Эпоха экологического застоя: Есть ли в Украине климатическая политика?

Почти три года назад вступило в силу Парижское климатическое соглашение, которое обязало все государства, независимо от степени их экономического развития, брать на себя ответственность за сокращение вредных выбросов в атмосферу. За этот период ряд стран уже продемонстрировал изменения в государственной политике относительно сохранения климата, в то время как в Украине, которая к 2020 году планировала разработать и внедрить рынок парниковых газов, первый этап — проект закона — до сих пор ожидает второго чтения

Эпоха экологического застоя: Есть ли в Украине климатическая политика?
Reuters

Ирина Шостак

Журналистка

Почти три года назад вступило в силу Парижское климатическое соглашение, которое обязало все государства, независимо от степени их экономического развития, брать на себя ответственность за сокращение вредных выбросов в атмосферу. За этот период ряд стран уже продемонстрировал изменения в государственной политике относительно сохранения климата, в то время как в Украине, которая к 2020 году планировала разработать и внедрить рынок парниковых газов, первый этап — проект закона — до сих пор ожидает второго чтения

Каждая страна после подписания климатического соглашения обязалась делать взносы для достижения двух важнейших целей: уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу до нулевого уровня в течение второй половины XXI века, а также предотвращения роста глобальной средней температуры более 2°C (по возможности - 1,5°C) относительно показателей доиндустриальной эпохи.

Существует несколько механизмов, по которым государство определенным образом может лимитировать выбросы. В основном используются два основных: рынок парниковых газов (как в странах ЕС, где они торгуют квотами или внутри страны, или между другими странами) и налог на выбросы парниковых газов (механизм, который точно станет костью в горле крупного промышленного бизнеса).

Поэтому после ратификации соглашения в Украине мы должны были решить, каким путем будем двигаться: внедрять один из механизмов (учитывая то, что одним из условий Соглашения об ассоциации Украины с ЕС является создание рынка парниковых газов, а крупный бизнес категорически против невыгодного для них введение налогов, выбор почти очевиден) или же другой, более логичный вариант —  вводить оба механизма параллельно, проверяя их на эффективность.

Новости по теме

Ведь, как отмечает руководитель климатического отдела Центра экологических инициатив "Экодействие" Анна Акерманн, поскольку в Украине чрезвычайно малый налог на выбросы СО2 (30 евроцентов за тонну), предприятия отнюдь не заинтересованы находить пути решения вопроса по уменьшению выбросов.

Так или иначе, но вопрос избрания нужного Украине маршрута застыл в воздухе, потому что как для внедрения рынка, так и для установления налогов нужно сначала понимать, какое количество выбросов производят предприятия страны. Именно для этого был инициирован проект Закона "О принципах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов", который по Концепции реализации государственной политики в сфере изменения климата на период до 2030 года должен стать первым движущим шагом во внедрении изменений.

Роль Закона в реализации экологической политики

В декабре 2017 года Кабинет министров Украины утвердил план мероприятий по выполнению Концепции реализации государственной политики в сфере изменения климата на период до 2030 года (далее — Концепция, первый документ на государственном уровне, который ставит целью ограничить количество выбросов СО2). Определенные планом мероприятия должны были бы удовлетворить условия обоих соглашений (Парижского климатического договора и Соглашения об ассоциации с ЕС), тем самым постепенно поднимая Украину в рейтинге самых экологически настроенных стран мира.

Было определено, что за 2018-2019 гг. сначала нужно создать систему мониторинга, верификации отчетности выбросов (для того, чтобы собрать точные данные насчет количества выбросов СО2 промышленными предприятиями), далее разработать план распределения квот по секторам экономики, а также внедрить разрешение на выбросы парниковых газов. Таким образом, получив квоту, предприятия могли бы внедрять мероприятия, направленные на снижение выбросов парниковых газов и продавать избыток квот другому предприятию, которому не хватает своих.

По состоянию на 02.07.2019 проект Закона о принципах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов ожидает второе чтение. И это лишь первый этап на долгом пути становления Украины как экологически настроенной страны на международной арене.

"В Минприроды, инициируя законопроект, рассчитывали на принятие парламентом его в мае. Далее, в оптимистическом варианте, Кабмин должен был утвердить все постановления до ноября. Тогда с 2020 года начался бы мониторинг выбросов, появилась бы утвержденная единая методология мониторинга выбросов для предприятий. И лишь с 2021 года предприятия смогли бы представить первые отчеты по количеству своих выбросов", — говорит Анна Акерманн.

Теперь же план самой Концепции оттягивается на неопределенный срок. А значит, как следствие, Украина тормозит не только в исполнении условий Парижского климатического соглашения, значительно отставая от других стран (к примеру, уже в 2017 году Китай отменил планы по строительству сотни угольных станций, Индия обязалась до 2020 года получать 40% всей энергии из возобновляемых источников, а Словакия, Германия и Британия понемногу отказываются от угля, принимая решение о закрытии угольных станций), но и в реализации политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС.

Есть ли будущее у законопроекта?

Теперь вопрос о введении закона переадресован новой Раде. Ведь пока непонятно, продолжит ли она рассматривать законопроект, принятие которого было начато предшественниками. Также (поскольку законопроект был инициирован министерством) многое зависит от нового министра экологии.

Новости по теме

Единственное, что нужно сразу пересмотреть, — климатическую цель страны (национальный определен вклад). Ведь, после подписания соглашения в 2015 году все страны-подписанты должны были подать свои климатические цели. Тогда Украина подала цель, которая предполагала снижение выбросов от уровня 1990 года, когда выбросов было гораздо больше — 40%, к 2030 году. По факту это означает повышение выбросов от сегодняшнего уровня — мы приняли цель повышать выбросы.

Для выполнения целей Парижского соглашения страны должны отказаться от ископаемого топлива к 2050 году. Как показывает практика других стран, особенно скандинавских, это частично возможно, нужно принять единую стратегию, определить механизмы и постепенно двигаться в направлении достижения цели. Важно принимать сильные политические решения (правильно расставлять приоритеты), что до сегодня было невозможным, поскольку политическая и экономическая власть в основном была сосредоточена в руках заинтересованных в других вопросах людей.

Ирина Шостак

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>