"Человек, который убил Дон Кихота": Кино – сильнейший наркотик

Один из самых скандальных фильмов-долгостроев оказался полным разочарованием

"Человек, который убил Дон Кихота": Кино – сильнейший наркотик
"Человек, который убил Дон Кихота" "Артхаустраффик"

Антон Филатов

Журналист, кинокритик

Один из самых скандальных фильмов-долгостроев оказался полным разочарованием

13 сентября вышел в прокат один из самых обсуждаемых фильмов года – "Человек, который убил Дон Кихота" Терри Гиллиама. Режиссер посвятил созданию этой картины почти 30 лет. Но в результате получилось кино, на которое многим зрителям будет жаль потратить даже два часа.

Как может показаться на первый взгляд, эта лента создает впечатление праздника и провозглашает оду творческим людям. Но по факту здесь кроется тотальное разочарование в искусстве. За массивной маской комедии, которая словно выглядывает из каждого кадра, здесь кроется трагическая тоска. В целом фильм производит нелепого праздника.

В центре сюжета находится режиссер по имени Тоби. Он снимает рекламу в испанской глубинке. Монотонная рутина заводит его в творческий тупик. Вдруг он узнает, что совсем рядом располагается городок, в котором он много лет назад снимал свой первый фильм. Тоби решает наведаться в те края, в надежде, что воспоминания молодости вернут ему вдохновение.

Оказавшись в этих местах, главный герой встречает обезумевшего старика, который сыграл Дон Кихота в первой ленте Тоби. Во время съемок этот дед настолько поверил в то, что является "рыцарем печального образа", что с тех пор и не расставался с этим амплуа. Его полностью поглотили галлюцинации о рыцарстве. Вместе с этим дедом Тоби отправляются в замысловатое путешествие, которое проходит по грани между реальностью и вымыслом.

Наиболее известный фильм Гиллиама "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" (1998) рассказал о журналисте, который смело экспериментировал с наркотиками. Теперь же, спустя 20 лет, этот режиссер вновь снял картину о человеке, который блуждает на обратной стороне реальности. Правда, уже без капли наркотиков в крови. На этот раз фильммейкер показал, что кино, как таковое, может вызвать еще более радикальное помутнение рассудка, чем психоделические вещества.

Главный упор в "Человеке, который убил Дон Кихота" сделан на декорациях и костюмах. Сюжет здесь зачастую уходит на задний план. А в центре внимания оказывается какой-нибудь очередной экстравагантный наряд, карнавальное шествие или вычурный интерьер.

В финальных эпизодах фильм превращается в костюмированный бардак, в котором сюжетная вязь окончательно спутывается в невнятный ком разрозненных событий.

Если в визуальном ряде фильма степень креатива зашкаливает, то в сюжете – катастрофически не хватает оригинальности. Многие сцены и диалоги разыграны по банальным трафаретам. Например, одна из героинь ленты флиртует с любовником, кладя ему руку на колено под столом, пока рядом сидит ее муж. А в еще одной банальной сцене главный герой трафаретно уходит в закат.

"Человек, который убил Дон Кихота" "Артхаустраффик"

Монтаж многих эпизодов разочаровывает своей нелепой халтурой. Хронология событий скачет хромым галопом, то спешно пропуская важные события, то останавливаясь на незначительных, но пестрых мелочах.

В течение почти трех десятилетий распространялась легенда о том, как снимается "Человек, который убил Дон Кихота". О создании этой картины сняли два документальных фильма. Весь мир годами следил за тем, как один продюсер этого проекта сменял другого, как проходили судебные разбирательства вокруг этой ленты, как постоянно менялся актерский состав ленты, как режиссер героически преодолевал очередные трудности. Однако в результате весь этот монументальный пафос ленты так и не был оправдан.

Главную роль в картине исполнил Адам Драйвер. Молодой голливудский актер, который гармонично смотрится и в "Звездных войнах", и в хитах Каннского кинофестиваля ("Патерсон", "Черный клановец"). Он снялся в двух десятках картин. Но на фоне даже столь небогатой фильмографии "Человек, который убил Дон Кихота" выглядит невыразительно.

"Человек, который убил Дон Кихота" "Артхаустраффик"

А одну из наиболее эффектных ролей в этой картине сыграла французская актриса Ольга Куриленко. Она родилась в Бердянске и до 15 лет прожила в Украине. Ее актерская карьера резко пошла в гору после того, как она сыграла девушку Джеймса Бонда в "Кванте милосердия" (2008). С тех пор к Куриленко приклеилось амплуа роковой красотки с коварными кошачьими глазами. Этот образ она в очередной раз воплотила и в новой работе Гиллиама.  

Однако в этом году актриса стала все чаще примерять другие образы, отходя от собственного клише. В течение 2018-го Куриленко появится сразу в пяти фильмах, которые выйдут в наших кинотеатрах. Ранее в этом году вышли "Смерть Сталина" и "На расстоянии дыхания". А 20 сентября начнется прокат еще двух картин с ее участием: ужастика "Мара" и комедии "Агент Джонни Инглиш: Новая миссия". Ради каждой из этих премьер артистка перевоплощалась радикальным образом.  

В фильмографии 77-летнего Терри Гиллиама значится два десятка картин. Однако пересматривать хочется только одну-две. И "Человек, который убил Дон Кихота" не входит в это число избранных.

"Человек, который убил Дон Кихота" "Артхаустраффик"

Фильммейкер не заявлял о завершении карьеры после этой картины. Хотя возраст Гиллиама намекает на то, что вскоре он уже отправится на покой. К тому же, и сама картина содержит множество намеков на то, как сильно режиссер разочаровался в кинематографе.

По сюжету, все главные герои фильма пострадали от кино. Обычный провинциальный сапожник, попав в кино, сошел с ума. Милая провинциальная девушка, снявшись в фильме, скатилась до проституции. А сам режиссер, посвятив себя кинематографу, превратил свою жизнь в суетные метания от одной авантюры к другой.

В сухом остатке "Человек, который убил Дон Кихота" показывает зрителю, как иллюзии сначала превращают жизнь человека в бардак, а затем и вовсе ее разрушают. Правда, звучит этот месседж совершенно невнятно, ведь в сюжете самого фильма также царит бардак.

"Человек, который убил Дон Кихота" "Артхаустраффик"

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров