Плакат "Звездные войны"
Из открытых источников

Массовая любовь обрушилась на "Звездные войны" сразу после выхода в 1977 году одноименного фильма, позже получившего название "Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда". Картина тут же побила все рекорды кассовых сборов (собственно, даже сегодня франшиза входит в пятерку самых прибыльных), а акции студии 20th Century Fox подорожали в два раза уже в первые три недели показа.

Выход остальных частей оригинальной трилогии ("Звездные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар" в 1980 году и "Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая" в 1983 году) только закрепил за киноэпопеей звание самой популярной и упрочил ее позиции в мире кинематографа. А выпуск сопутствующей продукции (сувенирной, печатной, аудио и прочей) лишь усугубил этот эффект.

Позже, аж в 1999 году, начал осуществляться первоначальный замысел автора и режиссера Джорджа Лукаса сделать космо-оперу по-настоящему долгоиграющей. Выход на экраны фильма "Звездные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза" дал саге предысторию и положил начало трилогии приквелов, в которую кроме названной картины вошли "Звездные войны: Эпизод 2 – Атака клонов" 2002 года и "Звездные войны: Эпизод 3 – Месть Ситхов" 2005 года.

Популярность "Звездных войн" на тот момент была уже настолько велика, что люди покупали билеты в кино только для того, чтобы посмотреть тизер первого эпизода, крутившийся перед другими сеансами. Очередь поклонники начали занимать за месяц до начала продажи билетов, а день премьеры в некоторых компаниях был объявлен выходным, поскольку люди массово отказывались выходить на работу.

Очереди сопровождали все "звездные" премьеры. Так выглядел вход в кинотеатр, где ожидался первый показ шестого эпизода (1983 год)
Из открытых источников

Трилогия сиквелов, старт которой ознаменовала вышедшая в 2015 году картина "Звездные войны: Пробуждение силы", также снискала немалый интерес. Во-первых, продолжения истории поклонникам пришлось ждать ни много ни мало, а целых 32 года (картина сюжетно следовала за "Возвращением Джедая" 1983 года). Во-вторых, любопытство публики было подогрето тем фактом, что Джордж Лукас решился продать свое детище и студию Lucasfilm компании The Walt Disney Company, которая и возглавила производство новых лент.

Следующий эпизод – "Звездные войны: Последние джедаи" – выйдет на экраны уже в декабре 2017 года и наверняка вызовет не меньший ажиотаж. По крайней мере для подогрева интереса "Дисней" уже начал традиционную масштабную рекламную кампанию и вслед за официальным трейлером восьмого эпизода выпустил на днях новый ролик.

Будет ли ожидаемый фильм столь же успешным, как его предшественники, мы узнаем буквально через месяц. Но пока факт остается фактом – популярность "Звездных войн" не угасает даже спустя 40 лет после выхода первой картины, а любовь публики лишь продолжает расти.

"Звездные войны" – это целая философия

Еще на этапе работы над первым фильмом в середине 70-х Джордж Лукас понял, что его задумку сложно будет уместить в одну и даже три картины, и решил вернуться к предыстории позже, когда появится такая возможность. Поэтому проработке персонажей и всей "звездной" вселенной он уделил максимум внимания и придал им предельную детализацию.

Начитанность и так называемая насмотренность режиссера позволили ему вложить в сагу не только оригинальный сюжет, но и огромное количество отсылок к историческим фактам и различным художественным произведениям. Список культурных аллюзий каждого эпизода исчисляется десятками, а отсылки к ним самим – вообще сотнями.

Кроме того, Лукас не поленился дать имя практически всему, что появляется в кадре. Подобная плотность деталей сделала его вымышленный мир гораздо большим, чем рядовая проходная фантастика, и позволила киноэпопее соперничать с такими монстрами, как супергеройские вселенные Marvel и DC.

"Звездные войны" – это был не просто фильм, это целая философия, это был фильм, который вывел киноиндустрию на новый уровень. Это просто выходило за все рамки, этот фильм суммировал все открытия кинопроизводства к тому моменту", – заявил в 1982 году автор не менее культового "Чужого" Ридли Скотт.

Крутые персонажи и лучший злодей

Продуманность персонажей также не может не впечатлять. Лукас заселил галактику невероятным количеством разных созданий и дал им настолько уникальные имена, что мало какой ребенок откажется от удовольствия посоревноваться в их запоминании.

Естественно, образы главных героев претерпели множество изменений с момента их первоначальной задумки до реализации в фильме. Например, Люк Скайуокер мог быть 60-летним генералом, а Хан Соло – монстром с зеленой кожей и жабрами. То же касается и отношений между героями. Например, в первоначальной версии сценария Люк и Лея не были братом и сестрой.

Этим, к слову, можно объяснить их совсем не родственный поцелуй в пятом эпизоде. Подтверждением такой версии служит раннее интервью Лукаса, которое процитировал Касс Санстейн в своей книге "Мир по "Звездным войнам": "Я хочу, чтобы во второй книге Люк поцеловал принцессу. Это будут "Унесенные ветром" в космосе. Ей нравится Люк, но Хан – это Кларк Гейбл. Наверное, Люк ей достанется, потому что в итоге я планирую, что Хан улетит".

Еще один не менее известный персонаж "Звездных войн" – Дарт Вейдер, признанный величайший злодей в кино. Конечно, в разные периоды он занимал разные строчки в соответствующих опросах и списках, но в пятерку или как минимум десятку в рейтингах регулярно входил. Равно как сейчас: согласно недавнему опросу на сайте голосований ranker.com, темный лорд ситхов занял вторую строчку в списке лучших кинозлодеев всех времен, уступив место лишь нолановскому Джокеру.

Особняком в этой истории стоит разделение вселенной на добро и зло. Светлая и темная стороны силы получили настолько широкое распространение, что давно вышли за рамки "Звездных войн" и стали общеупотребимыми. Фразу "Переходи на темную сторону, у нас есть печеньки" можно было услышать (а, вероятно, и сейчас можно) практически в любом небольшом рабочем и не только коллективе.

На них выросли несколько поколений

За свою 40-летнюю историю "Звездные войны" достигли невероятного уровня популярности, собрав миллионные армии почитателей. Их по сто раз пересматривают, их цитируют, их косплеят. У них даже есть свой день – 4 мая. Такая дата выбрана не случайно, а из-за созвучия фразы May the Force be with you (в переводе с английского "Да пребудет с тобой Сила") с вариантом May the fourth be with you (где в переводе с того же английского fourth – четвертое, а May – мая).

У каждого поклонника своя история знакомства со "Звездными войнами". Кто-то впервые увидел их по телевизору в 10-летнем возрасте и первое, что сделал, когда обзавелся собственным видеомагнитофоном, – одолжил у соседа кассеты с оригинальной трилогией. Кто-то, напротив, первый раз посмотрел космо-оперу, уже будучи взрослым человеком, умудрившись каким-то образом даже краем глаза не зацепить до этого ни одного эпизода. Но, как бы у каждого не происходило приобщение к прекрасному, объединяет их одно – любовь к культовой саге.