Фото из открытых источников

Обычно спокойную непарламентскую неделю украинской политики нарушили представления Генпрокуратуры пока на 5 народных избранников о снятии с них неприкосновенности и привлечении к уголовной ответственности, а также рассмотрение этих представлений регламентным комитетом.

Регламентный комитет ВРУ рассматривал представление ГПУ относительно снятия депутатской неприкосновенности с пяти нардепов: Андрея Лозового, Евгения Дейдея, Олеся Довгого, Максима Полякова, Борислава Розенблата. Почти единодушно журналисты эти заседания назвали шоу. Тем не менее аргументы комитета победили доводы Генпрокуратуры со счетом 4:1.

Регламентный комитет поддержал лишь представление ГПУ на снятие неприкосновенности с депутата от фракции БПП Борислава Розенблата и направил этот вывод Верховной Раде. В частности, комитет одобрил три представления Генеральной прокуратуры: на привлечение к уголовной ответственности, задержание и арест народного депутата. Относительно всех других депутатов комитет решил, что доказательств недостаточно, и направил свои выводы спикеру парламента. Теперь по инициативе спикера депутаты в сессионном зале смогут определить судьбу пятерых и, возможно, изменить счет в игре под названием “Снятие депутатской неприкосновенности”.

Новости по теме: Какие выводы можно сделать после фильма НАБУ о "янтарных делах" Розенблата

В то же время снова заговорили об отмене депутатской неприкосновенности. Старожилы украинской политики хорошо помнят, что вопрос об отмене депутатской неприкосновенности поднимается не первый год. Причем на словах — все “за”, на практике — отмена невозможна. Не только потому, что этого так боятся парламентарии. С юридической точки зрения, институт депутатской неприкосновенности – это обеспечение правового статуса народных избранников. Нормы, которые гарантируют депутатам право быть неприкосновенными, закреплены сразу в нескольких законах. В частности, в ч. 1 ст. 80 Основного Закона – Конституции Украины, ч. 1 ст. 27 Закона Украины "О статусе народного депутата". Разъяснение положений Конституции о депутатской неприкосновенности предоставлял Конституционный суд в 2003 году (решение № 12-рп/2003 от 26 июня 2003 года). Все остальные манипуляции на эту тему переходят в политическую плоскость.

Язык фактов и буква закона указывают на перспективу ограничения депутатской неприкосновенности. Это когда народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету. Зато могут быть привлечены к ответственности за преступление.

Новости по теме: "Четырем ничего не будет, пятый с черной меткой"

Именно такой подход к депутатской неприкосновенности предложен в законопроекте о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины и судей) № 1776 от 16 января 2015 года. Проектом предлагается статью 80 Конституции Украины изложить в иной редакции, исключив из нее абзацы: "Народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность" и "Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы". Зато депутатская неприкосновенность сохраняется только в политической деятельности: "Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету”.

Хотя до рассмотрения данного законопроекта в сессионном зале парламентарии пока не пришли, однако поднимая вопрос о депутатской неприкосновенности, нужно правильно расставлять акценты и говорить о ее ограничении, а не отмене.

Ирина Овчар

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.