Если власть реально перейдет в регионы, они могут опустеть
Давайте будем честными: экономическую самостоятельность не каждая община в силах потянуть
27.09 | 30.72 |
Давайте будем честными: экономическую самостоятельность не каждая община в силах потянуть
Давайте будем честными: экономическую самостоятельность не каждая община в силах потянуть
Завершить децентрализацию до конца 2015 года. Об этом говорят, только разными словами, премьер Арсений Яценюк и спикер Владимир Гройсман, ссылаясь на политику президента Украины. Сам Петр Порошенко видит передачу в регионы столько власти, сколько они смогут унести, одним из своих приоритетов на посту главы государства. У всех ветвей верховной власти есть согласованность по данной цели. Процесс пошел.
Его уже критикуют, что само по себе нормально и правильно. Полный "одобрямс", как показывает советское прошлое и российское настоящее, намного хуже постоянного скепсиса. Но, как у нас часто бывает за последних полтора года, политика замыливает все остальное. А главная проблема и главная опасность грядущей децентрализации – не в политике, а в экономике, образовании и культуре. Точнее, в игнорировании этих важнейших для жизнедеятельности любой общины позиций.
Скептики превентивно кричат о том, что наша децентрализация грозит расколом страны на удельные княжества и создаст ячейки сепаратизма на местах. Не только регионального, если говорить о районах, прилегающих к границе с Россией. Но на самом деле территориальные общины в политическом плане останутся зависимыми от киевских офисов партий, которые от выборов до выборов сражаются за влияние на тот или иной регион.
Яркий пример тому – противостояние на 205-м округе в Чернигове. Там за лидерство борются кандидаты, не имеющие ни к городу, ни к региону никакого отношения. Местные же кандидаты отодвинуты на маргинес избирательного процесса, и это плохо. Местной политической жизни в Украине не было, нет, и, увы, децентрализация ее пока не взрастит.
Однако власть – это еще и деньги. Если община выбрала себе лидера, он, согласно планам центральной власти, обязан в дальнейшем заботиться о наполнении местного бюджета. И тратить деньги, заработанные населенным пунктом, на нужды этого самого населенного пункта. "Большинство средств остается в местных бюджетах", - вот мантра, повторяемая всеми участниками процесса передачи полномочий на места, от Владимира Гройсмана до Юрия Луценко.
Допустим, так и будет. С 1 января 2016 года каждый район, каждый город, каждый областной центр начнет зарабатывать сам и сам же тратить средства, уплатив обязательные налоги в государственный бюджет. Осваивать местные бюджеты будут господа (или дамы), которых сами люди выберут себе 25 октября. И все только начнется, ведь господин Гройсман справедливо назвал процесс переходным. Выводы должны быть сделаны до следующих местных выборов. Кто справляется – оставить. Кто нет – переизбрать.
Но давайте будем честными: экономическую самостоятельность не каждая община в силах потянуть! Ведь придется из местных бюджетов платить зарплаты учителям, врачам, работникам культуры, служащим. Децентрализация не ликвидирует бюджетников. Наоборот, создаст им, и без того не сытым, дополнительные трудности. Если у города нет внешних доноров, как раньше из украинской казны дружно и щедро кормился Донбасс, а льготников – хоть отбавляй, и все имеют право, община постепенно станет приходить в упадок.
Это значит – закрываются школы. Либо же там работают учителя, которым некуда податься. Специалистов нужно лучше оплачивать. А для многих украинцев понятие "лучше" часто равно зарплате в другом месте, которая на 500 гривен выше, чем по месту жительства. То же самое с медициной. Если у местной власти нет денег, муниципальные больницы обретут статус стен. За которыми – койкоместа, занятые больными, уверенными – их не вылечат. Но идти все равно некуда. Бедные местные бюджеты лишат детей нормального образования. И рачительные родители снимутся с места, перебираясь ближе к лучшей жизни, в более богатый регион. О том, что культурная жизнь исчезнет, лучше не вспоминать. Люди без культуры не останутся – они просто уйдут туда, где библиотеки не заколочены досками.
Вот в чем опасность децентрализации. Не всякая община, предоставленная сама себе, способна себя обеспечить. Но выход есть. Он – в активном развитии предпринимательства на местах. Ведь каждый украинский город до 1917 года спасали мелкие лавочники, а каждое село – "мироеды", владельцы мельниц, сахарных и спиртовых заводов. К этому важно возвращаться.
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите кнопку "сообщить об ошибке", чтобы сообщить об этом редакции