Драма Наримана Алиева "Домой" – солнце, застрявшее на линии горизонта

Украинское кино получило режиссера, которому есть что сказать своим зрителям, главное, чтобы его не подвел слишком успешный старт

Драма Наримана Алиева "Домой" – солнце, застрявшее на линии горизонта
Кадр из фильма "Домой" Limelite

Юлия Потерянко

Журналист, 112.ua

Украинское кино получило режиссера, которому есть что сказать своим зрителям, главное, чтобы его не подвел слишком успешный старт

Выбор представителя страны на "Оскаре" в этом году был для Украины легким как никогда – на рассмотрение Украинского Оскаровского комитета представили только драму 26-летнего крымскотатарского режиссера Наримана Алиева "Домой". Оставалось сказать картине либо "да", либо "нет". В конце концов, пропустила же страна в этом году Евровидение, почему нельзя сделать паузу и в оскаровской гонке? Но комитет решил, что "Домой" все же заслуживает шанса. Сейчас драма находится в лонг-листах "Оскара" и "Золотого глобуса", а 9 ноября станет известно, поборется ли она за приз Европейской киноакадемии.

И это не весь послужной список полнометражного дебюта Алиева. В активе "Домой" также гран-при десятого Одесского кинофестиваля, который состоялся в июле. Драму назвало лучшим фильмом года жюри национальной премии "Киноколо". Кроме того, картина недавно выиграла Босфорский кинофестиваль. Чем же она так подкупила кинокритиков?

Во-первых, это роуд-муви – жанр, в рамках которого можно хорошо раскрыть и трансформировать героев. По словам Алиева, историю о мужчине, который издалека везет домой тело близкого родственника, чтобы похоронить на родине, он позаимствовал у азербайджанского режиссера Навруса Хитмеда – его имя также упоминается в титрах. Во-вторых, в этой истории действительно есть кого раскрывать. В центре сюжета Алиев, который выступил также основным сценаристом картины (помогала ему более опытная Марыся Никитюк), поставил крымского татарина Мустафу – архетипичного патриархального главу семейства, который, как ни пытался держать события под жестким контролем, все же потерпел фиаско. Свой путь из Киева домой в Крым он проделывает с младшим сыном Алимом и телом погибшего на Донбассе старшего Назима. При этом отчаянно, но неуклюже пытаясь насильно склеить хотя бы последние обломки своей жизни.

Трагичная судьба Мустафы, которого играет Ахтем Сеитаблаев, раскрывается постепенно – в ходе повествования к его биографии добавляются все новые подробности, собираясь в цельный пазл, на котором, существуй он в реальности, красовались бы мрачные развалины. Алим, напротив, выкладывает все карты на стол еще в завязке картины. Он – студент, когда-то сбежавший с братом от авторитарного отца в большой и шумный Киев. Оказавшись в замкнутом пространстве видавшего лучшие дни внедорожника, они вместо одной ночи проведут в пути несколько дней и переживут целую череду событий, которые заставят их посмотреть друг на друга совсем другими глазами.

Кадр из фильма "Домой" Limelite

Сеитаблаев с его неповоротливым героическим типажом подходит для роли Мустафы как нельзя лучше. Его персонаж не приемлет никакие выходы за свои рамки – ему непонятно, как можно так легко уехать с выстраданной крымскими татарами родины, омерзительна любая религия, кроме ислама, чужды и даже противны люди, не разделяющие его ценности. К тому же он мертвой хваткой держится за свои корни, за историю народа, пережившего депортацию и сложно возвращавшегося в Крым после десятков лет ссылки. Для Мустафы это своеобразный нерушимый идол, а каждый отступивший хоть на шаг – предатель. В том числе родные сыновья. В свою очередь начинающему актеру Ремзи Билялову достался более гибкий персонаж – юный мальчик, открытый всему новому и не слишком привязанный к традициям. Именно он и переживает в картине основную трансформацию.

В кадре Билялов, к слову, двоюродный брат режиссера, держится заметно менее уверенно, чего его опытный напарник. Это немного смазывает впечатление от фильма, как и определенная наивность вместе с чрезмерной драматичностью, местами присущие картине. К примеру, в Мустафе нет вообще ничего светлого, ничего радостного – его семья развалилась; его первенец и наследник сбежал из дома и погиб; с живыми родственниками Мустафа поссорился и не общается; младший сын не желает подчиняться; с Крымом, который он называет своим Иерусалимом, происходит что-то совершенно непонятное; а силы стремительно отбирает некая загадочная болезнь.

Кадр из фильма "Домой" Limelite

Вызывают вопросы и некоторые сцены. Как, например, эпизод, в котором Мустафа всего за пару повторений обучает сына приемам ножевого боя. Психологически это хорошо работает на сближение экранных отца и сына, но выглядит несколько сомнительно с точки зрения правдоподобности. Как и история со стремительным приступом Мустафы после погони сквозь рынок провинциального городка.

Вместе с тем, фильм очень украшает и хорошо объясняет визуальная метафора солнца, лежащего на линии горизонта, которое неоднократно появляется в кадре, каждый раз служа определенной вехой повествования. Для Мустафы это однозначно закат, а для Алима – наверняка рассвет. Он, второстепенный, по сути, персонаж, за пределами рассказанной в "Домой" истории станет главным героем, независимо от того, где будет его личное "дома" – в Киеве, в Крыму или где-то в другом месте. А еще это символ переходного периода, безвременья, в котором застряли герои и их родной Крым.

Кадр из фильма "Домой" Limelite

У драмы "Домой", как и у современной истории Крыма, нет и не может быть хеппи-энда. Есть только солнце, лежащее на горизонте, и пока неясно, в какую сторону оно двинется дальше – вниз, обещая темноту, или вверх, знаменуя наступление нового дня. В любом случае с выходом картины украинское кино явно получило нового режиссера, которому есть что сказать, пускай и в рамках одной лишь темы – судьбы родного полуострова. Главное, не расслабляться после очень неплохого, хоть и не безупречного, старта.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>