banner banner banner banner

Бюрократическая возня, прикрытая дизайнерским интерфейсом. Стала ли "Дія" Минцифры прорывом для Украины

Бюрократическая возня, прикрытая дизайнерским интерфейсом. Стала ли "Дія" Минцифры прорывом для Украины
Из открытых источников

Ксения Цивирко

Журналист

На состоявшейся в понедельник презентации Diia Summit, которую Министерство цифровой трансформации обещает проводить каждые полгода, украинцам дали обязательство, что с 1 сентября 2021 года органы власти не смогут требовать бумажные документы. Предвещая paperless-эпоху государства, ведомство активно "апдейдит" мобильное приложение и веб-портал в сервисе "Дія": на данный момент доступно 9 цифровых документов и 38 электронных государственных услуг. Однако под красивой оберткой презентации, изобилующей раздутыми цифрами и сверхдостижениями, вероятнее всего скрывается иная "амбициозная цель" чиновников "диджитализаторов" – успеть освоить еще свежую и высокодоходную сферу в личных бизнес-интересах.

Новости по теме

Пафосная презентация обновленной версии "Дія 2.0", сделанная на манер выступлений Стива Джобса, больше всего походила на демонстрацию образцово-показательной статистики. Министерство цифровой трансформации отчиталось о своих достижениях за 2020 год: больше 5 млн скачиваний мобильного приложения "Дія" и около 2 млн. пользователей единого веб-портала электронных государственных услуг.

Чиновники похвастали со сцены о том, как их наработки в сфере "диджиталиции" помогают бороться с коррупцией, экономить время и нервы простых украинцев и развивать инвестиционный климат в стране.

Так, "антикоррупционный эффект" от проектов министерства в этом году составил 841 млн. грн, а на следующий год прогнозируют куда более грандиозные результаты – 10 млрд грн.

"Эти цифры взяты со "справочника Стеля", то есть с потолка, как шутил один преподаватель в университете.  Ведь проявление коррупции зависит не от того, оцифрованы услуги или нет: яркое тому подтверждение – площадка "Прозорро". В министерствах сидят люди, которые за вознаграждение составят "правильную" тендерную документацию, позволяющую определенному участнику выиграть конкурс. А помните, как Укравтодор в одной из западных областей Украины мухлевал с закупками? Чиновники разделили дорогу на 20-метровые участки, уменьшив стоимость строительных работ, что позволило нанимать подрядчика без конкурса", - рассказывает экономист Алексей Кущ.

Лучшее средство от коррупционных рисков – не просто перевод услуг в онлайн-режим, а полная их автоматизация, которая бы исключала вмешательство чиновников. В Минцифры стараются сделать на это упор, однако пока автоматических услуг не так уж и много - в основном получение выписок и справок.  

Да и то немного "магии" программистов позволит извлечь выгоду заинтересованным лицам. Например, в реестре Госархистройинспекции работал "коррупционный скрипт", который в прошлом году выявили сами сотрудники Минцифры. "Мы увидели, что туда был вшит скрипт, который автоматически рекомендовал сотрудникам ГАСИ, с кого брать деньги, а с кого - нет. Людям звонили и за какую-то сумму предлагали ввести объект в эксплуатацию. Мы это все ликвидировали", - рассказывал министр цифровой трансформации Михаил Федоров. 

Со сцены украинцам пытались подкинуть еще один повод для гордости: на регистрацию ФЛП и ООО на портале "Дія" придется потратить всего 15 и 30 минут соответственно, что является мировым рекордом. Однако это время касается только заполнения заявки, а не самой процедуры регистрации, которая занимает (как обещают на сайте) 1-2 дня. А это уже точно не самые передовые результаты в мире.

Что касается мобильного приложения, то оно, по задумке, должно стать своего рода папкой личных документов гражданина. На сегодняшний день в смартфоне можно "носить" 9 цифровых документов: водительские права, страховой полис, техпаспорт, загран, ID-карта, ИНН, справка переселенца, студенческий и свидетельство о рождении. Кроме того, после обновления появилась возможность оплачивать штрафы и делиться копиями документов при помощи QR-кода и push-уведомлений. Впрочем, такой "шеринг" документов поддерживает пока что только "Новая почта", "ПриватБанк" и "Монобанк". Да и в целом административные учреждения еще не готовы к повсеместному распространению "Дії": и сотрудники не освоились с новинкой, и отдельной техники для сканирования QR-кода для проверки подлинности документов нет (если не брать в расчет использование личных сотовых).

"Цифровой паспорт сперва принимали только в аэропортах Харькова и Львова, а еще полтора месяца назад по нему нельзя было зайти в Кабмин. А заявленную регистрацию места жительства ребенка до 14 лет можно пока проводить только в Харькове. Так что первоочередное значение имеет не реализация программного продукта, а то, смогут ли им полноценно пользоваться граждане", - отмечает основатель IT компании "Powercode" и президент "Европейской ассоциации программной инженерии" Владислав Савченко.

Некоторые компании уже пошли навстречу государству: цифровой паспорт принимают АТБ, "Укрзализныця" и аэропорты, Gunsel, Автолюкс, суды, сеть отелей Reikartz Hotel Group. Однако о полноценном внедрении цифровых документов можно будет говорить только тогда, когда они станут такой же безусловной необходимостью, как сам смартфон или банковская карта. А такие планы на горизонте цифрового будущего выглядят очень отдаленными и вряд ли осуществятся в обозначенные Минцифрой сроки. По исследованиям самого же ведомства, более половины украинцев имеют низкие или нулевые цифровые навыки, а почти у 6 млн. отсутствует доступ к широкополосному интернету. И в то же время руководство Минцифры воодушевленно заявляет, что эта пропасть будет преодолена уже через 2 года, когда 4G станет доступен по всей территории Украины.

При этом проблемы с инфраструктурой есть не только "на выходе", но и "на входе" - со стороны самого сервиса. В первое время работы мобильного приложения от пользователей часто можно было услышать жалобы о том, что цифровые документы высвечиваются некорректно или вовсе отсутствуют. В Минцифре объясняют, что такие ошибки связаны с реестрами, которые достались ведомству в крайне плачевном состоянии.

Начать хотя бы с того, что их не сразу можно было сосчитать, поскольку не было централизованного учета, а фактически некоторые реестры находились во владении частных лиц и хранились за границей. Из-за отсутствия какой-либо унифицированной инструкции по их заполнению, автоматический обмен данными между реестрами не представляется возможным. Кроме того, большое количество из них хранятся в устаревшем формате, поэтому данные приходится оцифровывать в ручном режиме.

Например, в приложении "Дія" корректно высвечиваются только те водительские права, которые были выданы после 2013 года, а цифровое свидетельство о рождении — с 2004 года. Разработчики "старались как могли": к старым правам "подтягивались" фото из загранпаспорта или ID-карты, а верификацией данных чиновники занимаются вручную. 

По мнению экспертов, такой рывок в направлении цифровизации во многом является преждевременным. Перевод государственных услуг из оффлайн-режима в онлайн не улучшает само их качество, а только скрывает бюрократическую возню за дизайнерским интерфейсом на экране. 

"Даже самую хорошую идею можно довести до абсурда. Чтобы перейти к цифровизации государственных услуг, сперва следовало бы поменять алгоритм их предоставления для эффективности; обеспечить работу программ государственно-частного партнерства... А так выходит, что тачка едет впереди лошади. Учитывая, что в Украине IT-индустрия – это доходный и довольно свежий рынок, для политиков это слишком большой куш, чтобы пройти мимо и не заработать. Так что эти электронные услуги, "государство в смартфоне" и цифровизация - это возможность успеть снять все сливки", - считает Алексей Кущ.

Впрочем, не существовало еще такого прогресса, который бы не сопровождался сопротивлением и торможением со стороны бедных и незаинтересованных слоев населения. И на качественное воплощение всех "амбициозных целей", поставленных Минцифрой на ближайшие годы, вероятно, понадобится гораздо больше времени. Во всяком случае, "точка невозврата" в реформе цифровизации, по мнению экспертов, наступит тогда, когда количество пользователей сервиса составит около 30-40% граждан. На данный момент "Дію" опробовали только 5-13% украинцев.

Впрочем, похоже, что министр цифровой трансформации Михаил Федоров, в "прошлой жизни" SMMщик и куратор предвыборной кампании Зеленского, не слишком обеспокоен проблемами в работе приложения. Он убежден, что все их "на ура" перекроет хорошая реклама и стильный дизайн.

Ксения Цивирко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>