Джеймсу Кэмерону – 65: Девять фильмов режиссера, которые перевернули киноиндустрию

Режиссерское видение именинника не просто опережало технологии кино, оно заставляло их прогрессировать бешеными темпами

Джеймсу Кэмерону – 65: Девять фильмов режиссера, которые перевернули киноиндустрию
112.ua

Блог о Кино

Редакционный блог

Режиссерское видение именинника не просто опережало технологии кино, оно заставляло их прогрессировать бешеными темпами

Режиссера, сценариста и продюсера, рекордсмена как в плане бюджетов, так и в плане сборов Джеймса Кэмерона коллеги прозывают "Железным Джимом". Во-первых, он бесит окружающих своим перфекционизмом и дотошностью в работе. Ни одна мелочь не ускользает от его взгляда. Во-вторых, он выжимает из актеров, которых приглашает для участия в своих проектах, последние соки – кого ради воплощения своих замыслов лишает еды, кого сна, кого загоняет тренировками и подготовкой, а кому ради удачного дубля и отказывает в таких потребностях, как поход в туалет. В-третьих, требует от технических специалистов того, чего еще в принципе не существует. Казалось бы, от режиссера со столь высокими требованиями должны бежать, сверкая пятками. Однако на Голливудских холмах участие в проекте Кэмерона считается настоящим подарком судьбы. В честь 65-го дня рождения великого кинотирана вспоминаем лучшие его фильмы и все то, на что он пошел, чтобы создать картины, ставшие классикой едва ли не сразу после выхода в прокат.

Терминатор (1984)

На момент, когда Кэмерон взялся за работу над первым "Терминатором", в Голливуде у него не было не то что минимального авторитета, о нем попросту ничего не знали. Соответственно, выдавать новичку бюджет на фантастический боевик с дорогостоящими спецэффектами никто не собирался. Поэтому действие фильма о роботе с красным глазом, который привиделся Кэмерону в бреду, когда он болел лихорадкой, пришлось перенести из зрелищного будущего в довольно безликую современность. Более того многие сцены в целях экономии снимали партизанским методом по ночам – чтобы не покупать разрешения на уличные съемки В итоге это добавило картине стильной мрачной атмосферы. К слову, появление Арнольда Шварценеггера в образе Т-800 тоже стало счастливым стечением обстоятельств. Кэмерон искал на эту роль актера обычной комплекции, а громадный, весь состоящий из рельефных мышц Шварц пробовался на совсем другую роль. Но когда он начал рассказывать и показывать режиссеру, каким должен быть Терминатор, тот моментально закрыл кастинг. То, что получилось в итоге, стало одним из лучших боевиков в истории кинематографа и по праву заслужило статус культового фильма. Военный журнал "Солдат удачи", который постоянно троллил Голливуд за неправдоподобные перестрелки, оказался в восторге от работы Шварценеггера с оружием. Критики углядели в картине не только зрелищный экшен, но и мощное политическое высказывание на тему Холодной войны. Да что там критики, фильм похвалил даже гений философского кино Андрей Тарковский!

Терминатор 2: Судный день (1991)

Вторую часть противостояния Т-800, а также Сары и Джона Конноров и корпорации "Скайнет" Кэмерон снимал уже в качестве звезды. В его проект инвесторы вбухали рекордный по тем временам бюджет – 96 миллионов долларов. Причем пять с половиной из них ушли только на то, чтобы нарисовать три с половиной минуты экранного времени с участием антагониста, жидкого терминатора Т-1000. Чтобы доснять сцену, объясняющую, почему Т-800 не погиб в финальной схватке, Кэмерон буквально вытащил Шварценеггера из-за рождественского стола. И тот согласился! Все доступные ресурсы были брошены на съемку сиквела, и это при том, что продолжения обычно получаются слабее оригинальной картины. И что в итоге? В итоге получился не просто не провал, но и лучший, по мнению критиков, фильм в карьере Джеймса Кэмерона. "Судный день" стал первым в истории кино номинированным на "Оскар" сиквелом, оригинальная часть которого не претендовала на эту награду. К слову, боевик таки отхватил 4 статуэтки – за звук и монтаж звука, грим и, конечно же, за визуальные эффекты. Больше относиться к Джеймсу Кэмерону несерьезно не смел никто.

Чужие (1986)

Между двумя "Терминаторами" режиссер ворвался в еще одну культовую франшизу – сай-фай-хоррор об агрессивных инопланетянах "Чужие". Кэмерон подхватил тут эстафету у Ридли Скотта, который к тому времени, кроме "Чужого" успел снять еще и "Бегущего по лезвию". Так что задача перед новичком, чей "Терминатор" на тот момент еще даже не вышел в прокат, стояла практически невыполнимая – не облажаться на фоне столь прославленного предшественника. Это спровоцировало серьезный конфликт на съемочной площадке: команда, почти полностью состоявшая из британцев, отказывалась подчиняться "выскочке", к тому же американцу. Едва ли не единственной, кто безоговорочно встал на сторону Кэмерона, оказалась Сигурни Уивер. После первой части она твердо решила не возвращаться к образу Эллен Рипли, но сценарий, которой показал ей Кэмерон, привел актрису в полный восторг. Словно в награду за это она стала первой в истории женщиной, номинированной на "Оскар" за экшен-роль. Декорации к фильму собирали буквально из обломков, картонок, которые снимали в нужном ракурсе, и списанной техники, ведь бюджет у картины был довольно скромный – всего 18 миллионов долларов. А в прокате при этом он собрал 131 миллион и до сих пор считается одним из лучших в жанре.

Бездна (1989)

Тема моря и его завораживающей глубины на самом деле является для Джеймса Кэмерона магистральной. Создание первого фильма о глубине было для него лишь вопросом времени, когда технологии спецэффектов достигнут необходимого уровня, а сам он сможет привлекать достаточные для них бюджеты. Фантастический триллер "Бездна" рассказывает о военных и рабочих-подводниках, которые сталкиваются в Карибском море с инопланетянами. Одни хотят уничтожить пришельцев, другие настаивают на мирном контакте. Для создания картины Кэмерон безжалостно опускал актеров и съемочную группу на такую глубину, что им во время подготовки понадобился профессиональный курс по погружению, а после некоторых рабочих смен приходилось проходить декомпрессию. Поговаривают, что исполнителям главных ролей Мэри Элизабет Мастрантонио и Эду Харрису из-за физических нагрузок и завышенных требований Кэмерона съемки дались в эмоциональном плане очень тяжело. Доходило даже до нервных срывов. Тем обиднее было, что результат совместных страданий едва отбился в прокате. Однако со временем фильм приобрел статус культового. А критики до сих пор наперебой расхваливают Кэмерона за обернутое в зрелищные спецэффекты мощное высказывание на тему опасностей, которые несут в себе ксенофобия и агрессия.

Титаник (1997)

И снова море. История гибели грандиозного океанского лайнера, который погубила плавающая в воде ледяная глыба, стала для молодого Кэмерона чем-то наподобие идеи фикс. От замысла фильма до его реализации прошло целых 10 лет. Режиссеру понадобилось аж 12 погружений к затонувшему остову "Титаника", чтобы для рабочих материалов снять его в мельчайших подробностях снаружи и внутри. Причем Кэмерон все эти разы находился на борту батискафа лично. Он фанатично относился к каждой мелочи, вошедшей в картину, так что в итоге раздул бюджет картины почти вдвое – со 110 до рекордных на тот момент 200 миллионов долларов. А финансировать проект пришлось двум конкурирующим студиям: 20th Century Fox и Paramount Pictures – первая не справлялась в одиночку. В итоге "Титаник" стал первым в истории фильмом, собравшим в прокате более миллиарда долларов. Любители мелодрамы нашли тут душераздирающую историю любви, а фанаты экшена – бесподобно воссозданную картину бедствия. Лента находилась в прокате почти 300 дней; прошлась по "Оскару-1998", как комбайн, скосив 11 статуэток в 14 номинациях; попала в Национальный реестр фильмов США; постоянно оказывается в списках лучшего по самым разным параметрам и, в конце концов, открыла миру Леонардо Ди Каприо, за что Кэмерону отдельное спасибо.

Чужие из бездны (2005)

Помимо того, что Кэмерон – настоящий титан игрового кино, он является еще и талантливым документалистом. Пожалуй лучшей его работой в этом жанре является картина о том, что многие из нас никогда не смогут увидеть своими глазами – о самом дне мирового океана. В "Чужих из бездны" Кэмерон выдвигает предположение, что невероятные обитатели морского дна, которые научились успешно выживать в экстремальных условиях, могут дать нам подсказку о том, что человечество увидит на других планетах. Вероятно, отсюда и название, которое перекликается с "Чужими". Два научно-исследовательских судна, четыре обитаемых батискафа и 150 человек команды понадобились Кэмерону для создания этой ленты, которая по зрелищности не уступает его фантастическим боевикам.

Призраки бездны: Титаник (2003)

Еще один выдающийся документальный фильм Кэмерона посвящен все тому же "Титанику". Спустя четыре года после премьеры игровой картины режиссер вернулся на место крушения лайнера и снял для студии Disney ее первую документалку в формате 3D. Так совпало, что во время съемок в США случились террористические атаки 11 сентября, поэтому Кэмерон переписал сценарий, проведя параллели между этими двумя трагедиями. В течение двух месяцев его экспедиция совершила 12 погружений к останкам корабля. При помощи новейших технологий "Титаник" исследовали снаружи и внутри, а затем смонтировали фильм для показа в формате IMAX. Картина вошла в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2003 года, а также была номинирована на премию BFCA в категории "Лучший документальный фильм".

Аватар (2009)

После титанического, простите за каламбур, "Титаника" Кэмерон более десяти лет не выпускал как режиссер полнометражных художественных фильмов. Хотя концепция "Аватара" лежала у него в столе еще с 1994 года. Просто уровень технологий не дотягивал до авторского видения результата. Лишь в 2006 году Кэмерон взялся за создание для фильма культуры инопланетян на’ви, а также попросил лингвиста Пола Фроммера разработать для них целый язык и много времени проводил за консультациями с ботаниками, которые помогали создавать ему флору планеты Пандора. Студия Fox с ужасом наблюдала за развитием проекта, памятуя про гигантский перерасход бюджета на прошлом проекте Кэмерона. В итоге фильм обошелся в 237 миллионов долларов и еще 150 миллионов потратили на промоушен. При этом в целях экономии на главную роль позвали малоизвестного австралийца Сэма Уортингтона. Зато на визуальных эффектах не экономили совсем. Для фильма создали улучшенную технологию захвата движения, построили гигантский съемочный павильон, обработку изображений проводили на ферме из 4 тысяч серверов, шесть кластеров которой вошли потом в список мощнейших суперкомпьютеров мира за 2009 год, а каждая минута фильма в итоге "весила" 17,28 гигабайта (кинотеатральная версия картины длится 162 минуты). То, что получилось, впечатляло уровнем исполнения, хотя критики при этом журили картину за слабенький сюжет. Впрочем, ничто не помешало "Аватару" стать первым в истории фильмом, собравшим в прокате 2 миллиарда долларов. И рекорд этот продержался вплоть до этого года, когда его побил супергеройский боевик "Мстители. Финал". Сейчас Кэмерон работает над сиквелом "Аватара".

Правдивая ложь (1994)

Закрепившись в статусе мастодонта фантастического кино, Кэмерон неожиданно пошел на эксперимент и взялся за римейк забавной французской комедии "Тотальная слежка". В итоге получился один из лучших комедийных боевиков в истории кино. В роли секретного агента тут снялся Арнольд Шварценеггер, а его скучающей женой стала Джейми Ли Кертис. Несмотря на то, что создание фильма не требовало такого напряжения, как обычно требуют фильмы Кэмерона, режиссер все равно нашел способ "поиздеваться" над актерами. Так ради всего двух танцевальных сцен он заставлял Шварценеггера, Кертис, а заодно и Тиа Каррере полгода брать уроки танго. В итоге Железный Арни, по мнению критиков, выдал лучшую свою комедийную роль, Кертис – лучшую роль в принципе (за что заслуженно получила "Золотой глобус"), а Кэмерон в очередной раз доказал, что он не умеет снимать плохо, за что бы он там ни взялся.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>