"Долгое путешествие сквозь пустыню": Что нас питает во время него?

"Долгое путешествие сквозь пустыню": Что нас питает во время него?
Из открытых источников

Когда я смотрю новости, я понимаю: миром правят те, кто никогда не слушает музыку.

Боб Дилан

В канун новогодне-рождественских праздников не очень хочется говорить о политике, ведь ее и так было немало в течение года. Хочется больше о возвышенном, не земном, однако, понятное дело, что совсем избежать политических вопросов даже в такой теме, как музыкальное образование, не удастся, ведь несмотря на кажущееся величество, она все же стоит "ногами на земле" и тоже в рамках реформы образования требует определенных изменений.

Ошибается тот, кто считает, что вопрос музыкального образования приобрел актуальность лишь в наши дни. Как в свое время отмечал Дик Кларк, ведущий американских щоупрограм, "музыка – это саундтрек нашей жизни", а музыкальное образование – специфическая образовательная отрасль, которая, как отмечает кандидат искусствоведения, доцент Винницкого национального университета Татьяна Сидлецкая, "играет существенную роль в процессах, поскольку именно через нее реализуются актуальные задачи сохранения духовного наследия народа, формируется эстетическая культура личности". 

Еще на заре человечества музыкально-магические функции брали на себя шаманы и вожди племен, а младшее поколение перенимало все эти навыки. Школы Мемфиса в течение длительного периода были центром, где изучали культовую и светскую музыку. В Китае в 11-3 ст. до н. э. музыкальное образование находилась под контролем императора: мальчиков обучали пению, игре на инструментах. А древние греки вообще считали, что нельзя человека считать культурным, если он не умеет играть на музыкальных инструментах и петь.

Новости по теме

В истории нашей страны был такой период, когда казалось, что все, конец, никакое музыкальное образование больше никогда и никому не понадобится. Помню, как в 90-е один человек пытался отговорить свою дочь от поступления в музыкальное училище, мол, с таким дипломом будешь играть в переходе. Однако времена меняются, и сегодня профессиональные музыканты вряд ли могут пожаловаться на то, что нет работы или плохие зарплаты. Вот для сравнения: 1 академический час музыкальных занятий в частных дошкольных учреждениях оценивается в 200-250 грн.

Есть заведения, которые ищут специалиста на полный рабочий день. Зарплата составляет от 5 до 10 тыс. грн. Конечно, и требования к преподавателю соответствующие: новейшие методики, которые не предусматривают традиционного "достали конспекты и записали" или "повторяем за мной", а вместо этого занятия в форме игры, когда ребенок начинает играть и петь, при этом не понимая, что его в этот момент учат.

Государственные учреждения пока не могут похвастаться таким уровнем зарплат, однако премьер-министр Владимир Гройсман дал поручение отработать вопрос увеличения зарплаты учителям, педагогам, тренерам, работающим во внешкольном образовании (музыкальные школы, ДЮСШ). А министр образования и науки Лилия Гриневич отмечает, что зарплата школьного учителя в январе 2018 года должна составить 7 тыс. 600 грн.

Значит, есть куда двигаться.

Однако, как ни странно, больше энтузиастов, которые готовы работать, как говорится, за идею, я встречала именно среди преподавателей музыки. Поэтому поговорим о насущных изменениях в этой области.

В настоящее время Украина стремится интегрироваться в европейское образовательное пространство, однако еще не определено место музыкального образования в системе технологий Болонского процесса. И музыкальное образование в Украине оказалась на распутье: преподавать так, как раньше, кажется анахронизмом, однако новизна тоже для многих является немного призрачной. Если немного перефразировать героиню известного фильма, то они продолжают преподавать так же, как "преподавали их мать, бабушка, а может и прабабушка", апеллируя к тому, что старая система уже показала себя на практике, а вот относительно новой еще неизвестно, как она себя зарекомендует.

Новости по теме

Однако несмотря на то что наша молодежь составляет чуть ли не костяк ведущих музыкальных вузов Европы, необходимость реформы музыкального образования признают многие. В чем должна заключаться реформа (не в сокращении же музыкальных школ, как некоторые из руководителей городов Украины пытаются подать!), какое место занимает музыка в современной жизни человека, кому стоит учиться музыке, а кому – нет? С этими вопросами мы обратились к специалистам и в первую очередь к представительнице молодого поколения - Анне Манокиной, выпускнице Киевской национальной академии музыки им. Чайковского. Несмотря на молодой возраст, Анна имеет немалый опыт преподавания в школе искусств и дошкольных заведениях, а недавно защитила диссертацию по истории музыки.

"Кто-то сказал, что "жизнь без музыки – это как долгое путешествие через пустыню", начинает Анна. - Так вот, продолжая мысль о пустыне, скажу, что музыка является оазисом, который питает нашу душу (да, собственно, и тело тоже). Причем это питание может давать как положительный, так и отрицательный результат. Все зависит от того, какая музыка станет нашим оазисом. Древние греки прекрасно знали о влиянии музыки на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

Знали об этом и руководители тоталитарных государств ХХ века. По их заказу создавались марши и песни, которые гипнотически действовали на массы. Наконец, многочисленные исследования нейробиологов доказывают, что слушание классической музыки положительно влияет на деятельность мозга, а обучение музыке с детства развивает эмоциональный интеллект, координацию, память, воображение, аналитические способности, прививает вкус, чувство красоты, тренирует терпение и усидчивость, помогает в изучении математики, иностранных языков и тому подобное. То есть, как видим, музыка формирует важные навыки, необходимые не только для музыкантов. Поэтому советую заниматься музыкой всем.

А чтобы музыкальный оазис питал, очищал и преображал нашу душу, следует впускать в свои уши только качественную музыку. Кстати, умение отличить качественное от некачественного — еще один навык, который прививается в процессе обучения музыке", - отмечает Анна Манокина.

Здесь хочется подчеркнуть, что в течение длительного времени считалось, что советское музыкальное образование, которое мы унаследовали и применяем до сих пор, является лучшим в мире.

"Несомненным преимуществом советского музыкального образования является его целостность и продуманность, наличие трех ступеней, необходимых для полноценного воспитания музыканта, поэтапный его рост: начальное (музыкальная школа), среднее (училище), высшее (консерватория). Или два этапа: специализированная музыкальная школа-десятилетка (которая объединяет школьный и училищный уровни) и консерватория", - отмечает Анна Манокина.

Новости по теме

Следует отметить, что музыкальные школы Австралии, Германии совсем не похожи на традиционные украинские. Ученики там не ходят пять раз в неделю на уроки специальности, сольфеджио и музыкальной литературы. Последних там просто нет. Если ребенок учится в музыкальной школе, она учится играть на определенном инструменте, не больше. Вот интересно, приемлем ли для нас такой опыт?

"Такая система, очевидно, рассчитана на тех, кто занимается "для себя", - говорит Анна Манокина. - А это – большинство. Впрочем, я все равно не понимаю, как можно без пения в хоре и музыкальной грамоты... Конечно, для одаренных детей, которые планируют стать музыкантами, такой подход является недопустимым. Однако нам можно поучиться у западноевропейских стран в плане музыкальных занятий в общеобразовательных школах. У них это поставлено на очень высокий уровень. Несколько музыкальных занятий в неделю, знание музтеории, базовая игра на инструменте. И это даже не музыкальная школа! Если бы я стояла во главе реформ, то оставила бы трехуровневую систему образования. Однако в музыкальной школе сделала бы более дифференцированным подход.

Программа из музыкально-теоретических дисциплин оказывается слишком сложной для обычных детей, но в то же время недостаточно полной для будущих специалистов. Не следует требовать невероятного от ребенка, который, очевидно, не будет музыкантом. Надо помочь ему стать немножечко лучше, позволить развиваться в своем темпе. И тогда у него останется любовь к музыке. Умение слушать и понимать ее. Это – главное. Одновременно от талантливых, способных учеников следует требовать и большего, чем предлагает программа", - рассуждает Анна.

Кстати, планы относительно будущей реформы перекликаются именно с таким демократическим зарубежным вариантом обучения. Планируют учиться в течение 9 лет (4+5). Первые четыре года - это этап для широкой общественности (ну, так, чтобы не отпугнуть большинство). То есть ученики получают общие знания. К тому же за это время отсеются те, кто себя в этом не видит или не имеет соответствующих способностей, и, наоборот, одаренные и с желанием связать свое будущее с музыкой получают такой шанс в виде следующих пяти лет. И вот там уже без поблажек!

Как быстро пойдет этот процесс – неизвестно, поскольку программ еще нет. А вот прогрессивные директора музшкол предлагают молодым перспективным преподавателям, объединившись по двое-трое, самим писать программы. Адресация на молодежь понятна – это чтобы не было соблазна потянуть в "светлое будущее" что-то из "темного прошлого". Шутка шуткой, но молодые амбициозные преподаватели действительно рассматривают это предложение как определенный вызов. Ведь в случае успеха они станут теми, кто стоял у истоков новой школы.

Тут вспомнилось, как время от времени возникали разговоры о сокращении количества музыкальных школ, причем вроде под благой вывеской оптимизации учебного процесса. Потом все эти разговоры как-то утихали, однако неприятный осадок оставался. 

Итак, что это было? А было такое: хотели сократить количество школ, объединив по районам некоторые из них. Планировалось, что будет одна базовая школа в районе, а другие или вообще перестанут существовать, либо сильно сократят специализацию. Например, если в районе было несколько школ искусств, то должна остаться одна, а остальные будут только художественными, хореографическими и тому подобное. Но люди выступили резко против! Здесь подсчитали количество детей, которые учатся, приняли во внимание, что территориально школы охватывают очень большие массивы. Ну и ведущие педагоги выступили в Киеве. Как следствие, в Киеве все осталось как есть (пока что!), а на периферии этот процесс потихоньку идет. "Если будете закрывать музыкальные школы, то придется строить тюрьмы", - сказал кто-то.

Досадно.

И напоследок не можем удержаться, чтобы не спросить о наболевшем. Джордж Бернард Шоу, известный своими остроумными высказываниями, как-то заметил, что "ад переполнен музыкальными любителями". Сегодня мы являемся свидетелями того, как всякие шоу, "фабрики" и тому подобное массово штампуют таких себе "звездунь", которые разве что умеют красиво держать микрофон в руках. Более того, немало звезд шоу-биза настаивают, что эстрадным певцам совсем не обязательно иметь музыкальное образование и даже быть знакомыми с нотной грамотой.

"Среди любителей есть и талантливые певцы, - продолжает Анна Манокина, но когда наталкиваюсь на очередной "козлиный" голос, то думаю: а что было бы, если бы хирург так прооперировал, как он/она поет? Или если бы пилот управлял самолетом так? Этот вопрос должна задавать себе каждая публичная персона, которая именует себя артистом. Непрофессионализм в искусстве является не менее опасным, чем в медицине, поскольку формирует сознание поколений. Конечно, история знает удивительных певцов, которые не имели музыкального образования. Однако это все – единичные случаи. И, как правило, те певцы, если были разумными людьми, в конце концов усваивали определенный базовый уровень.

Относительно "звезд", которые хорошо держат микрофон. Если бы не было запроса у публики – не было бы и звезд. С другой стороны, телевизионные шоу "кормят" зрителя вот таким некачественным продуктом, потому и есть запрос. Это очень сложный процесс. Еще раз повторюсь: музыка – наш оазис. И то, чем мы его заполним, повлияет на то, что войдет в нашу душу", - резюмирует наша собеседница.

Наталья Григорьева

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>