Бюджетные расходы на оборону и наш "путь в НАТО": Насколько много тратит Украина?

Бюджетные расходы на оборону и наш "путь в НАТО": Насколько много тратит Украина?
Фото из открытых источников

Павел Барбул

Юрист, предприниматель

В 2018 году Украина записала в Конституцию курс на вхождение в ЕС и НАТО как стратегическую цель своего развития на перспективу. Политическая составляющая этого процесса традиционно остается предметом торга между политиками как внутри страны, так и на международной арене. Потому очень сложно оценить, насколько мы приблизились или отдалились от выполнения заложенных в Основной Закон ориентиров. Экономическую же составляющую оценить намного проще. В первую очередь потому, что она достаточно четко проявляется в основном финансовом документе страны – Государственном бюджете.

Недавно Верховная Рада приняла во втором чтении проект Госбюджета-2020, и потому можно проанализировать этот документ на предмет того, насколько наша страна готова или не готова по базовым финансовым параметрам к тому, чтобы "прийти в НАТО". Понимаю, что такая готовность – понятие достаточно условное. Особенно если учесть, что часто упоминаемые всюду по поводу и без повода политиками, чиновниками и журналистами "стандарты НАТО" - это в своем абсолютном большинстве процедуры и протоколы администрирования и логистики, а вовсе не оружие, боеприпасы и обмундирование. Тем не менее расходы на оборону и их общая структура вполне могут дать представление о том, в выбранном ли направлении движется страна или же она куда-то свернула, а может быть, и пошла назад.

Для того чтобы сделать подобную оценку, сравним показатели расходной части последнего довоенного, 2013 года с плановыми показателями на будущий, 2020 год.

 

2013

2020 (план)

Разница абсолютная

Разница, %

Расходы на оборону, млрд грн

15,315

117,509

+102,194

+667,28

Расходы на оборону, млрд долл. США*

1,91

4,35

+2,44

+127,75

Доля расходов на оборону в % от ВВП

0,96

2,32

+1,36

+141,7

Численность ВСУ, тыс. чел.

140

250**

+110

+78,6

Расходы на обеспечение деятельности ВСУ, млрд грн

11,838

88,951

+ 77,113

+651,4

Расходы на обеспечение деятельности ВСУ, млрд долл. США

1,48

3,29

+1,81

+122

Расходы на одного военнослужащего в год, грн

84 557

355 804

+271 247

+320,79

Расходы на одного военнослужащего в год, долл. США

10 570

13 178

+2 608

+34,67

Расходы на закупку вооружений, млрд грн

0,938

22,735

+21,797

+2 323,8

Расходы на закупку вооружений, млрд долл. США

0,117

0,842

+0,725

+619,66

Экспорт оружия "Укроборонпромом", млрд грн

7,520

12,267**

+4,747

+63,1

Экспорт оружия "Укроборонпромом", млрд долл. США

0,940

0,451**

-0,489

-52

* курс доллара США в Бюджете 2020 – 27 грн/1 доллар США

** факт на 2019 год

***данные за 2018 год

Как видно из таблицы, рост расходов по всем статьям произошел как в абсолютных величинах, так и в относительных. А ассигнования на закупку вооружений для Вооруженных сил превысили объемы доходов от экспорта вооружений. Что опровергает расхожий тезис о том, что "Украина все продает, не обеспечивая свою армию". Правда, сами объемы ассигнований на вооружение остаются мизерными, так как 842 миллиона долларов США - это всего-навсего три десятка самолетов, к примеру, или же в нынешних розничных ценах примерно по пять патронов к автомату Калашникова на один день.

Новости по теме

Если опираться на стандарты НАТО относительно доли расходов на оборону по отношению к ВВП, то ситуация в Украине выглядит очень оптимистично. Этот показатель у нас составит в будущем году 2,31%. При том что средний показатель по всем членам Альянса – 2,36%, а стандартной планкой является 2%-ная величина. При этом такое соотношение в Альянсе достигается исключительно за счет среднеарифметических подсчетов на основе общего объема оборонных затрат, львиная доля которых приходится на США. Так, при общем оборонном бюджете всех стран НАТО в 2018 году в 987,508 млрд долларов США доля собственно Соединенных Штатов составила 684,36 млрд (69,65%). При детальном же рассмотрении статистики, обнародованной на сайте Альянса, в течение 2011-2018 гг только несколько стран НАТО обеспечивали уровень расходов на оборону, равную или выше утвержденного Альянсом стандарта в 2% от ВВП. В числе этих стран: США (3,18%), Греция (2,22%), Великобритания (2,15%), Эстония (2,07%), Польша (2,05%), Латвия (2,03%), Литва (2,0%). У всех остальных стран НАТО этот показатель недотягивает до стандарта.

Правда, если оценить расходы на оборону в долларах США или, что еще показательнее, на одного военнослужащего, то ситуация выглядит намного печальнее. Да, не имея на руках полной росписи бюджетных расходов, это сложно сделать с максимальной точностью, но, зная о том, какая доля бюджета Министерства обороны тратится на обеспечение деятельности ВСУ, можно произвести достаточно адекватную оценку. После чего не так сложно и сравнить объемы расходов на одного военнослужащего в Украине с таковыми  как в странах НАТО (зная численность их армий), так и с расходами в Российской Федерации.

Если посмотреть на данные Международного института стратегических исследований, то, согласно ежегодно издаваемому им отчету The Military Balance 2018, расходы Российской Федерации на оборону численно превосходят ассигнования Украины примерно в 15 раз, а в пересчете на одного военнослужащего – примерно в 2,5 раза. Что же касается стран НАТО, то, например, при приблизительно равных долях затрат на оборону в ВВП у Великобритании и Украины британцы тратят чуть примерно на 25% больше, чем россияне, и в 11 раз меньше, чем американцы. А вот Греция имеет примерно равный (на 10% больше) с Украиной военный бюджет (4,9 млрд долларов США в 2018 году), но так как численность ВСУ Греции около 140 000, то и уровень расходов на одного военнослужащего, соответственно, – в два раза выше.

Анализ бюджетных показателей убедительно говорит о том, что рост расходов на оборону за последние шесть лет действительно есть по всем показателям. Однако в силу того, что украинская экономика – слаба, процентные показатели, находящиеся на уровне "стандартов НАТО", ничего не говорят о готовности Украины обеспечить приемлемый уровень финансирования военнослужащих даже по сравнению с беднейшими странами Альянса. И исправить ситуацию можно исключительно за счет роста экономики в целом, а не увеличения перераспределяемой части бюджета на армейские нужды. Так как, несмотря на фантастический, более чем в 4 раза, рост ассигнований в гривнях на одного военнослужащего, в долларовом эквиваленте увеличение составило менее 25%. А ведь и цены на вооружение и обмундирование, да на и стоимость продуктов питания и средств гигиены, если на то пошло, в Украине уже вполне среднемировые и ничуть не меньше, чем в странах НАТО. А потому без экономического роста обеспечить повышение обороноспособности невозможно. Провозглашенный курс на НАТО и ЕС должен стать целеуказателем экономических перемен к лучшему, что позволит при тех же показателях в процентах от ВВП обеспечивать Вооруженные силы намного лучше, чем сейчас.

Павел Барбул

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>