приведет не к увеличению доходов украинцев (ведь подавляющее большинство минимальную зарплату не получает), а к росту налогообложения. Люди тем не менее приветствуют это событие, как и микроскопическое увеличение прожиточного минимума. Чиновников, кажется, вовсе не смущает, что минимальная пенсия будет ниже этого показателя на 420 гривен. Откуда эту сумму ежемесячно должны брать пенсионеры – непонятно. Видимо, из некой заначки, "жировой прослойки", которая каким-то образом у пенсионеров должна быть накоплена.

То, что Кабмин делает ставку на "сбор податей", доказывает и одобренный 14 сентября законопроект об изменениях в Налоговый кодекс, которым предлагают повысить отчисления, в том числе для ФЛП. "Налоговая удавка" ввиду полного отсутствия виденья развития экономики Украины становится единственным возможным вариантом для наполнения бюджета. Действительно, кого же прижать, как не работающую прослойку населения.

Понятно, что чиновники пытаются добиться хотя бы какого-то наполнения бюджета. Но в своих методах они ошибаются. Казна, наоборот, проиграет, ведь увеличение налогообложения в стране всегда приводит к росту "теневых" окладов. В конечном счете украинцы заплатят даже меньше налогов. Это с высокой долей вероятности станет еще одной причиной недовыполнения Госбюджета-2021.

Новости по теме

Запланированный среднегодовой курс гривны к доллару – это и вовсе вопрос, который вызывает нервный смешок. Минфин всегда крайне пессимистичен в своих прогнозах и пророчит дорогой доллар. Ведь в таком случае страна получит больше доходов в гривневом эквиваленте. В бюджете-2019 была установлена цена доллара в 29 гривен, а на практике она редко превышала отметку 25 гривен. В обновленном бюджете на текущий год заложен курс доллара 29,5 гривен, который еще ни разу не достиг такого значения. Что же касается следующего года: барабанная дробь... 29,1 гривны за доллар. Не иначе, как любовь к "граблям".

Из года в год бюджет также "раздувают" за счет планов продажи предприятий с сомнительной эффективностью, как будто факт приватизации уже свершившийся. Или за счет других проявлений неиссякаемого оптимизма.

Что же касается части расходов, то анализировать ее постатейно пока рано. Скорее всего, она будет неоднократно переписана. Теоретически основные выводы можно было бы сделать из программы правительства. Но она не то, что должным образом не расписана: ее вовсе нет.

Расходы формируют проще простого: берут бюджет предыдущего года и проходятся по нему "с ножичком". Где-то урезали, где-то добавили. Если добавили недостаточно, учитывая коронавирусный фактор можно и вовсе перераспределить средства в "ручном режиме" через резервный фонд с соответствующим названием. Так средства на аппараты ИВЛ магическим образом направляются на ремонт дорог.

Вот почему все последние проекты сметы не стоят и выеденного яйца.

Когда же в 2021 году дебет вновь не сойдется с кредитом, чиновники оправдают эту ситуацию коронакризисом и нарисуют еще один бессмысленный и беспощадный бюджет. А эксперты и народ вновь будут тщетно пытаться из его обрывков составить хотя бы приблизительное представление о том, куда движется страна.

Анна Пешкова

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>