Что даст Украине томос от константинопольского патриарха

Что даст Украине томос от константинопольского патриарха
Фото из открытых источников

Людмила Филипович

Доктор философских наук, профессор

Украинцы хотели независимости своей церкви долгие годы. Даже когда украинцы шли в подчинение Московского патриархата, что произошло в 1686 году, даже тогда надеялись, что это не навсегда и что через некоторое время к нам вернется слава Киевской митрополии, которая находилась под омофором Вселенского (Константинопольского) патриарха. В 1917 году после революции и падения самодержавия желание украинцев получить томос приобрело новую энергию и оформилось в конкретные попытки отделиться от Москвы и создать свою украинскую церковь с центром в Киеве. Известно, что было несколько дипломатических миссий во Вселенскую патриархию, где на то время местоблюстителем был Дорофей. Но тогда в те лихие времена не повезло. Умерли дипломаты из делегации, а вскоре умер и Дорофей, который был не против признать независимость украинской церкви. Тогда Константинополь не успел выполнить своей миссии в отношении Украины.

С 1991 года процессы в автокефализации Украинской церкви через надежду на получение томоса возобновились. Именно тогда прозвучала известная фраза, что у независимого государства должна быть независимая церковь. И снова начали двигаться. Если кто-то думает, что идея томоса свалилась нам на голову 17 апреля 2018 года с выступлением президента Петра Порошенко, то он глубоко ошибается.

Новости по теме

Отмечу, получению томоса как документа предшествуют важнейшие шаги, которые таки сделал Константинополь. В частности, это отмена принятого в 1686 году решения, которым патриарх предоставил Москве право рукополагать киевских митрополитов (до этого времени грамоты на занятие киевской кафедры митрополита предоставлял Константинополь). Наши епархии не были переданы Москве даже в управление, не говоря уже о землях, на которых они располагались. Речь шла только о праве не ехать за грамотой в Константинополь, а получить этот документ в Москве. В этом свете Московия представала лишь как посредник между Украиной и Константинополем, который тогда находился под властью турок. Но россияне в условиях ослабления Константинополя пошли значительно дальше. Они решили, что Киевская митрополия теперь их, поскольку второй Рим (Константинополь) пал, третий Рим (Москва) стоит, а четвертому - не бывать. Хотя мы же помним, что в первой половине 18 века Московская церковь фактически потеряла свое патриаршество: царь Петр I превратил ее в государственное подразделение, которым руководил не патриарх, а обер-прокурор. И восстановление патриаршества РПЦ произошло лишь в 1917 году!

При поддержке государства церковь укрепляла свои позиции как в России, так и за ее пределами. К ней периодически наезжали вселенские патриархи, которых Москва ублажала подарками, всякий раз используя ситуацию в свою пользу.

После захвата турками в 1453 году Константинополя Византийская империя практически перестала существовать, а с ним упали сила и авторитет вселенского патриарха. У Москвы появилась мысль (крамольная! антиканонические!) пересмотреть диптих, то есть список православных автокефальных и автономных церквей, где они стоят по чести, то есть порядок поминовения патриархов во время литургии в православных церквях. Москву не устраивало пятое место. Она претендовала подвинуть составленный в течение веков перечень: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская.

История РПЦ полна множества интересных страниц, которые слабо вписываются в каноны Вселенского православия. Поэтому обвинения в расколе, которые выдвигаются Москвой ко всем, кроме себя, не имеют под собой достаточных оснований. А вспомните никоновскую церковную реформу (середина 17 века), которая привела к расколу и появлению "никониан" и "старообрядцев". Вот не знаю, кто из них более каноничен... Кто сохранил в чистоте древнюю "русскую" веру? Что осталось от Владимирова крещения 988 года? Дата? Памятник перед стенами московского Кремля?

Его сохраняли лишь староверы, которые вынуждены были бежать от жестокой царской казни и скрываться в лесах на территории Украины. Добежали до Белой Криницы Черновицкой области.

И наступил период царского православия, время официоза, помпезности, роскоши, память о котором сохранили иконы того периода: на них Иисус Христос и Дева Мария часто изображены с царскими коронами на голове. До того Христа воспринимали как близкого себе Бога-человека, как своего брата, а Божью Мать - как мать всех людей, заступницу бедных, как свою сестру, а не покровителей царской семьи.

Чем закончился 1686 год для Украины? Руиной, духовной руиной. Об этом писали наши историки, только до нас их труды не доходили. Нам вбивали в головы, что если бы не Москва, то быть нам отсталым, глупым народом. Как там? "Раби, підніжки, грязь Москви", - писал Шевченко в "І мертвим, і живим, і ненародженим...".

Московиты вели себя здесь как хозяева, поскольку считали, что все, что принадлежало Константинопольскому патриарху, отныне принадлежит им. К тому же в Украине были лакомые обустроенные, сформированные, самоуправляемые богатые епархии, по которым они расставили своих людей и занимались не чем иным, как банальным грабежом. В прямом и переносном смысле.

Нынешнее решение Константинопольского патриархата об отмене решения, принятого (под давлением!) в 1686 году, свидетельствует о том, что Вселенский патриарх вернул и подтвердил право на Киевскую митрополию как свою каноническую территорию, которую РПЦ объявила своей. Второй важный шаг – непризнание анафемы Московского патриарха, которая была наложена на предстоятеля УПЦ КП Филарета в середине 90-х годов. Отныне Филарету открыта возможность общения со всеми Вселенскими церквями. Филарет отныне может войти в любую православную церковь и служить со всеми православными иерархами, молиться со всем православным людом на всех континентах и во всех странах. До этого его, в отличие от главы УПЦ МП, нигде не признавали. УПЦ КП находилась в жуткой изоляции и официально считалась церковью раскольников.

Новости по теме

Окончательным шагом, который закрепляет эти важные изменения в статусе Украинской православной церкви, будет получение документа, указа, грамоты, томоса о признании нашей церкви автокефальной, то есть самоуправляемой. Как известно, документ получит только объединенная церковь после Собора, на котором будет утвержден ее Устав, решены организационные вопросы, территориальное устройство, избран предстоятель. Томос является официальным документом, которым будет признано, что территория Киевской митрополии возвращается под омофор Константинопольского патриарха. Состоится евхаристическое единение (что очень важно для православных верующих) с Константинополем, возобновляются прямые семистолетние связи Киевской митрополии с Церковью-Матерью. Ну, например, масло (миро) для миропомазания мы теперь будем получать не из Москвы, а напрямую из Константинополя. Это касается и различных святынь, которые раньше приезжали только для верных УПЦ. Теперь поклониться голове Пантелеймона или поясу Богородицы смогут православные других юрисдикций.

Томос – не отпускная грамота для тех, кто хотел бы присоединиться к единой православной церкви индивидуально или общинно, приходом, епархией, монастырем или даже лаврой. Но его получение облегчит эту процедуру, создаст документальные основания для перехода украинских святынь к объединенной церкви. Я солидарна с патриархом Филаретом, который ожидает, что было бы хорошо, если бы этот процесс перехода прошел мирно. Но, к сожалению, реакция УПЦ МП на томос и все, что с ним связано, говорит о том, что так не будет. Кроме сопротивления со стороны УПЦ и тех общественных сил, которые против томоса, а такие есть в Украине и до сих пор мечтают о возвращении в СССР, учтем инерцию человеческого сознания, которая труднее всего поддается изменениям. Поэтому на все нужно время, которого у нас, как у молодой политической нации, нет.

Тем не менее надо набраться терпения и учесть, что в результате инициативы Константинополя о предоставлении/признании автокефалии украинской церкви произошел раскол в УПЦ МП. И не только там. Но и в РПЦ идут оживленные дискуссии, правда, подспудно, и во всем православном мире, и даже больше - в христианском. Отмалчиваются католики и протестанты, но даже кришнаиты переживают, не грозит ли им получение томоса от Константинополя... Теперь все разделились на тех, кто за автокефалию Украинской церкви, и тех, кто против. РПЦ пошла на неадекватные шаги, обвинив Вселенского патриарха в неканонических действиях. А это может отвратить от РПЦ и УПЦ МП многих их прихожан. Константинополь ожидает, что к созданию единой православной церкви присоединятся все православные в Украине. УПЦ МП неоднократно предлагали присоединиться к этому процессу. Почитайте интереснейшее интервью митрополита Черкасского Софрония, который принадлежит к УПЦ МП и который открыто призывает принять участие в объединительном Соборе. Александр Драбинко (викарный епископ Киевского митрополита, настоятель Спасо-Преображенского собора) уже заявил, что он выходит из подчинения УПЦ МП и считает себя клириком Константинопольской патриархии. Как видим, процесс самоосознания себя собственно украинской церковью пошел. Теперь важно не потерять динамики, преодолеть все препятствия, не бояться трудностей, которые, естественно, будут возникать на пути к получению полной независимости нашей Церкви от разного рода старших братьев, соседей, политических попутчиков и тому подобное. Только вперед!

Людмила Филипович

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров