Открытый источник

Стремясь сократить выбросы CO₂ в атмосферу, в этом году сразу 4 страны анонсировали планы постепенного отказа от легковых и легких коммерческих авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и полного перехода на использование электрокаров. Так, Великобритания намерена запретить продажу машин с бензиновыми, дизельными и даже гибридными моторами с 2040 года. Норвегия хочет полностью перейти на свободные от эмиссий вредных веществ автомобили с 2025 года (в сентябре там на электрокары пришлось 48% продаж – это рекорд), а власти Индии заявили, что с 2030 года в стране будут допускаться к эксплуатации только электромобили, а к 2032 году она вообще откажется от автомобилей с ДВС. В Китае, который стал прошлогодним лидером на рынке электрокаров, до конца 2017 года намерены заменить все 70 тыс. пекинских такси экологически чистыми моделями, а еще через три года в стране число авто с электрическими двигателями должно превысить 5 млн. Недавно к этим государствам присоединилась Германия, канцлер которой в интервью журналу Super Illu 17 августа заявила, что считает принципиально правильным отказ страны в будущем от использования ДВС.

От заявлений политиков не отстают и мировые автопроизводители. В ноябре 2016 года Daimler сообщил, что для разработки модельного ряда из десяти электрокаров до 2025 года планирует привлечь 10-миллиардные инвестиции. Немецкий автопроизводитель признался, что отстал в сегменте электрических транспортных средств, но надеется выйти на первое место к 2025 году, сделав 25% выпускаемых автомобилей электрическими. Беспрецедентные ресурсы для поддержки электрических моделей пообещал выделить еще один немецкий автоконцерн – Volkswagen, который к 2025 году намерен увеличить объемы производства электрических авто до 1 млн в год.

Рейтинг производителей электромобилей
Из открытых источников

В ответ на заявления немецких конкурентов азиатский автогигант Toyota Motor заявил о планах запустить массовое производство электрокаров на базе модели Prius и Corolla до 2020 года. С этой целью в структуре корпорации в начале 2017 года создан специальный конструкторский отдел. Лидер шведского автопрома - Volvo Сагѕ – с 2019 года также будет оснащать все легковые автомобили собственного производства электродвигателями или гибридными моторами, а уже к 2025 году планирует продать 1 млн электрокаров.

Далеко идущие намерения имеют даже те страны, которые не отличаются развитой автомобильной индустрией.

Так, в мае 2017 года Казахстан представил самый дешевый (около 200 долл. США) электрический ситикар. 1 сентября этого года пресс-служба президента Беларуси сообщила о поручении Лукашенко отечественным производителям как можно скорее наладить производство белорусских электрокаров. А в ноябре 2017 года свой первый электрокар – Zacua – пообещала презентовать Мексика.

Новости по теме: Лукашенко протестировал последнюю модель электромобиля Tesla

Итак, уже за 10 лет мировой рынок электрокаров может вырасти в разы. Это подтверждают недавние прогнозы J. P. Morgan, согласно которым к 2030 году электрокары займут 48% мирового авторынка. А за 20 лет большинство развитых стран мира могут ввести новый экостандарт для авто, обусловленный переходом на электрокары.

Украина с 2013 года демонстрирует постоянный рост продаж электромобилей. В II квартале 2017 года электромобилей продано на 27% больше, чем в первом, а в сравнении с показателем II квартала прошлого года рост составил 187%. В целом за 6 месяцев 2017 года зарегистрировано 1668 таких транспортных средств, что на 165% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По показателям 2016 года, согласно исследованию InsideEVs.com мы по темпам роста продаж электрокаров опередили США, Нидерланды и Японию. Таким образом, на сегодня в Украине зарегистрировано 3818 электрокаров.

Новости по теме: Украина заняла пятое место в мировом рейтинге развития электромобилей

Такая динамика роста количества электрокаров в Украине авторами исследования InsideEVs.com объясняется довольно просто - поставками с Запада электрокаров (преимущественно Nissan Leaf), которые были в употреблении. Потом был лоббизм и государственная поддержка (вступление в действие закона об отмене ввозной пошлины для электромобилей с 1 января 2016 года), поддержка покупки электрокаров отдельными финансово-экономическими субъектами (кредитование "Ощадбанком" и "Укргазбанком").

И действительно, статистика Главного сервисного центра МВД говорит нам о том, что из зарегистрированных в Украине электромобилей 82% были в употреблении, а 78% - Nissan Leaf. Другие - это Ford Focus, Tesla Model S, BMW i3 и Renault Fluence.

Кроме этого, несмотря на приведенную статистику, Украина до сих пор остается европейским аутсайдером по количеству электрокаров на лицо. В среднем один электрокар в Украине приходится на 92 тыс. чел. В то время как во Франции - на 1,4 тыс., в Германии – на 2,7 тыс. а в Италии – на 13 тыс.

Не наблюдается в Украине и падение спроса на легковые автомобили с ДВС. В 2016 году в Украине продавалось 1,5 нового автомобиля на тысячу человек. По данным AUTO-Consulting, по итогам 2016 года Украина продемонстрировала наибольший рост продаж новых автомобилей в Европе. За счет стремительного падения продаж в предыдущие годы и ужасной статистики, конечно.

Продажа новых автомобилей в Украине
Из открытых источников

В 2017 году динамика роста продаж новых автомобилей с ДВС в Украине не изменилась. В сравнении с І полугодием 2016 года отечественный рынок новых легковых автомобилей вырос на 35%. За 6 месяцев 2017 года было продано почти 36,5 тыс. новых легковых и почти 3,5 тыс. легких (до 3,5 т) коммерческих автомобилей.

Говорить об "электромобильном буме" в Украине пока рано, учитывая, прежде всего, на незначительное количество приобретенных украинцами электрических авто с 2013 года, растущий в 2016-2017 гг. спрос на автомобили с ДВС, а также учитывая украинские экономические реалии и сугубо технические характеристики электромобилей.

Так, наиболее существенным препятствием на пути покупки нового электрокара для отечественных потребителей является его цена, которая сегодня составляет около 40 тыс. долл. США. Зато, по прогнозам Bloomberg, в результате радикального снижения стоимости аккумуляторов к 2025 году электромобили уже в 2030 году могут стоить до 28 тыс. долл. США. Но даже с учетом инфляционных процессов, за десятилетия авто стоимостью около 30 тыс. будет оставаться роскошью для рядового украинца.

Впрочем, Верховная Рада, сняв ввозные пошлины на электрокары, отказалась отменять НДС и акциз, а это могло бы удешевить стоимость таких автомобилей.

Новости по теме: В Мининфраструктуры намерены освободить владельцев электромобилей от уплаты НДС

Соотношение цен на электромобили и автомобили с ДВЗ
Bloomberg

Чтобы лучше понять, каким автомобилям украинцы в ближайшем будущем будут отдавать предпочтение, стоит взглянуть на статистику самых популярных машин Украины с 2000 года.

Почти за два десятилетия, по информации AUTO-Consulting, в Украине было продано 3,6 миллиона новых легковых автомобилей. Среди них абсолютным победителем является ЗАЗ / Daewoo Lanos (включая Sens). В рейтинге моделей следующие места занимают автомобили Lada, а замыкает пятерку ЗАЗ "Славута".

Самые популярные модели автомобилей в Украине за 2000-2016 гг.
Из открытых источников

То есть, последние 16 лет при покупке нового авто украинцы предпочитали, и, вероятно, будут оказывать предпочтение в дальнейшем бюджетным авто отечественной сборки или производства.

Что же касается вторичного рынка электрокаров, которые, безусловно, стоят дешевле, то здесь показательным является вопрос, поднятый в начале сентября этого года в ежегодном исследовании Американской автомобильной ассоциации: низкие эксплуатационные расходы "съедают" стремительное обесценивание электрокаров. Только в течение первых 5 лет использования экологически чистые авто теряют в цене около 28 500 долл. в то время как обычные авто – около 16 000.

Дополнительные трудности создает то, что инфраструктура "зеленых авто" в Украине находится на стадии своего становления. Учитывая ограниченный запас хода своего ТС, водители не уверены в том, удастся ли им зарядить аккумулятор электрокара за пределами больших городов.

Интерактивная карта ресурса Plugshare предлагает посетителям информацию о ближайших к их локации публичных зарядных станциях на 22 кВт и выше (ЭЗС). Представленные данные свидетельствуют о том, что по соотношению количества ЭЗС к территории Украина сегодня практически не уступает другим государствам Восточной Европы. По состоянию на март 2017 года в Украине насчитывалось более 600 ЭЗС. Хотя это всего лишь 8,5% в отношении более чем 7 тыс. АЗС, которые функционировали в начале года, и показатель, в целом, далек от Дании – лидера в инфраструктуре электрокаров, где соотношение АЗС и ЭЗС достигло паритета. При этом 4 тыс. электрокаров, которые сегодня зарегистрированы в Украине, в основном ездят в Киеве, Одессе, Харькове и Днепре. А зарядные устройства разбросаны по всей Украине.

Кроме этого, если говорить об инфраструктуре ЭЗС, то она будет зависеть от того, насколько будут узаконены некоторые моменты, например, продажа электроэнергии. Для того, чтобы развивалась электромобильная инфраструктура, нужна государственная поддержка, нужны понятные государственные программы по развитию зарядной инфраструктуры. Потому что в Европе при покупке электромобилей существуют государственные дотации. При обустройстве зарядных станций - скидки на электроэнергию. Там существует очень большой пакет государственных программ. И основным двигателем прогресса электромобилей в Европе выступает государство.

Еще одним сдерживающим фактором для потенциальных покупателей могут стать чисто технические характеристики современных электрокаров, в частности длительная зарядка их аккумуляторов. Согласно данным компании АвтоЕнтерпрайз, одного из дилеров элетрокаров в Украине, время полной зарядки некоторых моделей составляет: для Tesla Model S – 3-8 часов, Nissan Leaf – 2-3 часа, Toyota RAV4 EV – 3-4 часа, Smart Fortwo EV – 2-5 часов.

Нужно отметить, что в Украине практически отсутствуют правительственные компенсации для поддержки граждан, которые готовы заменить авто с бензиновым двигателем на экологически чистую модель. Например, Дания только для тестирования электрокаров в реальных условиях выделила 2 млн евро.

Большинство из вышеупомянутых трудностей, по мнению экспертов, возможно было бы решить путем введения в Украине собственного производства электромобилей.

Новости по теме: В автопарке Кабмина появятся электромобили

На сегодня, например, богатый теоретический и практический опыт проектирования электрокаров накоплен учеными Института Электродинамики НАН Украины на базе государственного предприятия Научно-производственный центр "Енергоімпульс". Совместно со специалистами заводов АвтоВАЗ и АвтоЗАЗ на основе разработанного в Институте электродинамики НАН Украины электрооборудования были созданы прототипы электромобилей ВАЗ-1801, ВАЗ-2801, ВАЗ-2802, ВАЗ-2702, ЗАЗ-1109, ЗАЗ-11091.

В 2016 году стартовал проект "Доступный украинский электромобиль", что предусматривает внедрение серийного производства доступных электромобилей в Украине, а именно марок "ЗАЗ Ланос Пикап" и "ЗАЗ Ланос Седан".

Пока остается открытым вопрос о том, что станет основой для первого отечественного серийного автомобиля: популярные и бюджетные бренды вроде ЗАЗ "Ланос" или новый электрокар будет спроектирован "с нуля".

Оснований для второго варианта также достаточно. Так, весной 2016 года состоялась презентация украинского электрокара с футуристическим дизайном "Synchronous" – разработки компании "Electric Marathon International".

Другой известный пример – любительский проект електросуперкара "Химера" от "SpecAutoTuning", созданный по заказу коллекционера Андрея Джазовского.

Кроме этого, в апреле этого года министр инфраструктуры Украины Владимир Омельян сообщил о том, что представители крупной корейской торговой корпорации "Posco Daewoo" выразили заинтересованность в создании в Украине производства транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями. Очевидно, что запуск такого производства и отмена ввозной пошлины для импортных электрокаров удешевит экологически чистые авто и будет способствовать росту их количества на автодорогах Украины.

Новости по теме: Омелян: Рынок электромобилей в Украине за последние 5 месяцев вырос на 200%

В заключение отметим, что глобальный вектор движения уже задан: ведущие автомобильные бренды "Toyota", "Merсedes", "Volkswagen", "Volvo", "Maserati" заявили о постепенном, а в 2025-2030 гг. абсолютном переходе к производству экологически чистых авто. В Украине скорость этого перехода в значительной степени зависит от правительственной политики, финансирования, в т.ч. инвестиционной привлекательности экостартапов, технического прогресса, рыночной конъюнктуры и экологической культуры граждан.

Алексей Компаниец, Павел Горин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.