Долгожданный кредит от ЕС – на каких условиях?

В понедельник, 9 июля, вступило в силу решение ЕС о выделении Украине макрофинансовой помощи в виде кредита на сумму 1 млрд евро. Это стало возможным после возобновления сотрудничества нашей страны с МВФ и выполнения Украиной ряда требований, таких как, к примеру, принятие закона об Антикоррупционном суде или создание кредитного реестра НБУ. Однако фактическое получение всей суммы все еще зависит от некоторых критериев, которые Киев выполнять не спешит

Долгожданный кредит от ЕС – на каких условиях?

Татьяна Гаевая

Журналист

В понедельник, 9 июля, вступило в силу решение ЕС о выделении Украине макрофинансовой помощи в виде кредита на сумму 1 млрд евро. Это стало возможным после возобновления сотрудничества нашей страны с МВФ и выполнения Украиной ряда требований, таких как, к примеру, принятие закона об Антикоррупционном суде или создание кредитного реестра НБУ. Однако фактическое получение всей суммы все еще зависит от некоторых критериев, которые Киев выполнять не спешит

В Брюсселе прошел ХХ саммит Украина – ЕС, на котором глава нашего государства и первые лица ЕС подписали ряд соглашений, включая решение о выделении четвертого транша макрофинансовой помощи (МФП) в размере 1 млрд евро (два транша по 500 млн). Оказалось, что еврочиновники вполне довольны реформами в нашем государстве, что отмечено в совместном заявлении саммита.

Напомним, в конце прошлого года Украина упустила возможность получить 600 млн евро МФП от ЕС в виде кредита по практически нулевой ставке сроком на 15 лет. Из нескольких десятков требований Киев не выполнил четыре: снятие запрета на экспорт леса-кругляка, запуск автоматической проверки е-деклараций чиновников, проверка информации о бенефициарах компаний и создание кредитного реестра НБУ. Этого было достаточно, чтобы кредитная линия закрылась. Но в Еврокомиссии вопреки расхожему стереотипу об "усталости ЕС от Украины" все же приняли решение открыть новую кредитную линию на прежних условиях, невзирая на небольшое количество времени, оставшееся у Киева для выполнения условий кредитования.

Новости по теме

"Время ограничено, так как программа МФП связана с программой МВФ, а она завершается в марте 2019 года. Поэтому наш план – согласовать условия, выполнить их и перечислить оба транша еще до марта. Сейчас мы работаем над конкретными условиями, касающимися борьбы с коррупцией, реформирования госуправления и социальной сферы и других тем", – отметил вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис. По его словам, окончательное решение Брюссель примет максимум в сентябре, затем кредитный договор должна ратифицировать ВР.

Понятно, что среди условий обязательно будут те, которые Украина не выполнила в прошлом году, из-за чего и потеряла 600 млн, но конкретный перечень требований и их распределение между траншами еще предстоит определить Еврокомиссии в консультациях с государствами-членами. Несомненно, что в этом списке точно будет требование запустить автоматическую проверку е-деклараций, так как оно вписано в текст решения ЕС о выделении МФП наряду с требованием "срочно отменить обязательства по е-декларированию, наложенные на общественных активистов".

Также в совместном заявлении саммита упоминаются "необходимость улучшения делового и инвестиционного климата, защиты прав субъектов экономической деятельности, в том числе в вопросах интеллектуальной собственности", а также обязательность "продолжения реформ на рынке газа и электроэнергии для интеграции украинского энергетического рынка в европейский" (вопрос анбандлинга). Можно предположить, что эти положения будут раскрыты более предметно в тексте готовящегося меморандума.

"Мы не хотим ставить те условия, которые невозможно выполнить. Конечно, нам хотелось бы более масштабных изменений, но мы постараемся быть реалистичными", – объясняет Домбровскис.

Ряд заявленных ранее требований Украина уже выполнила: принят закон о приватизации государственного имущества, как и закон о создании Антикоррупционного суда, создан кредитный реестр НБУ, в процессе согласования методики расчета цен на газ для населения и ТКЭ.

Однако с Антикоррупционным судом все не так легко для Киева. ЕС хоть и приветствовал его создание, однако четко обозначил, что "с нетерпением ожидает быстрого принятия необходимых поправок, гарантирующих его юрисдикцию в отношении апелляции на решения судов первой инстанции". Кроме того, ЕС "приветствовал намерение обеспечить полное функционирование суда до конца года". Намек понятен – никаких отсрочек до выборов, никаких уловок с юрисдикцией. Об этот вопрос не так давно было сломано много копий.

Отметим, что кредиторы согласились не включать требование об отмене моратория на экспорт леса-кругляка в список условий для получения кредита, не считая это реформой по сути. Этот спор Киев и Брюссель договорились решать через процедуру арбитража.

Касательно системы проверки конечных бенефициаров в реестрах юридических лиц Украины вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе сообщила, что по этому вопросу продолжаются консультации.

"Такой системы верификации, как там предлагается, нет ни в одной стране мира. Только в этом году начинает действовать директива ЕС, которая предлагает странам-членам постепенно начинать формировать данную систему верификации, и это означает следующее: чтобы такая система работала эффективно, необходима международная сеть, которая бы обеспечивала проверку этих данных", – разъяснила она.

Так как в меморандуме условия получения каждого транша прописаны по отдельности, то самые проблемные реформы, скорее всего, оставят на заключительную часть программы, из-за чего последний транш может так и остаться не выделенным (именно это и произошло в прошлом году с Украиной).

Таким образом, переговорный процесс в разгаре, и на данный момент наиболее реальным видится вариант, когда Украина получит только первый транш в 500 млн евро, а второй сгорит по прошлогоднему сценарию. Логично будет предположить, что в требованиях по первому траншу оставят достаточно важное условие о начале работы Высшего антикоррупционного суда (ВАС), в исполнении которого Брюссель вполне уверен. Интересно только, с какой юрисдикцией. А старт системы проверки е-деклараций чиновников, скорее всего, внесут как условие по второму траншу, ведь в ЕС понимают, что единственная причина задержки – нежелание украинских чиновников запускать механизм, который приведет к массовым уголовным делам против них же самих из-за неправдивых сведений в этих самых декларациях. Будет показательно посмотреть, кто в итоге уступит.

Татьяна Гаевая

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...