Децентрализация земель: Как это происходит и почему с проблемами

Кабмин принял решение передать объединенным громадам сотни тысяч гектаров сельскохозяйственной земли, которую у них отобрали 17 лет назад при принятии Земельного кодекса. Но в правительственном документе прописаны только основные положения, а конкретные шаги и круг полномочий громад по управлению полученными землями не обозначены. Процесс идет с серьезными нарушениями, а график передачи земель, мягко говоря, не соблюдается

Децентрализация земель: Как это происходит и почему с проблемами
Фото из открытых источников

Татьяна Гаевая

Журналист

Кабмин принял решение передать объединенным громадам сотни тысяч гектаров сельскохозяйственной земли, которую у них отобрали 17 лет назад при принятии Земельного кодекса. Но в правительственном документе прописаны только основные положения, а конкретные шаги и круг полномочий громад по управлению полученными землями не обозначены. Процесс идет с серьезными нарушениями, а график передачи земель, мягко говоря, не соблюдается

Из 60,4 млн га земли в Украине почти 70% (41,5 млн га) – это сельхозземли, находящиеся за пределами населенных пунктов. Более 30 млн га распаеваны, а 10,4 млн га до сих пор находятся в госсобственности, 7,2 млн из которых планируется передать в распоряжение Объединенных территориальных громад (далее – ОТГ).

пресс-служба Министерства аграрной политики и продовольствия Украины

После принятия Земельного кодекса в 2001 году полномочия по управлению госземлями были переданы Земельному агентству, позже преобразованному в Государственную службу по вопросам геодезии, картографии и кадастра (далее – Госгеокадастр), а местным властям оставили в распоряжение земли в пределах населенных пунктов и кладбища, что составляло 8-12% собственных территорий.

Возможность распоряжаться землей для ОТГ была одним из ключевых вопросов успешного проведения реформы децентрализации. Эта тема обсуждалась в стенах Верховной Рады более трех лет. За это время «сломано немало копий», хотя и специалисты рынка, и депутаты, и селяне признают позитивные моменты от передачи земель.

Во-первых, это расширение возможностей местных органов власти по распоряжению земельными ресурсами и прирост доходов от платы за землю в бюджеты ОТГ. Дополнительный доход создадут также 2,5 млн га государственных земель, которые числятся в запасе и часто обрабатываются в тени, без документов.

Во-вторых, передача земли местным громадам будет способствовать снижению общего уровня коррумпированности при принятии решений о землеотводе, так как они будут приниматься коллегиально и будет довольно трудно что-то скрыть.

И, наконец, обязательная инвентаризация с внесением участков в Земельный кадастр наведет порядок в данном вопросе, выведет часть земель из тени, что станет серьезным шагом к созданию рынка земли.

«Подобный процесс передачи земель является затратным и длительным, но с его помощью можно ускорить темпы инвентаризации государственных земель, 70% которых до сих пор оставались в тени»,считает Роман Граб, эксперт по земельным вопросам ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ).

Однако для того чтобы все эти изменения стали возможными, необходимо принятие соответствующего закона. Верховной Раде были представлены три варианта законопроекта: свое видение земельной децентрализации предложили депутаты, президент и правительство, однако ни одна из редакций не нашла поддержки большинства даже в первом чтении.

После того как народные избранники в очередной раз провалили голосование, продемонстрировав отсутствие политической воли решить земельный вопрос, премьер-министр Владимир Гройсман 31 января 2018 года провел через Кабмин распоряжение «О передаче земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности в коммунальную собственность объединенных территориальных общин».

И хотя на первый взгляд децентрализация земель сдвинулась «с мертвой точки», специалисты рынка единогласно утверждают, что одного только правительственного распоряжения недостаточно, принимать закон нужно обязательно, а некоторые руководители ОТГ уже сообщают о проблемах, возникающих при передаче земель в связи с отсутствием достаточного правового регулирования. Быть может, Гройсман все же поспешил?

***

Итак, правительство воспользовалось нормой ст.117 Земельного кодекса, которая дает право распорядителю госземель (в данном случае Госгеокадастру) по собственному решению передать земельный участок в собственность общины, тем самым начав земельную децентрализацию, не дожидаясь изменений на законодательном уровне.

Согласно этому распоряжению, с начала февраля в Украине уже стартовала процедура инвентаризации, отвода и передачи 760 тыс. га в распоряжение уже организованных ОТГ.

На период до завершения процесса передачи земель правительство обязало Госгеокадастр согласовывать передачу земли для любых нужд с ОТГ, чтобы исключить противоправные схемы использования их без ведома общин.

На специально созданном портале размещен «План-график передачи земельных участков в собственность объединенных территориальных общин на 2018 год», согласно которому до конца 2018 года инвентаризация должна быть завершена. По словам первого замминистра аграрной политики и продовольствия Максима Мартынюка, после этого процедура продлится еще около 2 месяцев, и в марте 2019-го все ОТГ в Украине станут владельцами сельхозземель за пределами населенных пунктов. Но не успев закрепиться, позитивное первое впечатление рассеивается, когда в процедуре обнаруживается множество «загвоздок».

пресс-служба Министерства аграрной политики и продовольствия Украины

В первую очередь нынешняя практика показывает, что прогнозы Мартынюка слишком оптимистичны. Согласно опубликованному графику, в феврале должны были получить земли 35 ОТГ, а на самом деле получили только 7, в марте - соответственно 54 и 6. Так что если в ближайшее время темпы передачи земель существенно не вырастут, процесс займет не один год.

«Гройсман предложил вариант передачи земель в ручном режиме. Сколько уйдет на утверждение соответствующей документации Госгеокадастру в каждом конкретном случае – никто не знает. С одной ОТГ справятся за месяц, а на вторую уйдет полгода. Нужна четкая процедура закона»,выражает обеспокоенность член «земельного» комитета ВР, нардеп Вадим Ивченко.

Также не везде ОТГ обретут возможность эффективно распоряжаться полученными земельными ресурсами, а прирост доходов в бюджеты ОТГ порой окажется чисто символическим.

Руководитель Великосорочинской ОТГ в Полтавской области Павел Полеков говорит, что его громада должна получить более 1 тыс. га, но практически все эти земли уже находятся в пользовании. Поэтому особых изменений в части распоряжения землей и получения дополнительных доходов не ожидается. Возникает правовая коллизия: чтобы распорядиться землей по-новому, ее нужно забрать у предыдущего пользователя или арендатора, который порой работает на этой земле не один десяток лет.

К тому же есть льготные категории селян, которые претендуют на первоочередное получение земель (например, участники АТО). После децентрализации они обращаются уже не в район, а в свой сельсовет. И если практически все переданные земли в ОТГ заняты, как, например, в Великосорочинской ОТГ, возникает серьезный конфликт интересов.

Руководству Вишнивской сельской ОТГ, что на Волыни, которая должна была получить 5300 га земли одной из первых, сотрудники облгеокадастра заявили, что не могут провести инвентаризацию 2260 га из-за отсутствия финансирования работ по землеустройству. Они ждут целевого выделения средств от Кабмина.

Закон должен четко определить, какие полномочия получат ОТГ: сдавать землю в аренду или бесплатно передавать в частную собственность, определить, какой орган получит право изменения целевого назначения земли. Необходимо законодательно обозначить, как защитить имущество и корпоративные права на земли, находящиеся в собственности и пользовании граждан и юридических лиц, как обеспечить возможность жителям села легализоваться, зарегистрировав ФОП, и получить определенные налоговые льготы, а также многие другие важные аспекты.

Правда, есть в Украине и громады, в которых процесс передачи земель идет хоть и медленно, но вполне успешно и без особых сложностей.

Петрикивская сельская ОТГ Днепропетровской области хоть и выбилась из графика, но, как рассказал заместитель ее председателя Игорь Шевченко, процесс сотрудничества с облгеокадастром идет очень активно, передача земель ожидается в ближайшее время. Громаде передают 2800 га. Это свободные земли, которые планируется передать в аренду и под инвестиционные проекты. Руководитель ОТГ отметил, что в процессе инвентаризации наводится порядок среди арендаторов и пользователей, выясняется законность прав на использование земель, оформляются необходимые документы. Это положительно сказывается и на доходной части бюджета громады, и на инвестиционной привлекательности.

***

Хотя передача сельхозземель из государственной в коммунальную собственность является однозначно положительным шагом для дальнейшего развития села, но без закона, который будет регулировать этот процесс, трудно говорить о полноценном развитии громад и успешном продвижении реформы децентрализации. Некоторые ОТГ уже столкнулись с подобными проблемами, а ведь процесс передачи земель только начался. К тому же, необходимо отметить, что принятие закона будет дополнительным стимулом для объединения, ведь именно объединенные громады наделяются правом получения земель.

Татьяна Гаевая

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>