banner banner banner

Централизация децентрализации

Централизация децентрализации
Из открытых источников

Татьяна Плачкова

Народный депутат Украины IX созыва от "Оппозиционной платформы - За жизнь"

С середины февраля все не успевшие добровольно объединиться громады будут формироваться по утвержденному правительством и спущенному на места плану. Под громким лозунгом "утверждения уже достигнутых успехов и формирования способных громад" нас ведут к основной цели – изменению территориального устройства. И совсем не для того, чтобы размежевать полномочия и функции контроля разных уровней управления. И точно не для того, чтобы развивать формы местной демократии. Власти нужны выгодные результаты местных выборов и в конечном итоге - абсолютная концентрация всех рычагов влияния в удобных для нее руках. 

Конституция под централизацию

Законодательная основа для этой "важной государственной цели" уже готова – президентский законопроект об изменениях в Конституцию Украины с красивым названием – о децентрализации власти. Первоначальный вариант исторических изменений был зарегистрирован 13 декабря 2019 года, а 27 декабря гарант предложил новую доработанную редакцию. С юридической точки зрения она во многом профессиональнее первой, но как лакмусовая бумага все равно проявляет стремление к максимальной централизации власти.

Новости по теме

Первый инструмент для этого – институт префекта. Конституция по-новому определяет его как одного из основных субъектов власти в регионе с колоссальными полномочиями. Назначаемый президентом по представлению Кабмина, он осуществляет исполнительную власть, административный надзор над ней и органами местного самоуправления. Сам пью - сам гуляю. А ведь по действующему сейчас закону исполнительная власть на местах – это структура местных государственных администраций. Именно местных и именно структура, а не один человек со своим офисом. И включает эта структура подразделения по экономике, образованию, культуре, здравоохранению и ряду других сфер. В предложенном законопроекте их будущий статус вообще отсутствует. Возможно, они станут территориальными органами министерств и ведомств на местах и будут подчиняться и министерствам, и префектам. Но в чем же тогда децентрализация?

Местное самоуправление под надзором

Вопросы, по которым префект подконтролен президенту, в законопроекте не обозначены. Нет в нем и требований к нему как к должностному лицу. Кстати, при наличии таких требований к голове громады и депутатам. А вот возможность влияния префекта на органы местного самоуправления, завуалированная одним словом "надзор", по сути дает ему широкие полномочия по вмешательству и в их действия, и в принимаемые ими решения.

Если по мнению префекта местный совет или руководитель издал неконституционный акт, он вносит представление, на основании которого президент назначает временного государственного уполномоченного, не дожидаясь соответствующего решения Конституционного суда. А ведь именно этот орган может определить конституционность или неконституционность какого-либо решения в Украине. Руководителем органа местного самоуправления становится человек не избранный людьми, а назначенный и полностью подконтрольный главе государства. Где уж здесь говорить о децентрализации власти!

Новости по теме

Раньше учитывали, теперь просто спросят

Есть в нашей стране давно устоявшаяся тенденция. Любое сокращение чиновничьего аппарата неизменно заканчивается его увеличением. Меняя административно-территориальное устройство Украины, авторы изменений в Конституцию закладывают основу к формированию новых властных органов.  На смену районам придут округа в пределах области. Сказано, что их будет около 100. Судите сами: 25 областей – 25 префектов, 100 округов… Кто в них будет работать? При имеющемся сейчас кадровом голоде в управлении громадами, откуда возьмутся новые квалифицированные специалисты? В сфере шоу-бизнеса, конечно, много выдающихся людей. Но шутить уже не приходится.

Ну и финальный свисток для самой идеи децентрализации. Доработанный президентом проект изменений в Конституцию предусматривает, что смена границ, наименование и переименование громад проводятся не с учетом (как предлагалось в первом варианте законопроекта), а с выяснением мнения жителей. Но выяснить – это одно, а вот учесть – совсем другое. И абсолютно понятно, что вместо учета мнения людей под парламентское решение об изменениях, касающихся территорий, где они живут, может подкладываться формальная информация, что когда-то кто-то по этому поводу лишь поинтересовался их позицией.

Справедливости ради отмечу, что при подобной реформе системы управления у центральной власти уже не останется возможностей уйти от ответственности за ситуацию в регионах. Ведь, собственно, власть в них, как и надзор за ее исполнением, будет осуществляться под чутким и непосредственным руководством президента и правительства.

Вперед в прошлое, друзья!

Татьяна Плачкова

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>