Если в 2019 году в высоких кабинетах сменятся рулевые, что в наследство получит новая команда?

Если в 2019 году в высоких кабинетах сменятся рулевые, что в наследство получит новая команда?
Из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

В последние годы каждый раз двигателем ослабления гривны становился государственный бюджет. Как, впрочем, и сейчас в ожидании скорого наступления 2019 года. И снова перед Кабмином и Верховной Радой будет стоять та же, что и в предыдущие годы, основная задача: либо сокращать расходы, либо увеличивать доходы.

Это при том, как заявил глава Нацбанка Яков Смолий, что на протяжении 2019-2020 гг. Украине еще предстоит выплатить до 12 млрд долл. по внешнему государственному долгу. "И без программы Международного валютного фонда мы не имеем доступа к другим каналам финансирования: деньгам Европейского Союза, Всемирного банка. Поэтому предложение подписать новую программу с МВФ было экономически обоснованным", - подчеркнул он. А раз так, то традиционно и новый госбюджет-2019 можно будет сбалансировать лишь путем дальнейшего ослабления гривны. Поэтому в следующем году, вероятнее всего, НБУ и Кабмин совместно будут гнаться сразу за двумя зайцами, а именно: с одной стороны, поддерживать в гривне бюджетный аспект, с другой стороны - социальный.

Новости по теме

Бюджетный аспект, безусловно, будет у финансовых властей под самым жестким контролем, так как дефицит принятого Верховной Радой госбюджета - на уровне 89 млрд 989,3 млн грн. Ну, и аналитики МВФ снизили оценку роста ВВП Украины в 2019 году до 2,7% с 3,3%. Как эта сложнейшая проблема в условиях девальвации и высокой инфляции будет решаться Кабмином и Верховной Радой совместно с НБУ – очень трудно предположить. Одно совершенно ясно: "наверху" решили не слишком углубляться в данную проблематику. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что за 10 месяцев уходящего года импорт товаров в Украину превысил экспорт на 7,95 млрд долл. (в январе - октябре этого года импорт составил 46,748 млрд, что на 17% больше, чем годом ранее). Поэтому гривна сейчас находится в самораскручиваемой спирали, и остановить ее на данном этапе чрезвычайно тяжело.

В свою очередь, социальный аспект наши власти, судя по всему, оставили в покое, их он пока меньше всего интересует. Это особенно показательно на фоне того, что состояние 100 самых богатых украинцев росло в 12 раз быстрее, чем ВВП Украины, - они сконцентрировали в своих руках 37,5 млрд долл. (половина всего госдолга страны). Олигархи также увеличили скорость, с которой прирастает их суммарное состояние: с прошлогодних 33% до нынешних 43%. И как в насмешку, уже утвержденным госбюджетом-2019 предусматривается с 1 января следующего года прожиточный минимум в размере 1853 грн, а минимальная зарплата - 4173. Люди работают, но практически ничего не получают для достойной жизни. Да, есть успешные, но намного больше украинцев за чертой бедности.

Фактически налицо самоустранение государства от исполнения социально значимых функций, а точнее, вынужденное самоустранение в связи с отсутствием в закромах денег для выполнения таких функций. Например, острая нехватка денег на выплату даже мизерных пенсий подавляющему большинству украинцев (напомню, цены за четыре последних года увеличились в 2,5 раза, а пенсии - всего лишь на 70%). Продолжают расти расходы рядовых украинцев на медицинские препараты, которые не производятся в Украине, но которые явно недостаточно дотируются для малоимущих слоев населения, включая пенсионеров и инвалидов. Как эта болезненная проблема будет решаться в условиях девальвации и роста инфляции?

Новости по теме

И как долго при власти еще будут ставленники оффшорного капитала? Когда они откажутся от желания диктовать рядовым украинцам свою экономическую модель и свой образ жизни, то есть постоянно жить в долг? Но хуже всего то, что до сих пор остается открытым ключевой вопрос: когда наше общество научится выбирать в верхние эшелоны власти не спортсменов и артистов, а именно тех политиков, кто действительно достоин управлять государством в самом центре Европы. Не поэтому ли мы, не дав верного ответа, остаемся самой бедной страной на нашем континенте? А оффшорный капитал рассматривает нас как очередной бизнес-проект: на этой территории заработал деньги, вывел их в другую юрисдикцию и покинул страну.

Но кто будет обеспечивать безопасность и выживание оставшимся в Украине? Когда, наконец-то, родим свою национальную экономическую модель со стабильной национальной валютой?! Думаю, оффшорный бизнес намеренно не выводит нас из этого длинного цикла дешевой гривны.
В первую очередь Кабмин Владимира Гройсмана ничего не делает для привлечения инвестиций в национальной валюте. И давно уже в украинской политике и экономике не было такой крепкой спайки денежно-кредитной и фискальной политики. Понятно, что Национальный банк также давно несамостоятелен. И дискуссий по этому поводу нечего вести - все очевидно. Глава НБУ Смолий, судя по всему, вообще сквозь пальцы смотрит на то, что происходит с украинской экономикой.

Что остается делать гражданам? Продолжать безучастно следить, как развиваются события по худшему сценарию? А в 2019 году – все встали, все вышли из высоких кабинетов, а новые – сели. С чем придет новая команда?
Да, как минимум, нескучным будет этот период конца 2018-го – I квартал 2019 года, так как спрогнозировать однозначное движение на пути рыночных реформ в экономике страны нельзя. Более того, оно теперь и не может быть однозначным, как обещает Кабмин и Верховная Рада, чтобы как-то успокоить наиболее активную и агрессивную часть сильно обнищавшего общества.

Где брать на это деньги? Ведь для устойчивого экономического роста и повышения доходов граждан нужны инвестиции, а инвесторы пока не видят у нас "наверху" компетентных и целеустремленных лидеров.
До сих пор ими не созданы в Украине современные институты и новая инвестиционная инфраструктура.

Хуже всего то, что, получая техническую помощь от Агентства США по международному развитию (USAID) и ЕБРР, наши политические лидеры никак не могут создать на основе баланса интересов цивилизованные правила игры на украинских рынках капитала и создать в первую очередь законодательную базу, приняв в парламенте проект Закона Украины "О рынках капитала".

Новости по теме

Это сегодня – просто фатальный провал в экономическом развитии страны и в борьбе с бедностью. И это неизменно будет приводить нас к масштабным кризисам, к девальвации гривны и росту инфляции. Это проходили многие страны. Надо изучать историю экономики! Думаю, еще памятна и, похоже, близка отдельным нашим политикам недавняя история советского государства, в частности короткий период военного коммунизма 1918-1921 гг. в условиях гражданской войны.

Характерными чертами той политики были крайняя централизация управления экономикой, свертывание товарно-денежных отношений, где идеал планового хозяйства виделся в превращении страны в единую фабрику, головная "контора" которой непосредственно управляет всеми хозяйственными процессами. Тогда на смену военному коммунизму пришел НЭП (новая экономическая политика). Но вначале большевики провели ликвидацию частных банков и конфискацию вкладов. У нас тоже в период "банкопада" из 187 банков "под нож" пустили 96 кредитных учреждений. И эта форма экономического развития неизбежно вела и ведет к обнищанию граждан и переходу предприятий на голодный денежный паек.
Итак, какой в 2019 году будет динамика на украинских рынках капитала и каким будет наполнение госбюджета? Что будет с гривной? Возвращение назад в будущее?

Александр Гончаров

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>