banner banner banner

Детенизация экономики: Почему "борьба" с ней бессмысленна

Детенизация экономики: Почему "борьба" с ней бессмысленна
Из открытых источников

Алексей Кущ

экономист

Во время недавнего выступления премьера на одном центральном телевизионном канале страна услышала весьма показательную сентенцию главы правительства – рост экономики будет обеспечиваться за счет детенизации экономики.

На уточняющий вопрос, о каком уровне "тени" к "официалу" идет речь, премьер ничтоже сумняшеся ответил: ну, ноль, может, 5%... После чего у западных экономистов наверняка отпала бы не только нижняя, но и верхняя челюсть, если бы они услышали данный тезис, что вряд ли. 

Данный пример как нельзя лучше иллюстрирует простой тезис: если правящие элиты не способны на качественный идеологический дискурс, они никогда не смогут предложить эффективную стратегию развития страны.

И предпочтут действовать по наитию, интуитивно реагируя на изменение внешней конъюнктуры и внутренних предпочтений электората. В этих условиях движения вслепую рождается целый набор мифов, которые воздействуют на экономику так же токсично, как комплексы детства на психику взрослого человека.

Один из мифов – это так называемая абсолютная вредность "теневой" экономики. Кстати, о ее размерах. Ни о каких 5% или 0% не может быть и речи. Даже в Германии этот показатель колеблется на уровне 15%. Попытки снизить индикатор "тени" во Франции до 10% вызвали резкий кризис на местном рынке труда.

Как показали исследования известного экономиста Эрнандо де Сото, существует несколько онтологических колец формирования теневого сектора экономики.

Новости по теме

Большое кольцо – это когда под высоким фискальным давлением часть предпринимателей уходят в тень, а фискальная нагрузка распределяется на оставшихся в легальном обороте, то есть пропорционально увеличивается, что приводит к очередному вымыванию тех, кто решает уйти "в сумерки".

И так до тех пор, пока в легальном секторе не останутся лишь крупные ФПГ и государственные предприятия. Малое кольцо – это формирование неконкурентных условий предпринимательской среды, когда крупные ФПГ за счет политического лоббизма достигают конкурентного преимущества на узком потребительском рынке и выдавливают из него малый и средний бизнес, который также переходит в теневой сегмент.

В финале – большая часть рыночной среды поделена между монополиями, олигополиями и компаниями с единоличным доминированием. В Украине такая монопольная надстройка составляет уже 58% экономики, по данным Антимонопольного комитета.

Не трудно заметить, что в нашей стране функционируют оба кольца наращивания теневой экономики. По мировой классификации, оптимальный уровень "тени" - до 15% ВВП (как в Германии).

В таком случае государство выигрывает дважды: с одной стороны, большая часть налогов перераспределяется на широкой базе ВВП, а с другой – в экономике есть некий буфер, который выполнит роль социального стабилизатора в случае глобального кризиса или новой миграционной волны.

Попытки сократить уровень "тени" ниже 15%, осуществленные во Франции, привели к тому, что в обществе лишь усилилось социальное напряжение, особенно в условиях массового притока трудовых мигрантов.

Таким образом, если бы сейчас в Украине кто-то вздумал чисто механически "сократить" теневую экономику, это привело бы лишь к существенному росту социального напряжения, когда несколько миллионов человек столкнулись бы либо с потерей работы, либо с ощутимым сокращением уровня заработной платы.

В теневой экономике, таким образом, выживают именно те предприятия, которые в существующих условиях официального административного, монопольного и фискального давления попросту не смогли бы выжить или утратили бы существенную часть своей производственной рентабельности.

Эрнандо де Сото четко показал, как ломаются стеклянные перегородки между теневым и легальным секторами экономики: нужно просто изучить пример "Дикого Запада", когда предпринимательские практики и правила ведения бизнеса, сформированные в абсолютно свободной бизнес-среде, были как прецедент имплементированы в масштабе всей страны.

Уильям Рассел Истерли, современный экономист, предлагает отказаться от рецептов экспертов-плановиков и перейти к экспертам-поисковикам, которые изучают экономические процессы на микроуровне и переносят их на макроуровень государственной политики и регулирования.

Для Украины чрезвычайно важно устранить предпосылки формирования теневой экономики, то есть монополизм, сросшийся с политической властью, избирательное правосудие, а также найти оптимальную точку фискальной нагрузки, удовлетворяющую бизнес и государство, включая и сбалансированный уровень государственного регулирования для компенсации так называемых провалов рынка.

Лишь затем можно проводить налоговую амнистию и рапортовать о снижении уровня теневой экономики.         

Ну а пока вместо всего указанного выше, некоторые наши эксперты всерьез заговорили о возможности легализации проституции как источника пополнения государственного бюджета. Что ж, тема очень комфортно "ложится" в прокрустово ложе анонсированного либертарианства.

Конечно, хотелось бы, чтобы наши чиновники стали читать Эрнандо де Сото, как это делали до них политики многих других стран мира, для которых проблемы теневой экономики стали новым ключом и драйвером роста экономики легальной. Но, как показывает практика, некоторые украинские министры попросту не любят читать.

Неформальный сектор экономики – это самый надежный союзник украинского правительства на ближайшие 10 лет. Союзник, который помогает обеспечивать социальную стабильность в стране и кормит миллионы украинских семей.

Но союзник временный, ровно до тех пор, пока у нас в государстве не проведут качественные институциональные реформы, дерегуляцию бизнеса и демонополизацию предпринимательской среды. Вот тогда пути легальной экономики и "тени" разойдутся в разные стороны, как это и произошло в послевоенной Европе.

Новости по теме

Но до тех пор любые реляции о сокращении теневой экономики будут восприниматься либо как неудачная шутка, либо как "опасная" тенденция разрушения экономики в целом, включая и теневую, и легальную ее части.

Нынешнее правительство научилось "механически" улучшать жизнь украинцев в виде роста валютного эквивалента ВВП и доходов или такого же "рукотворного" сокращения показателя "долг/ВВП". Искусственная ревальвация гривни им в помощь. Точно так же министры воспринимают и теневую экономику – как физический резервуар роста легального сектора.

Без ликвидации предпосылок появления "тени" (например, путем снижения легальных административных и фискальных издержек на ведение бизнеса до уровня теневых) и домашнего задания в виде "структурных реформ".

Вместо сложной и кропотливой работы - типичная возня "по индикаторам успешности KPI", то есть классическая грантовая сноровка в виде "подгонки" нужных показателей "под план" по принципу: главное - красивая презентация и отчет, после нас – хоть потоп.

Теневая экономика – это не абсолютное зло и тем более не абсолютное добро, а всего лишь модификация рыночной игры, видоизмененной ее участниками под условия токсичной конкурентной и административной среды. "Бороться" с ней – все равно что противостоять ветру плевками в него.

Да, "тень" не дает бизнесу капитализировать активы, привлекать легальное финансирование и инвестиции, применять эффект мультипликатора к активам, одним словом – генерировать капитал с мультипликационным ростом.

Теневой сектор - это и недополученные налоги. Но это и рабочие места, и доходы населения, и выжившая в результате кризисов и реформаторских экспериментов экономика. И пока власть будет воевать с "тенью", она непобедима.

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 

 

 

 

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>