Фото из открытых источников

В одном из своих последних интервью экс-глава фонда госимущества Валентина Семенюк-Самсоненко, погибшая при странных обстоятельствах, озвучила любопытный факт о происхождении миллиардных капиталов. С ее слов, украинские олигархи никогда не обладали каким-либо прибыльным бизнесом и все свои капиталы делали на управлении государственной собственностью. Потом "самоубился", опять же по версии следствия, еще один председатель ФГИ, и природа происхождения крупного капитала осталась неисследованной.

Среди существующих на сегодня долговых обязательствах Украины суверенный долг правительства - это лишь малая часть долгового айсберга. Внешние долги формировались из гарантированных государством долгов этих самых "менеджеров", что были наняты для управления государственными активами. Потом каким-то образом кредиты стали государственными обязательствами, а деньги осели на офшорных счетах тех, кто осуществлял менеджмент государственных предприятий. Через сомнительные подряды средства, направляемые на развитие государственных предприятий, переходили в руки частных собственников, а обеспечивали этот беспрерывный поток казнокрадства ставленники финансово-промышленных групп. С начала военных действий в Украине и развала экономики лакомых объектов становится все меньше, вот и неудивительно, что борьба за них становится более ожесточенной. Разберем ситуацию на примере одной государственной компании.

Новости по теме: Руководство "Украэроруха" называет блокирование предприятия отрядом "Киев-1" рейдерским захватом

В экономике любой страны есть естественные монополии, на которых, кроме всего прочего, завязаны интересы национальной безопасности. Госкомпания "Украэрорух" - из их числа, потому что одновременно является диспетчерской и навигационной службой, контролирует все воздушное пространство государства.

Безопасность полетов - это одно из направлений, которое будет поддерживаться государством даже на последнем вздохе. Но пока "кислородные маски" находятся в сомнительных руках, и кто знает, когда нам всем перекроют клапан.

В июне 2014 года, когда бывшего главу "Украэроруха" обвинили в государственной измене, Министерство инфраструктуры назначило нового руководителя - Дмитрия Бабийчука. По роковой случайности, совпало, или все же имела место служебная халатность диспетчеров, через месяц после того, как новый руководитель поставил перед предприятием главную задачу - обеспечение безопасности полетов, - над Украиной был сбит малазийский "Боинг" с пассажирами. В итоговом докладе международной комиссии по крушению МН17 претензии к Украине сводятся к вине украинских авиадиспетчеров. Недопустимым, с точки зрения международных следователей, было направлять пассажирский самолет в зону боевых действий. Особенно если учесть информацию о потенциальной угрозе пассажирам, связанной с перемещением неопознанного "Бука" в зоне конфликта. Руководство "Украэроруха" не закрыло воздушное пространство, и это нанесло урон авторитету государства.

Новости по теме: СБУ начала расследование против руководителя "Украэроруха" по подозрению в госизмене

Неудивительно, что вследствие такой халатности авиакомпании предпочли обходиться без украинских диспетчеров. Но падение доходов государственного предприятия только его топ-менеджмент связывает исключительно с последствиями авиакатастрофы. По оценкам же парламентской следственной комиссии, свыше 60 миллионов гривен было просто украдено из компании. Кроме этого, есть множество сигналов о сомнительно проведенных тендерах. Удивляет лишь то, что прокуратура до сих пор не обратила внимания на все эти обвинения. Хотя речь в них идет о причинении ущерба государству в пользу частного бизнеса. А о коррупции на предприятии "Украэрорух" уже бьют тревогу профсоюзы и трудовой коллектив.

Новости по теме: В ходе проверки "Украэроруха" обнаружили ущерб на 62 млн гривен, - Гордиенко

В коллективе возмущены размещением средств государственного предприятия в размере 280 миллионов на счетах негосударственного "Платинум банка" - вопреки распоряжениям Кабмина. Вместо того чтобы идти на развитие, обновление технопарка и новые системы безопасности полетов, деньги государства приносят проценты в частный карман. Ранее аэропорт "Борисполь" уже потерял 100 миллионов гривен вследствие крушения "Родовид Банка" по аналогичной схеме. Так зачем наступать на те же грабли? Вопрос риторический, поскольку назначенный летом прошлого года директор государственного предприятия "Украэрорух" самоустранился от работы. Он предпочитает бесплатные перелеты вокруг земного "шарика" за госсчет и отдых на лучших мировых курортах, в то время как последние полгода предприятием управляет исполняющий обязанности господин Косьяненко. К слову, это его распоряжением деньги предприятия ушли в частный банк

Обращения трудового коллектива остаются без внимания МВД и ГПУ, видимо, по причине высокого покровительства, которым обладают то ли банкиры, то ли новый управляющий. Из биографии и. о. директора известно лишь, что в прошлом он был сотрудником СБУ, и до своего назначения на пост первого зама Бабийчук непродолжительное время проработал замом гендиректора аэропорта "Борисполь" по авиабезопастности. Каким-либо опытом самостоятельного управления не обладает, но, похоже, этого и не требуется тем, кто пролоббировал его назначение.

На должность его заместителя уже готовится небезызвестный специалист Валентин Паламарчук. Да, именно тот самый экс-директор донецкого аэропорта займет высокую должность в "Украэрорухе". С именем Паламарчука связывают масштабные коррупционные хищения, но все расследования уже намертво похоронены под обломками терминала донецкого аэропорта. Сегодня уже среди битого стекла и искореженного железобетона ни один эксперт не сможет установить, какие объекты из оплаченных в рамках подготовки Евро-2012 были возведены и из каких материалов. Весьма любопытно, что бывший генеральный директор, распределявший подряды на строительство аэропорта, снова появился в эфире после трех лет молчания, и лишь после того, как ДАП был разрушен. Совпадение?

Фото из открытых источников

Новости по теме: СБУ начала расследование по факту разворовывания госсредств руководством "Украэроруха"

Речь уже не идет только о коррупции и расхищении бюджета. Назначения руководителей с сомнительной репутацией в ведомство, отвечающее за безопасность полетов, могут иметь опасные последствия. Ошибки авиадиспетчеров приводят к масштабным трагедиям и человеческим жертвам. И так уже Украину занесли в список мировых очагов терроризма - по причине сбитого на Донбассе малазийского авиалайнера. А это прямой удар по имиджу и "кошельку" Украины.

Государство больше не может и не должно содержать и обеспечивать доходом финансово-промышленные группы, отдавая им на управление свою собственность. Бюджет-2016 по всем прогнозам грозит получить антисоциальную направленность, и на фоне вынужденного сокращения расходов бюджета на социальную сферу непомерный аппетит казнокрадства может привести к социальному взрыву на любом предприятии, который моментально распространится на всю страну.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.