Драма "Когда падают деревья": Есть ли в провинции счастье?

О всепоглощающей безысходности и необузданной надежде – в новом украинском фильме

Драма "Когда падают деревья": Есть ли в провинции счастье?
Кадр из фильма "Когда падают деревья" Фото из открытых источников

Татьяна Ахапкина

Журналист

О всепоглощающей безысходности и необузданной надежде – в новом украинском фильме

Обильная на отечественные премьеры осень принесла одну и самых долгожданных киноновинок этого года – дебютную полнометражную работу режиссерки Марыси Никитюк – драму "Когда падают деревья". До этого лента уже успела побывать на нескольких международных фестивалях, а ее дебют состоялся в рамках престижного Берлинале. Также она участвовала в конкурсном отборе украинского претендента на "Оскар", однако уступила почетное место "Донбассу" Сергея Лозницы.

Кроме того, на днях картина добралась до Северной Америки, где была представлена на кинофестивале в Торонто и тепло принята украинской диаспорой. А летом этого года исполнительница главной роли Анастасия Пустовит была признана лучшей актрисой нацконкурса Одесского кинофорума. Сама же Никитюк, которая выступила еще и авторкой сценария, получила в 2016 году за него призы в Каннах и в той же Одессе. Поддержали ее и в нашем родном Госкино, и в профильных ведомствах Польши и Македонии, в копродукции с которыми в итоге картина и вышла.

Кадр из фильма "Когда падают деревья" KinoFilms

Подобное внимание мирового киносообщества еще на этапе проработки идеи, конечно же, в значительной степени облегчило последующий процесс создания картины. Выразилось это как в финансовой поддержке (а без бюджета, как известно, может "сдуться" даже самый многообещающий сценарий), так и в возможности привлечь профессионалов высокого уровня. Например, оператора Михала Энглерта, который ранее работал над драмой "Лицо", завоевавшей в этом году "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля и ставшей фильмом-открытием 47-й "Молодости".

"Михал Энглерт – это такая польская звезда. У них (в Польше – ред.) участники кинопроцесса являются почти рок-звездами. У него более 20 полнометражных работ и мне очень понравились фильмы, которые делает Михал. Он очень хорошо снимает пацанскую тему – не просто прикольную, а маскулинную. Он прекрасно снимает всякие политические вещи и он прекрасно снимает разнообразную социальную жесть", – поделилась впечатлениями режиссерка.

Кадр из фильма "Когда падают деревья" KinoFilms

К слову, "социальная жесть" – это именно то впечатление, которое производит описанный Никитюк мир. В центре внимания картины – безымянное украинское село, существующее то ли на закате бандитских девяностых, то ли в какой-то временной петле, где этот мрачный период закрепился навсегда. Об этом свидетельствует образ жизни одного из трех ключевых героев – аналогично безымянного парня, идентифицируемого (как это принято в криминальной субкультуре) лишь по живописной кличке Шрам. В силу своего молодого возраста он еще не успел достичь каких-либо карьерных "высот", а потому пока что служит мальчиком на подхвате – запугивает провинившихся и выбивает деньги из должников.

В свободное от трудовых бандитских будней время Шрам страстно любит (в чем зритель может убедиться с первых же кадров) юную красавицу Ларису – вчерашнюю школьницу, мечущуюся между малюсеньким провинциальным городком, где живет ее только что овдовевшая мать, и селом бабушки, надежды на счастливую жизнь в котором так же мало, как и каких-либо перспектив. Девушка мечтает выбраться из этого порочного круга, сбежать на море с возлюбленным и впасть с ним там в сексуальное забвение, навсегда оставив позади удручающую реальность.

Единственный лучик света в этом царстве безысходности – пятилетняя Витка, двоюродная сестра Ларисы, приехавшая погостить на каникулы. Несмотря на разверзшиеся вокруг страсти и бабушку, не желающую принимать вольнолюбивый нрав внучки, девочка сбрасывает с себя тесные оковы навязываемых суждений и стереотипов и в полной мере наслаждается жизнью.

И именно этот персонаж служит особым проводником, выводящим картину за пределы социальной драмы. С помощью маленькой Витки авторка вносит в нее надежду и дух свободы, наиболее выгодным образом контрастирующие с общим отчаяньем, которым пронизано все остальное (ведь даже любят друг друга герои с какой-то роковой безысходностью).

"Деревья" вообще сложно отнести к какому-то одному жанру, столько всего в них намешано. Любовная сцена, заполняющая экраны в первые же минуты после старта, сбивает с ног своей откровенностью. Следом один за другим поднимаются социальные вопросы, плавно уходящие то в криминал, то в почти что гротеск. И фоном (небольшими, но постоянными вкраплениями) проносятся фэнтезийные фрагменты, позволяющие ленте успешно балансировать на границах, казалось бы, несопоставимых миров.

Кадр из фильма "Когда падают деревья" KinoFilms

Впрочем, нельзя сказать, что подобное сюжетное и жанровое разнообразие пошло картине исключительно на пользу. Большое количество конфликтных линий и прорисовка второстепенных (порой буквально несколькосекундных) персонажей внесли в "Деревья" некую неравномерность и лишили их выраженной целостности. С другой стороны, эта же феерия породила и множество подтекстов – начиная от некоего глобального "В чем счастье?" и заканчивая более насущным "А свой ли я выбрал путь?"

На примере героев и их окружения Никитюк исследует эти темы, параллельно препарируя устоявшиеся социальные нормы, усиленные антуражем украинского села. И дело здесь, к слову, не в провинции, в которой счастье все-таки возможно, хоть и не так доступно, как в городе. Основной посыл фильма кроется в необходимости осознания страхов и той степени свободы, которую каждый из нас выбирает для себя сам.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров