banner banner banner banner

Этот фонд - все, несите новый. Как власти будут бороться с коронавирусом, когда деньги на борьбу с ним закончатся

Этот фонд - все, несите новый. Как власти будут бороться с коронавирусом, когда деньги на борьбу с ним закончатся
112.ua

Анна Пешкова

Журналистка

Попробуйте решить простую задачку. У вас есть 65 миллиардов гривен и страна, затаившая дыхание в ожидании пандемии. Спустя два месяца активной борьбы с коронавирусом у вас остается ни много ни мало - 10,7 миллиарда. Хватит ли этих денег до конца года, учитывая, что Минсоцполитики уже просит вас за их счет профинансировать пенсии?

Даже младшеклассник скажет вам, что денег не хватит. А тот факт, что по состоянию на 1 июля распределено было лишь 19 миллиардов гривен, а уже через неделю - 54, добавляет масла в огонь. Пользователи соцсетей уже активно предлагают властьимущим поискать потраченные на борьбу с коронавирусом деньги в своих карманах.

Новости по теме

"Фонд потратили на лечение мышей, которые съели стратегические запасы зерна и закусили масками", - иронизирует один из них.

Однако не все столь однозначно. Давайте разбираться, действительно ли в "коронавирусном фонде" "мышь повесилась".

В отчете правительства речь идет только о распределении средств. Да, денег в фонде уже почти не осталось, но они пока лишь ушли по ведомствам. Простой пример: финансы на строительство дорог из фонда решили направить в конце июня, а в начале июля чиновники отчитались о том, что они были распределены. На то, чтобы освоить их, явно нужно больше времени. Так что бить тревогу пока рано.

А вот сама по себе приоритетность распределения средств не зря вызывает праведный гнев украинцев. Половина финансирования была направлена на "Большую стройку" и в сотни раз превысила траты на аппараты искусственной вентиляции легких. Необходимо ли было в разгар пандемии выделять 35 миллиардов гривен на дороги, если этого не хватит и для того, чтобы сделать десятую часть необходимых работ (на капитальный ремонт необходимо 350 миллиардов)?

Представители бизнеса, которые во время жесткого карантина уплатили налоги в бюджет наперед, были убеждены, что финансирование пойдет на социальную сферу. Несколько десятков миллиардов на дороги - это капля в море, которой с лихвой хватило бы, чтобы обеспечить надбавки медикам Украины пожизненно.

Минфин Украины

Инвестиции в дороги оказались среди расходов фонда не просто так. Они должны были привести к созданию новых рабочих мест. Но спасает ли такой подход от безработицы на самом деле? В ответе на запрос 112.ua идет речь о том, что до 9 июня в дорожных работах трудоустроили лишь 3,5 тысячи безработных из полумиллиона зарегистрированных в  Госслужбе занятости. Несмотря на такие показатели, власти все еще верят, что финансирование "Большой стройки" даст стране порядка 150 тысяч вакансий.

Экономический эксперт Олег Пендзин говорит, что деньги пока поделили только формально, и этот передел всегда можно изменить в зависимости от ситуации. Но в том, что такой передел действительно произойдет, есть большие сомнения. На дорожных миллиардах гривен сотни миллионов неизбежно "закатываются в асфальт".

Мало того, что на целевые нужды выделено в 15 раз меньше, чем на дороги, с осваиванием этих средств не спешат. Зеленский отчитывался о том, что в Украине по состоянию на 18 июня больницам не хватает 15% необходимого оборудования, 16% персонала. У каждого четвертого медика нет достаточного количества необходимых средств защиты, медучреждения обеспечены ими лишь на 73%. И это - спустя 4 месяца борьбы с коронавирусом.

Тесты на коронавирус, для которых используется метод иммуноферментного анализа, вообще длительное время не закупались по упрощенной процедуре, а когда начали закупаться, то граждан попросили за них заплатить. За тест приходится отдавать от 200 до 300 гривен, в зависимости от региона.

На доплаты врачам и правоохранителям выделили 2,7 миллиардов гривен, но во многих регионах никто из медиков надбавок так и не увидел. Ответственность за это, как водится, возложили на местные власти и главврачей, которые якобы тормозили процесс. Хотя на самом деле постановления о 300% надбавках, в принципе не существовало. В своих решения главврачи могли руководствоваться только кабминовским приказом многолетней давности о почасовых надбавках в 200%.

Из-за промедления не хватает аппаратов ИВЛ: на каждую реанимационную кровать у нас всего 0,7 аппаратов искусственной вентиляции легких вместо 2. Некоторые же медучреждения, наоборот, настолько спешили с закупками, что приобрели ИВЛ по заоблачным ценам из-за облегченной процедуры конкурса. Нам еще предстоит услышать результаты аудита этих трат, который премьер-министр запросил у Минфина. Анализ тендеров на Prozorro подсказывает, что данная проверка вскроет много любопытного. Например, то, что Кировоградская область закупала аппараты ИВЛ в 2,5 раза дороже их средней стоимости. Каждый третий аппарат, который получила Киевская клиническая городская больница №17, не работает, каждый второй - вообще не предназначен для лечения коронавируса.

Если же говорить о реальных тратах, то, по данным председателя Счетной палаты Валерия Пацкана, по состоянию на конец июня использовано всего около 4 миллиардов. Из них примерно 2,4 - направлены в медучреждения. То, как распределяются средства, выделенные непосредственно на здравоохранение, можно также промониторить на сайте: public.tableau.com.

Что, если распределенные средства все-таки будут неэффективно потрачены, и, вместо качественных защитных костюмов, к примеру, вновь будет закуплено марлевое "нечто"?

Из открытых источников

На исправление этих "ошибок" и закупки в случае второй волны пандемии в коронавирусном бюджете средств уже не останется.

Экономический эксперт Олег Пендзин уверяет: наличие специального фонда - это условность, и деньги у государства найдутся "извне".

"Деньги можно будет направить извне фонда. Представьте: у вас в кошельке тысяча гривен. Условно 100 гривен вы решили выделить на покупку новой футболки. Пришли вы в магазин, померяли их три штуки и оказалось, что каждая из них вам невероятно идет. Разве вы откажетесь от покупки? Вы лучше ограничите себя в чем-то еще", - объясняет он.

Однако Пендзин не верит, что дойдет до секвестра бюджета, то есть до сокращения его расходной части. Эксперт напоминает: Украина недавно задорого продала отель Днепр. При секвестре бюджета доходы по приватизации с 12 миллиардов снизили до 5. Теперь Фонд госимущества в два раза превысил ожидания от соответствующих поступлений. Кроме того, спасти ситуацию может смена курсовой политики Нацбанка.

Исторически в стране происходит курсовая чечетка на граблях - в смету казны закладывает гривна дешевле своих фактических показателей. В бюджете систематически зияет дыра, ведь именно к стоимости нацвалюты привязаны налоговые поступления. В прошлом году, к примеру, бюджет недополучил 120 миллиардов гривен.

Однако теперь к рулю Нацбанка пришел Кирилл Шевченко. Экономисты сходятся во мнении: у кандидатуры президента взгляды кардинально отличаются от взглядов его предшественника и полностью сходятся с позицией главы страны относительно курсовой политики. Владимир Зеленский же считает, что фактическая цена гривны должна совпадать с заложенной в бюджет.

"Президент наконец выстроил финансовую вертикаль власти, взял на себя ответственность за курсовую политику. Шевченко наверняка предварительно имел разговор с Зе, а президент понимает, что курс доллара должен быть обоснованным как минимум для роста промышленности, о чем он сам заявлял. К слову, промышленностью тоже наконец занялись, что добавит поступлений в бюджет", - говорит исполнительный директор "Экономического дискуссионного клуба" Олег Пендзин.

Новости по теме

Эксперты предполагают масштабную эмиссию гривны. Проще говоря, деньги могут просто напечатать. НБУ даст кредит коммерческим банкам. Банки на эти средства закупят выгодные ОВГЗ, облигации внутреннего госзайма, и напечатанные НБУ деньги перекочуют в бюджет. Явление эмиссии ассоциируется с негативом, хотя само по себе оно и не плохое, и не хорошее. Важно лишь то, на что конкретно пойдут "нарисованные" деньги.

Если бы они пошли на инвестиционные проекты, это было бы позитивно для страны. Но, вероятнее всего, это как раз будут социальные коронавирусные платежи, что приведет к росту цен. Все просто: объем товарной массы не меняется, а денег в системе становится больше. Инфляция тоже приведет к тому, что бюджет будет выполняться. В проекте сметы страны она заложена на уровне 9%, а в реальности составляет лишь 3%. Данный показатель влияет на подсчет налоговой базы.

Так что деньги под новый коронавирусный фонд найдутся. Однако вряд ли стоит ждать официального его формирования в предвыборный период. Это лишь актуализировало бы дискурс о том, что финансирование предыдущего фонда ушло, как вода в песок.

В бюджете есть и другие статьи расходов, которые фактически являются антикоронавирусными, но к фонду не относятся. Обозначить их можно и без привязки к Covid-19, что позволит использовать деньги за пределами этого фонда и не потерять электоральные баллы перед выборами.

Фактически, у "коронавирусного" фонда нет границ. Чиновникам еще осваивать-не переосваивать. А если вдруг придется бороться со второй волной пандемии, побеждать вирус будем ездой по ровным дорогам, повышая уровень гормона радости в организме.

Анна Пешкова

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 

 

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>