Для населения не существует рынка газа, есть только повышение цен?

Для населения не существует рынка газа, есть только повышение цен?
Из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

На финише этой президентской гонки особенно остро обозначилась перед властью сложнейшая проблема, а именно как при таких больших социальных обещаниях все-таки быть экономными?!

Плюс конъюнктура на мировых рынках с начала 2019 года меняется быстрее, чем Владимир Гройсман предполагал, соответственно, возрастают неопределенности, по которым для нашей экономики непрогнозируемыми остаются как минимум два ключевых фактора.

Первый – это цена на газ. Второй – это цена финансового капитала, который мы могли бы привлекать. И не дай бог, если цены на энергоресурсы еще больше взлетят вверх, а кредитные деньги так подорожают, что их незачем будет занимать.

Не поэтому ли премьер-министр заявил, что будет инициировать отставку руководителя НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева в случае неснижения цены на газ для населения?

Однако в начале этой недели руководитель газового дивизиона НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Фаворов фактически подтвердил, что с мая текущего 2019 года цены на газ для населения все же поднимут, и уточнил: "Мы будем вынуждены соблюдать действующее постановление № 867, которым на нас возложены спецобязательства. Но наша позиция остается неизменной. НАК считает, что газ должен продаваться по рыночной цене, которую определяет спрос и предложение. Этот уровень может быть как выше цены, установленной Кабмином, так и ниже". Что это значит для нас, бытовых потребителей?

Новости по теме

Прежде всего, то, что с 1 мая 2019 года не будет "Нафтогазом" выполнено распоряжение Кабмина о снижении цены на газ для населения до 8,38 тысяч гривен за 1 тысячу кубометров, а наоборот – ее новый уровень поднимут до 9,7-9,8 тысяч гривен.

Да, государство должно быть социально ответственным и конкретно заниматься регулированием цен на энергоресурсы и тарифов на рынке жилищно-коммунальных услуг. Однако почему-то у нас регулируемые цены и тарифы ЖКХ в несколько раз выше роста индекса потребительских цен. Вот уж поистине, отчего больной умер? От лечения!

Так и у нас: вроде бы чиновники НКРЭКУ взялись регулировать цены естественных монополий, а на самом деле мы видим неудержимый рост на их услуги и продукцию. Да так уже дорегулировались, что можно подумать – у нас по Конституции не социальное, а естественно-монопольное государство.

И, похоже, что уже никто из монополистов не обращает внимания на указания премьер-министра Владимира Гройсмана. Это со всех точек зрения чрезвычайно опасно.

В этой связи ведущий украинский эксперт Анатолий Любаревич подчеркивал: "Если говорить не о мифических и не обоснованных никем и ничем тарифах ЖКХ и ценах на энергоресурсы, а о реальной оптовой цене, например, на газ, то смело и гарантированно можно утверждать, что она уже завышена минимум на 170 млрд гривен от фактически потребляемых населением энергоресурсов. И сразу возникает вопрос, для чего и кому надо так высоко поднимать цену на газ? Ведь так можно не только потерять экономику, а и в целом страну". Увы, но украинский рынок как был, так до сих пор и остается пространством свободного и неконтролируемого грабежа рядовых потребителей товаров и услуг.

И, к сожалению, у нас больше половины экономики – это "серый" сектор. Это те деньги, которые не облагаются налогами. Это те деньги, которые уходят в виде взяток в карманы коррумпированных чиновников, уходят в офшоры без всякого учета.

Наконец, это те деньги, которые составляют основу издержек в цене практически любого товара. При этом чуть ли не каждый наш гражданин задействован в этом "сером" секторе. Почему? Потому что мы приобретаем товары, где заложена эта "серая" составляющая.

И уж если совсем начистоту говорить, то украинские рынки, прежде всего газа – это сегодня, пожалуй, самое непредсказуемое явление, потому что много неопределенностей и до сих пор не выстроены и не внедрены применимо к новым условиям: система регулирования, инструменты хеджирования и процедуры согласования курсовой политики.

Конечно, мы хотим перемен, но не экспериментов со стороны НКРЭКУ и монополистов. И не надо добиваться экономии со стороны граждан, используя некомпетентность и слабую финансовую грамотность нашего населения.

Думаю, именно эта некомпетентность и даже безграмотность дают ту маржу, за счет которой руководство НАК "Нафтогаз Украины" и монополисты могут уверенно утверждать, дескать, мы полностью выполняем свои обязательства, просто вы, граждане, неправильно подсчитываете тарифы ЖКХ и цену на газ.

А раз так, то логично напрашивается неутешительный вывод: чем вы беднее, тем больше платите, а поэтому собираемость денег за коммуналку постоянно падает.

Неудивительно, что и в этом 2019 году долги населения за газ, электроэнергию и по тарифам ЖКХ продолжают быстро накапливаться, а в прошлом 2018 году задолженность увеличились сразу на 23,3 млрд гривен или 72,1% (всего за 2018 год уровень оплаты населением ЖКХ составил 80,6%.)

Ну и как теперь решать эти проблемы неплатежей? Убежден, новому президенту, новым составам правительства и Верховной Рады надо в первую очередь думать о повышении доходов украинцев. И нам самим, конечно. Безусловно, мне резонно возразят, дескать, надежды на то, что снизят цены на газ – более реальные, нежели чем те, что повысят зарплаты.

Однако с точки зрения экономики страны та ситуация, когда работают над повышением доходов, более привлекательна, чем та, где борются за снижение цен.

Нужно создавать и развивать современный внутренний рынок газа, а пока мы, потребители, не можем перейти к другому поставщику до полного покрытия всех долгов перед предыдущим, то есть будем вынуждены оплачивать даже лишние объемы газа, которые незаконно начисляют нам облгазы.

В подтверждение этого даже заместитель начальника департамента энергоэффективности "Нафтогаза" Алексей Хабатюк вынужден был признать: "Для населения рынка газа не существует. Цены устанавливает Кабмин. Определяет фиксированные условия, по которым "Нафтогаз" продает ресурс газсбытам. Рынок газа не появится, пока не отменят специальные обязательства и не установят свободное ценообразование; у облгазов и поставщиков газа различные виды деятельности. Последних в области, где работает облгаз, может быть множество. Проблема в том, что облгаз – это естественная монополия, которая управляет, ремонтирует и обслуживает газовые сети. Понятно, что их не может быть много, они едины. Кроме того, газсбыты принадлежат облгазам". Вот так.

Новости по теме

Также следует обратить внимание и на такое лукавство: в ходе президентской гонки многие кандидаты убеждали нас в том, что в Украине тарифы ЖКХ будут если не снижены, то точно "заморожены", но в то же время эксперты справедливо возражают, мол, тогда поднимется стоимость услуг, которыми обвязывают эти тарифы.

В результате, если мы платили, например, 1000 гривен, то теперь будем – 1 200 гривен. И если, с одной стороны, тарифы водоканала "замораживаются", то, с другой стороны, нам придется больше платить за общие домовые расходы настолько, что трудно даже будет разобраться с тем, что в доме происходит: то ли сауну кто-то устроил в подвале, то ли еще что-то.

Что делать? Выход из этой тяжелейшей ситуации вообще есть? Думаю, есть, и далеко не один. Или для нас не есть очевидным то, что у власти осталось только два пути: она будет делать то, что надо ей, и все сохранится как было.

Либо второй путь - она начнет кардинальные перемены, будет делать то, что надо всему населению Украины и, в частности, национальному бизнесу.

В последнем очень сомневаюсь, это маловероятно, зато с мечтами об этом можно спокойно ждать приближения 21 апреля.

Александр Гончаров

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>