banner banner banner

Экономика монопольных ФПГ: Чему Украина может поучиться у Южной Кореи

До поры до времени экономики Украины и Южной Кореи были схожи. Но азиатский коллапс 1997 года накрыл "корейского тигра". Бегство иностранного капитала, истощение валютных резервов, обесценивание национальной валюты и призрак снижения жизненного уровня населения, который был достигнут путём кропотливой работы нескольких поколений корейцев – вот неполный "букет" проблем, к которым привела Корею "экономика пузырей". Корейцы пришли к новой экономической политике лишь после резкой смены правящей элиты и ухода "старой гвардии" под ударами кризиса 1997 года. В Украине этого перелома пока не видно

Экономика монопольных ФПГ: Чему Украина может поучиться у Южной Кореи
Фото из открытых источников

Алексей Кущ

экономист

До поры до времени экономики Украины и Южной Кореи были схожи. Но азиатский коллапс 1997 года накрыл "корейского тигра". Бегство иностранного капитала, истощение валютных резервов, обесценивание национальной валюты и призрак снижения жизненного уровня населения, который был достигнут путём кропотливой работы нескольких поколений корейцев – вот неполный "букет" проблем, к которым привела Корею "экономика пузырей". Корейцы пришли к новой экономической политике лишь после резкой смены правящей элиты и ухода "старой гвардии" под ударами кризиса 1997 года. В Украине этого перелома пока не видно

Возврат "Укртелекома" в государственную собственность, который проходит под девизом: "поигрались и хватит", а также ситуация с национализированным "ПриватБанком", который принес государству "под елочку" 177 млрд грн нераспределенных убытков, к сожалению так не заставила общество перейти к столь необходимому дискурсу относительно необходимости ограничения всевластия олигархов не только в политике, но и в экономике. Вместо этого, мы скатываемся к типичной латиноамериканской модели общества, где жители колумбийской провинции могли линчевать полицейских за "правое дело" Пабло Эскобара, который строил больницы для бедных и регулярно "привозил" им гуманитарку.

Технологию формирования и развития экономики монопольных финансово-промышленных групп можно достаточно наглядно проанализировать на примере экономической политики Южной Кореи в 70-90-х годах прошлого века. Тем более, что, несмотря на существенные региональные, ментальные, исторические различия, между Украиной и Южной Кореей, как ни странно есть много общего. Для нас опыт этой азиатской страны является уникальной моделью для отработки возможных сценариев дальнейшего развития, особенно в контексте гипотетических кризисных явлений. Корея, равно как и Украина в своё время получила от мировых экспертов чрезвычайно лестные прогнозы и щедрые авансы. Вспомним, как ещё в начале нулевых, глядя на рекордные темпы прироста ВВП, Украину по аналогии с новыми азиатскими экономиками называли восточноевропейским "тигром". И для Украины, и для Южной Кореи главной проблемой внутренней политики было преодоление глобальной бедности, когда 30-40% населения пребывало за чертой минимального дохода. И у нас, и у них основными препятствиями на пути решения данной проблемы были: техническая отсталость, депрессивное состояние инфраструктуры, недостаточное финансирование науки и образования, а также необходимость системной реструктуризации базовых отраслей экономики. И корейцы 30 лет тому назад, и мы сейчас сконцентрировали национальное богатство страны в руках 4-5 крупнейших корпораций, тесно сросшихся с органами государственной власти, которые рассматривали данные гиперструктуры в качестве колоссов экономики, которые на самом деле оказались глиняными. Схожесть наших экономик красноречиво подтверждает и комплекс общих проблем: слабое развитие внутренних рынков капитала, в первую очередь фондового (если все корпоративные права сосредоточены в руках 4-5 "семей", то и торговать на рынке ценных бумаг нечем), полная пассивность государственных антимонопольных структур, молча взирающих на монопольный рост цен на основных рынках, депрессивное состояние рыночных отношений, теневое ценообразование, тотальная коррупция.

Новости по теме

Структура корейской экономики опиралась на так называемые "чеболи", которые по словам Нам-Ки Ли, министра по антимонопольной политике республики Корея, председателя Комиссии по справедливой торговле, представляли из себя "группу предприятий, сформировавшихся в процессе расширения "семейных" фирм и диверсификации их деятельности. Основной принцип деятельности корейских чеболей - поддержание всех направлений бизнеса, стремление к постоянному расширению сфер деятельности, а также удержание любой ценой уже завоеванных рынков". Он также полагал, что "проблемы корейской экономики, связанные с деятельностью чеболей, близки проблеме власти олигархов в экономике России (читай – Украины)". В своём развитии "чеболи" опирались на несколько базовых "китов":

- Высокую инфляцию.

- Дешёвую рабочую силу.

- Протекционистскую политику государства.

- Активный спрос на мировых товарных рынках.

Приведенная выше информация достаточно ясно даёт понять, что механизм построения "экономики пузырей" практически идентичен и для Азии, и для Восточной Европы (естественно учитывая определённые региональные особенности). Как тут не процитировать слова уже упомянутого корейского чиновника: "К сожалению, это (развитие крупных корпораций) не было естественным рыночным процессом, в условиях которого рынок вынуждает развивать тяжелые отрасли промышленности. Результаты были достигнуты методами государственного вмешательства, когда правительство выбрало несколько больших компаний и сконцентрировало на них всю экономическую поддержку. Это способствовало созданию монополистической структуры и сосредоточению экономической власти в руках больших объединений - чеболей. При этом, дух предпринимательства и свобода конкуренции были практически утеряны, поскольку деловые круги стали искать исключительно правительственную поддержку". Заметим, что эти слова сказаны про Южную Корею, а ведь так похоже на Украину. Именно государственная поддержка обеспечивала то, что корейцы называли "косвенное, государственное финансирование промышленности", и что у нас по простому называют бюджетным "дерибаном".

Новости по теме

Ключ к оздоровлению экономики и общества в целом для Южной Кореи находился, как это ни парадоксально, в преодолении глобального кризиса. Азиатский коллапс 1997 года накрыл и "корейского тигра". Бегство иностранного капитала, истощение валютных резервов, обесценивание национальной валюты и призрак снижения жизненного уровня населения, который был достигнут путём кропотливой работы нескольких поколений корейцев – вот неполный "букет" проблем, к которым привела Корею "экономика пузырей" (при этом заметим, что Южная Корея имела значительно лучший чем Украина торговый баланс и её промышленность кроме стандартных базовых отраслей опиралась и на инновационные отрасли, в частности электронику). Корейские эксперты достаточно быстро выявили главную проблему, приведшую к кризису, а именно – высокую концентрацию капитала в рамках нескольких финансово-промышленных групп. Следствием этого стало сращивание правительственных и частных интересов, бесконтрольное инвестирование аккумулированных теневым образом средств, неограниченные корпоративные заимствования на международных рынках капитала. И как закономерный результат – глобальная диспропорция в экономике, зависимость корпораций от мировой конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках. Последствия для страны: психологическая неподготовленность общества к тотальной глобализации и ценовой либерализации на социально уязвимых рынках товаров и услуг. Как показывает корейский опыт, "экономика пузырей" может достаточно вольготно себя чувствовать в закрытой экономической системе. Но в своём искусственном развитии "гиперпузыри" пытаются прорваться на мировые пространства и здесь в полной мере проявляется полное отсутствие у них рыночного иммунитета. Да, они продолжают своё поступательное развитие, но при малейшем циклическом изменении мировой экономики становятся жертвами очередного товарного/финансового кризиса. Южная Корея успешно справилась с кризисом, не допустив резкого падения жизненного уровня населения, с таким трудом достигнутого за послевоенные годы. Выход был найден в глобальном реформировании экономики и общества по европейскому образцу. Была применена неоконсервативная модель государственного управления, при которой роль государства в регулировании была значительна ослаблена, а приоритет был отдан рыночным институтам, с акцентом на малый и средний бизнес. Сегодня Южная Корея в отличие от Украины стимулирует не спрос на товары, а их предложение, значительно сократив при этом порог инфляции (до 2-3% в год). Критерием успешности корейских компаний стал уровень прибыли, а не размер активов или доля рынка (заметим, что именно последние показатели до сих пор актуальны при оценке украинских предприятий). Свои выводы были сделаны и на уровне управления "гиперпузырей": сокращение баланса за счёт вывода непрофильных активов, интеграция с крупными мировыми компаниями, продажа на открытом рынке значительных пакетов акций, реструктуризация производств, привлечение сторонних топ-менеджеров, чёткое разделение собственников и органов управления корпорациями, передача реальных рычагов управления институту директоров и общих собраний акционеров.

Опыт Южной Кореи достаточно убедительно демонстрирует параболический путь "экономики пузырей", для которой характерны столь же стремительные взлёты, как и стремительные падения. Парадокс заключается в том, что на сегодня в Украине многие государственные менеджеры продолжают искренне верить, что сросшиеся с государством монополии могут выступать надёжным базисом национальной экономики, а инфляция применима в качестве катализатора экономического роста.

Мировой опыт по преодолению системных кризисов, в частности опыт Южной Кореи, очерчивает для Украины и новые рецепты оздоровления: системное реформирование рынка труда, государственного регулирования, рынка капитала, корпоративного управления.

Так, например, в Южной Корее в части корпоративного управления были применены следующие методы:

- назначение внешних управляющих корпораций не из числа владельцев компаний;

- усиление роли миноритарных акционеров в системе управления предприятиями;

- ограничение инвестиций гиперкорпораций в дочерние структуры;

- усиление ответственности за недостоверное раскрытие информации;

- ограничение уровня корпоративных заимствований;

- ужесточение налоговых санкций за проведение "родственных" сделок в пределах гиперкорпораций;

- ограничение встречного кредитования участников корпораций и перекрестного субсидирования убыточного бизнеса за счет прибыльных направлений деятельности корпораций;

- усиление государственного контроля в системе антимонопольного регулирования и картельных слияний.

- запрет на горизонтальное развитие корпораций и переход к вертикально-интегрированным структурам. Простыми словами: нельзя совмещать выплавку металла, телекоммуникации, банки, торговые центры и выращивание свиней в одной гиперструктуре. Зато вполне можно, добывать нефть, производить бензин и битум или добывать уголь, производить кокс, плавить метал и выпускать запасные части и инструментальные изделия.

Новости по теме

Но применение корейского опыта на практике в Украине на сегодняшний день кажется столь нереальным, что вероятно только опыт собственного кризиса сможет подтолкнуть наше общество к реализации столь радикальной программы реформ. Добавим, что корейцы пришли к новой экономической политике лишь после резкой смены правящей элиты и ухода "старой гвардии" под ударами кризиса 1997 года. Украина нуждается в новых, современных подходах. При неизменности действующего экономического курса украинский "Титаник" будет наращивать обороты, устремляясь на встречу со своим айсбергом.

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>