Это даже не бизнес-идея, а примитивный смысл существования среди бедного населения

Это даже не бизнес-идея, а примитивный смысл существования среди бедного населения
Из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

Если бы бразды управления экономикой страны были в руках профессиональных людей, то многие структурные и институциональные проблемы можно было решать на горизонте 1-1,5 лет, однако, мы наблюдаем в последние годы, что власти переводят эти проблемы в долгосрочный период на 5-8 лет.

Как выживать бизнесу в этих тяжелейших условиях? В то время, как топ-чиновники, причастные к обвалу экономики и реальных доходов украинцев, продолжают произносить вслух всем до боли знакомые колдовские мантры: реструктуризация госдолга, большая приватизация, размещение гособлигаций и прочее, подводя нас к мысли, что нынешняя экономическая политика Кабмина правильная, обсуждению и корректировке не подлежит.

И все же, не может развиваться предпринимательство в Украине, если инвестиционный горизонт всего лишь 2-3 месяца. В самом деле, как выживать малому и среднему бизнесу, когда даже базовые допущения для разработки бизнес-планов уже не работают.

Многие факторы и финансовые показатели стали сильно зависеть от выборов президента и нового состава народных депутатов, геополитической обстановки, позиции Международного валютного фонда, наконец, от формирования одной точки зрения из трех разных штабов – АП, Кабмина и Верховной Рады.

Новости по теме

Поэтому в эти мартовские дни собственники и топ-менеджеры обговаривают различные сценарии, исходя из высокой неопределенности выборов-2019. Ясно одно, если политики не услышат бизнес, то на улицах окажется еще больше безработных.

И если события будут развиваться по наихудшему сценарию - нас ждут еще большие волнения, беспорядки и протесты. Серьезные предпосылки для этого есть, так как даже крупные госпредприятия начали становиться в очередь на банкротство. К примеру, из-за судебных тяжб, огромных корпоративных долгов и слабого спроса на основную продукцию, никак не удается найти в процессе большой приватизации эффективного собственника для Одесского припортового завода.

Кстати, после неудачных попыток Фонда госимущества продать государственный пакет акций этого стратегического предприятия (замечу, стартовая цена была снижена с более чем 13 млрд гривен до 5 млрд, а сейчас и вовсе цену опустили до 1,5 млрд гривен), пришлось весной прошлого 2018 года совсем остановить производственную деятельность ОПЗ.

Что теперь делать с этим еще в недалеком прошлом флагманом украинской промышленности и особенно с его уникальным трудовым коллективом? В начале текущего 2019 года от главы Одесской облгосадминистрации Максима Степанова звучали заверения о запуске ОПЗ в связи с передачей завода под управление НАК "Нафтогаз Украины" или Аграрного фонда. Но, как говорится, а воз и ныне там!

Конечно, идея с "Нафтогазом" интересная, особенно в связке с "Укртрансгазом", однако, у этих госкомпаний своих проблем выше крыши. Вот и на днях в Кабмине пришли в ярость от финансового плана НАК "Нафтогаз Украины". Возмущение членов правительства объясняется тем, что "гениальная" команда Андрея Коболева умудрилась в финплане "Нафтогаза" заложить скрытый дефицит в 84,5 млрд гривен!

Много лет сотрудничая с Кабмином разных составов, прекрасно понимаю логику их такой жесткой реакции. Ведь если на Грушевского начнут так легко закрывать глаза на уловки "коболевых", то таким образом они как бы предоставят карт-бланш или неограниченные полномочия на дальнейшее разворовывание миллиардных бюджетов.

Новости по теме

Но, в отличие от рядовых налогоплательщиков, в Минфине, МЭРТ, Минэнерго не привыкли к тому, чтобы из "их карманов" так запросто воровали. Поэтому "Нафтогаз" как минимум должен пересмотреть выплату не 50%, а 90% прибыли за прошлый 2018 год, как это предусмотрено в бюджете-2019.

Также руководство НАКа раскритиковали за его планы в текущем 2019 году потратить более 3 млрд гривен на непрофильную деятельность и на мероприятия, эффективность которых не подтверждена, как в случае с Одесским  припортовым заводом. В частности, "Нафтогаз" хотел бы вложить 1,7 млрд гривен в уставные фонды дочерних предприятий, 1,2 млрд инвестировать за границу и 198 млн гривен потратить на содержание заграничных представительств.

В нынешней ситуации вряд ли Кабмин все это одобрит. Тем более, что совершенно не ясно, где Минфину при сокращении промышленного производства брать деньги в госбюджет-2019 на выполнение казалось бы неподъемных социальных обязательств, включая выплаты повышенных пенсий и субсидий "живыми" деньгами, а также уже с 1 апреля - дополнительной соцвыплаты для многодетных семей на 3-го, 4-го и каждого последующего ребенка по прожиточному минимуму.

Конечно, есть проверенный, но очень опасный в долгосрочной перспективе способ – размещение государственных облигаций. Но кто сейчас на финише президентской гонки думает о далеком будущем?! Как известно, коррупция и компрадорская экономика всегда живут одним днем. Итак, вчера, 13 марта, Минфин сообщил, о доразмещении 10-летних еврооблигаций со сроком погашения 1 ноября 2028 года на 350 млн долларов с процентным доходом по купону в 9,75%!

В итоге, общий объем 10-летних еврооблигаций, выпущенных в октябре 2018 года, увеличился с 1,25 млрд долларов до 1,6! Кто эти очень дорогие долги будет отдавать? И главное – чем? Откровенно говоря, еще несколько лет назад, в какое бы министерство или ведомство Кабмина я бы ни зашел, непременно встречал бывших сотрудников "СКМ" Рината Ахметова или Management Assets Company Александра Януковича.

Сегодня то же самое. Только встречаю бывших сотрудников "Dragon Capital" Томаша Фиалы и "ICU - Инвестиционный Капитал Украина" (в 2007-2014 годах председателем совета директоров ICU была экс-глава НБУ Валерия Гонтарева). Извините за прямой вопрос, но, что умного сделали наши новые "старые" экономические чиновники, что так быстро лично разбогатели? При этом Украину превратили в самую бедную страну Европы.

Новости по теме

Да, идет та же самая бескомпромиссная, если не более жестокая борьба за возможность управлять гигантскими финансовыми потоками из государственного бюджета. Причем ничего нового топ-чиновники не изобретают.

Например, известно, что искусственное создание дебиторской задолженности на государственных предприятиях – это один из многочисленных и легких способов заработать "налево" миллионы гривен, а новые условия проведения большой приватизации, допускающие конкурсы с одним участником и значительные скидки, делают процесс продажи пакетов акций стратегических предприятий в конкретные руки и по самой бросовой цене - совсем управляемым. Пример тому тот же Одесский припортовый завод.

Вот почему крупному политику и бюрократу лучше купить за рубежом и поставить на пост министра "ручного" иностранца или вернуть домой из Лондона инвестбанкира, чем повышать грамотность всего украинского народа. Правда, в последнее время для большинства наших людей, которых в высоких кабинетах считают "серыми и убогими", экономическое образование и финансовая грамотность стали выходить не только на первый план, это еще нравственный и интеллектуальный вызов для нас за подлинный облик наших детей и внуков.

И теперь главный вопрос, как скоро мы сможем остановить процесс создания в Украине самого неудачного типа капитализма? Выборы-2019 в этом чем-то помогут?

Александр Гончаров

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>