"Джокер": Надломленное – доломать

Для того, чтобы рассказать историю о несправедливости и насилии без героизации и прикрас, пришлось обратиться к культовому образу злодея из комиксов

"Джокер": Надломленное – доломать
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.

Юлия Потерянко

Журналист, 112.ua

Для того, чтобы рассказать историю о несправедливости и насилии без героизации и прикрас, пришлось обратиться к культовому образу злодея из комиксов

Так совпало, что сценарист Крейг Мазин и режиссер Тодд Филлипс, которые в начале десятых вместе работали над довольно непритязательными второй и третьей частями комедии "Мальчишник в Вегасе", в 2019 году оба, уже отдельно друг от друга, выдали по мощному остросоциальному высказыванию. Мазин весной прогремел с сериалом "Чернобыль", в котором размышлял над тем, как убийственна бывает ложь, Филлипс почти полгода спустя явил "Джокера", обвинив ровно в том же несправедливость.

Формально его фильм принадлежит к комикс-вселенной DC и родственные связи эти ощущаются не только в названии места действия – города Готэм. Тем не менее, "Джокер" – абсолютно самостоятельная картина, целью которой было отступить от канона и исследовать, откуда мог взяться харизматичный, если не сказать притягательный, полоумный злодей? Что могло сделать его таким? Ведь у Джокера из комиксов, а как следствие и из кино, нет прошлого. Более того, у него нет собственного имени. Он просто существует как факт, как данность, как блестящий противовес звериной серьезности причиняющего добро Бэтмена. Все недостающее персонаж приобретает в картине.

Артур Флек, а именно так назвал режиссер и сценарист фильма своего героя, в начале повествования является абсолютным неудачником. Он уже немолод, но все еще живет с мамой. Впрочем, тому есть объяснение. Артур психически нездоров и вряд ли способен позаботиться о себе сам. На стресс он реагирует взрывами неконтролируемого хохота, чем пугает, раздражает и злит окружающих. Мама – Пенни Флек (Френсис Конрой) с детства как умеет пытается сгладить этот нюанс, называя сына Счастливчиком и убеждая мальчика в том, что его судьба – дарить людям улыбку. Отсюда и мечта Артура – стать стендап-комиком, и его практически сыновнее увлечение веселым ведущим вечернего шоу Мюрреем Франклином (Роберт Де Ниро). Тем не менее, все попытки Артура оказываются провальными. Еще и приближенная к мечте героя работа клоуном-аниматором в рекламном агентстве совершенно не клеится. Как герой ни старается, он почему-то, сам не понимает почему, вызывает у людей не улыбки, а злые насмешки. Даже подарок, который переворачивает его судьбу, дает ощущение могущества и подталкивает на путь злодейства, он получает от коллеги скорее в качестве издевки, злой шутки.

Все это происходит в антураже, пожалуй, самого мрачного Готэма в истории DC. Холодный и сырой осенний город утопает в мусоре – люди, которые должны его убирать, бастуют из-за низких зарплат. Назревает социальный взрыв и вероятным триггером могут послужить надвигающиеся выборы мэра. Обещания миллиардера Томаса Уэйна покончить с этим хаосом только раздражают бедняков. Остается лишь нажать спусковой крючок и вывести обиженных на улицы, а уж они камня на камне не оставят. Дело может решить и решает случай.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.

После того, как "Джокер" победил на Венецианском кинофестивале, но еще до выхода картины в широкий прокат студию Warner Brothers, под эгидой которой и создавался фильм, обвинили, что при помощи фильма она занимается героизацией насилия. Проблема для США очень острая. Так 20 июля 2012 года на премьере фильма Кристофера Нолана "Темный рыцарь: Возрождение легенды" (та же комикс-вселенная) в городе Орора, штат Колорадо 24-летний Джеймс Холмс кинул в зал дымовую шашку и открыл беспорядочную стрельбу по зрителям. Жертвами стали 12 человек. Родственники погибших написали студии письмо с просьбой быть предельно аккуратными, снимая фильмы о злодеях, чтобы случайно не романтизировать их. В ответ студия опубликовала заявление, назвав "Джокера" скорее приглашением к дискуссии. Как оказалось, Warner Brothers не покривила душой. Персонаж, невероятно сыгранный Хоакином Фениксом, вызывает целую гамму сильных чувств, в том числе глубокое сопереживание, но восторга и желания подражать среди них нет.

Еще одна ключевая претензия, которую выдвигают к "Джокеру" на сей раз критики, состоит в том, что рассказанная в фильме история совершенно не нуждалась в этом культовом персонаже. Мол, раз здесь нет супергероики, то заманивать на сеансы зрителя именем колоритнейшего из злодеев было манипуляцией. Это одновременно и так, и не так. Так, потому что все сказанное – чистая правда. История Артура Флека стоит настолько в стороне от всей вселенной DC, что даже без имен Томаса и Брюса Уэйнов, а также Альфреда Пенниуорта сработала бы. Но с некоторыми вполне серьезными оговорками.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.

Дело в том, что в реальной жизни были маньяки с судьбой, похожей на судьбу экранного Артура Флека. Взять того же японского серийного убийцу Цутому Миядзаки. Пройдя в детстве через издевательства над своей инаковостью и травмами, исходившие в том числе от самых родных людей, он рано начал скатываться в самоизоляцию и безумие. А когда потерял единственного человека, дававшего ему хотя бы каплю внимания – своего дедушку, перестал справляться с внутренними демонами и совершил четыре чудовищных по своей жестокости убийства. Все его жертвы были маленькими девочками. И вот экранизация жизни Миядзаки, особенно в том ключе, который выбрал для своего фильма Тодд Филлипс, на самом деле рисковала бы стать одой насилию.

Поэтому поставить в центр повествования вымышленного Джокера, который сам по себе не просто герой, а целый архетип, было отличным выходом. Так у Филлипса при помощи блестящей актерской игры Феникса получилось с куда меньшим риском убедительно и без героизации рассказать о том, как несправедливость и насилие порождают только еще большие несправедливость и насилие. Проследить за сценарием, когда из в целом не желающего зла человека вырастает не просто злодей, а суперзлодей – сумасшедший, не знающий пределов, харизматичный, но не несущий ничего, кроме хаоса и разрушения, причем нередко даже во вред себе.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Джокер" Warner Bros.

Играет на это и главная визуальная метафора "Джокера" – лестница. Недаром она присутствует на одном из постеров картины. Подавленному антидепрессантами, избитому, утопающему в своей внутренней тьме Артуру невероятно тяжело подниматься по ней в дни, когда ему приходится бороться за место под солнцем. Зато очень легко и даже радостно бежать вниз, когда он позволяет себе пойти на поводу у собственной темной стороны. Приближаясь к персональной точке невозврата, он танцует на крутой каменной лестнице у своего дома. Танцует энергично, а не плавно и медитативно, как в те моменты, когда пытается справиться с бушующими внутри разрушительными эмоциями.

Танец – еще одна важная составляющая личности Джокера в исполнении Хоакина Феникса. Актер даже признавался, что во многом своим успехом обязан хореографу, который научил его двигаться внутри этого странного образа. Хореографу и записям хохота неуравновешенных людей, которые научили его смеяться так, как он смеется в картине. Страшно, надрывно, безысходно.

Вообще "Джокер", будучи глубокой драмой, тяжелым психологическим триллером, парадоксальным образом наполнен шутками. Вот только зрителю от них совершенно не делается смешно. Филлипс преднамеренно выворачивает шутки кишками наружу, чтобы показать, что за многими из них стоит чья-то боль. В первую очередь боль самого Артура Флека, которую не пытаются притупить, не лечат, доламывая расшатанную психику до основания. До момента, когда из обычного человека рождается суперзлодей.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>