"Эффект бабочки": Социальная помощь в проекции на демографическое будущее Украины

"Эффект бабочки": Социальная помощь в проекции на демографическое будущее Украины
uatoday

Валерий Карпунцов

Народный депутат Украины, заслуженный юрист Украины, доктор юридических наук

Определенная парадоксальность нашего заголовка побуждает сразу же объяснить читателю, что такое этот самый "эффект бабочки" и каким боком он коррелирует с такими непростыми и важными проблемами, как материальная помощь семьям с детьми и демографическая ситуация в Украине сегодня и в ближайшие десятилетия.

"Эффект бабочки", присущий хаотическим системам (а Украина, к сожалению, именно к таким системам и относится), заключается в том, что каждое событие – даже незначительное – может изменить не только дальнейший ход отдельного жизни, но и ход истории всего человечества.  Собственно, если рассуждать о таких суперважных вещах, как катастрофическое снижение рождаемости и угрожающее сокращение населения Украины в целом, то  "эффект бабочки" может поставить на кон существование украинцев как нации и Украины как государства.

Статистическая справка. Цифры – материя не очень интересная для большинства людей, но чрезвычайно убедительная. Итак, если попытаться описать ситуацию языком цифр, то она просто потрясает.

За 25 лет независимости в Украине резко сократилось количество детей: 13,225 миллиона в 1991 году и 7,614 миллиона в 2016. В 1991 году родилось 630 тысяч младенцев, а в 2015 – 411 тысяч. 

Специалисты считают, что на сегодня у нас исчерпан потенциал демографического роста. Ведь для того, чтобы поколение родителей замещалось поколением детей, надо, чтобы на одну женщину приходилось 2,13-2,15 ребенка. В Украине столько не рождается, и, собственно,  в большинстве европейских стран похожая ситуация. Исключение – скандинавские страны, в частности Швеция. Почему? Прежде всего из-за очень взвешенной и грамотной политики государственной поддержки. И это не только финансовая составляющая, но и создание самых благоприятных условий для того, чтобы женщина, у которой есть дети, имела возможность сделать карьеру и быть активным членом общества.

Еще одна украинская проблема: механическое сокращение населения, то есть миграция. По официальным данным, только в 2014-2015 гг. из Украины выехало около миллиона граждан. Институт демографии и социальных исследований совместно с фондом народонаселения ООН подготовил демографический прогноз, согласно с которым нас в 2050 году будет 42,3 миллиона. Это оптимистичный вариант. А по пессимистическим расчетам, население Украины существенно уменьшится – до 25 миллионов!

Необходимо заметить, что ученым очень трудно делать подобные исследования и моделировать развитие демографических процессов в стране, где последняя перепись населения прошла в 2001 году (!).

Убежден, что при таких "больших" перспективах правительство должно разработать стратегический план по повышению рождаемости в Украине и направить немалые средства на поддержку семей с детьми. Но случилось не так, как думалось. С финансами в стране всегда напряженка, и помощь не то что не увеличили, ее уменьшили, а это, между прочим, прямое нарушение ряда статей главного документа страны – ее Конституции.

А теперь более подробно о том, как было раньше и что имеем сегодня.

В марте 2008 года Кабинет министров повысил выплату при рождении первого ребенка до 12,24 тысяч гривен, второго – в 25, третьего и последующих – до 50 тысяч гривен. Учитывая тогдашний курс это составило соответственно 2500, 5000 и 10 000 условных единиц (!).

В 2009 году президент Украины Виктор Ющенко подписал принятый Верховной Радой Закон о выплатах помощи при рождении. Если коротко, то при рождении первого ребенка семья получала 22 прожиточных минимума, второго – 45, третьего и последующих – 90 прожиточных минимумов. Согласно закону, часть помощи (9 прожиточных минимумов) выплачивается сразу, а оставшаяся часть ежемесячно в течение 12 месяцев на первого ребенка, 24 месяцев – на второго, 36 месяцев – на третьего и последующих детей. Кроме того (и это важно) до достижения ребенком 6 лет семья получает на него прожиточный минимум, который составлял на то время 632 гривны. Предполагалось также, что эти суммы будут индексироваться с учетом инфляции.

Далее был сделан еще один важный шаг по социальной помощи семьям с детьми. Так, с 1 декабря 2013 года размеры выплат при рождении вновь были повышены. На первого ребенка платили 30960 гривен, на второго – 61920, на третьего и последующих – 123840 гривен, что составляло (в пересчете по среднему курсу доллара США) соответственно 3700, 7500 и 15 000  условных единиц.

Новости по теме

А теперь о том, что мы имеем сейчас, в частности после того, как 27 марта 2014 года Верховная Рада приняла Закон "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине". 

  1. Помощь при рождении ребенка (без дифференциации ее размера в зависимости от количества детей в семье) составляет 41280 гривен, а это по нынешнему курсу доллара США всего 1 500 условных единиц!
  2. Первая выплата составляет 10320 гривен, остальная помощь выплачивается в течение следующих 36 месяцев равными частями (а это 860 гривен) в порядке, установленном Кабинетом министров Украины. К слову, сегодня прожиточный минимум на ребенка составляет 1492 гривны.
  3. Из Закона Украины "О государственной помощи семьям с детьми" исключен раздел IV, согласно которому осуществлялись назначение и выплата пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Вполне очевидно, что при такой государственной поддержке семьи (особенно многодетные) не живут, а выживают, и ответственные родители сто раз подумают, рожать детей в этой стране или искать лучшей доли в чужих краях. А "шикарная" жизнь на государственную помощь существует разве что в головах наших власть имущих.

Как уже отмечалось, все эти аферы с социальными выплатами на детей прямо нарушают конституционные нормы, в частности статью 46, которая гласит, что одно из основных социальных прав – это право на социальную защиту. Отмена конституционных прав и свобод означает их официальную (юридическую или фактическую) ликвидацию. Из этого следует, что установление фиксированного размера помощи при рождении ребенка и отмена его дифференциации в зависимости от количества детей в семье является ни чем иным, как ограничением права семей с детьми на социальную защиту.

Почему вышеупомянутый закон был откорректирован таким образом? Это вопрос к нашим чиновникам, которым бы не помешало думать до того, как вносить абсурдные поправки, нивелируя нормальные положения действующего законодательства.

Ошибки надо исправлять, пока они (помним об "эффекте бабочки") не привели к фатальным последствиям. И первое, что надо сделать, наконец, навести порядок в вопросах социальной помощи семьям с детьми. Ведь будущее каждой страны – это ее дети.

P.S. По моей инициативе и поддержке многих народных депутатов готовится представление в Конституционный суд Украины о  признании статьи 7 раздела ІІ Закона Украины "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине" такой, что не соответствует Конституции. По моему мнению, принятие вышеупомянутого закона нарушает ряд конституционных статей (в частности, статьи 21, 22, 46), что является абсолютно неприемлемым. Все законы и другие нормативно-правовые акты должны соответствовать нормам Конституции Украины.

Валерий Карпунцов

Народный депутат Украины, заслуженный юрист Украины, кандидат юридических наук

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров