Европа до сих пор разделена на две системы ценностей

Европа до сих пор разделена на две системы ценностей
Фото из открытых источников

Neue Zürcher Zeitung

Швейцарская газета

Оригинал на странице Neue Zürcher Zeitung

Спустя 30 лет после падения Берлинской стены и 14 лет с начала экспансии ЕС на Восток установки, ценности и менталитет жителей континента по-прежнему делятся на восточные и западные. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного американским исследовательским центром Pew, специализирующимся на социологии и исследовании трендов. В центре исследования — отношение к религиозным и сексуальным меньшинствам, а также связь между религией и национальной идентичностью в 34 странах. В исследовании приняли участие 56 тыс. человек.

Италия находится на Востоке

"Вы были бы готовы принять в члены семьи мусульманина или еврея?" Больше половины опрошенных восточных европейцев ответили на этот вопрос отрицательно. В Западной Европе реакция, напротив, положительная. Интересны два показателя. Только 43% итальянцев (которые причисляются к Западу) готовы принять в семью мусульманина. В восточноевропейской Хорватии этот показатель составляет 57%. Примечательно, что Испания и Португалия, как и Италия, католические и южные страны, в данном вопросе заняли намного более открытую позицию. В этой связи, видимо, неслучайно, что популистское правительство Италии по миграционному вопросу придерживается позиции, которая ближе к негативной восточноевропейской позиции Венгрии и Польши, чем к позиции ее соседей.

Западные европейцы, скорее, приняли бы в члены семьи еврея и мусульманина

В целом Европа более толерантна к евреям, чем к мусульманам, за исключением Боснии, где, скорее, примут в члены семьи мусульманина, чем еврея (Босния — наполовину мусульманская страна, вопрос задавался только немусульманам). Наименее положительно к представителям обоих меньшинств относятся в Армении. Наиболее положительно — в странах Скандинавии, в Голландии и Бельгии.

Для восточных европейцев религия в большей степени является частью национальной идентичности, чем для западных европейцев

Отношение к религиозным меньшинствам связано во многом с тем, как страна понимает свою идентичность. Как выяснилось, чем важнее роль религии в национальном самоопределении, тем больше дистанцированность от представителей других религий. И здесь наблюдается четкое разделение на Запад и Восток. Прежде всего в православных обществах с национальными церквями (Россия, Украина, Румыния, Греция, Сербия), где религия является значительной составной частью нации. Однако то же самое касается и католической Польши. Но в подобных масштабных опросах нельзя проследить за тем, что религиозный аспект тем самым приобретает иное качество. Восточные европейцы не просто более набожные. Религиозная практика (посещение богослужений, церковные праздники) определяет в меньшей степени индивидуальное отношение к Богу, а в большей степени — принадлежность к национальному коллективу.

Шовинизм бедных и богатых

Это демонстрирует конфликт между Русской православной церковью и Украинской православной церковью. В центре оказались не религиозные вопросы, а стремление к национальной самостоятельности. Но не всегда отрицание иноверцев должно сопровождаться "государственной религией". В протестантских балтийских странах и Чехии религия имеет небольшое значение для нации. И все же там как можно меньше хотят иметь дело с мусульманами. Сильный отход от христианской веры (чаще всего среди протестантов) наблюдается в Норвегии, Нидерландах и Бельгии. Почти одна треть респондентов заявили, что хоть они и были воспитаны в христианской традиции, но больше не чувствуют свою христианскую принадлежность.

"Наш народ не идеальный, но наша культура превосходит другие". При помощи этого утверждения исследователи попытались измерить "культурный шовинизм" среди европейцев. Большинство согласившихся с таким утверждением проживает в Греции (89%), Грузии (85%) и Армении (84%). В России, Румынии, Болгарии, Боснии и Сербии показатели составили от 65 до 69%. Болгарский политолог охарактеризовал результаты опроса как "компенсаторный национализм бедных". Как же он интерпретировал тогда тот факт, что Норвегия и Швейцария считают, что их культура превосходит другие (58% и 50%)? Скромнее в оценках оказались Бельгия (23%) и Испания (20%).

Менее неожиданным стал сильный разрыв в отношении к однополым бракам. Они не легализованы в восточноевропейских странах, и, за исключением Чехии и Словакии, к ним большинство относится отрицательно (59% в Польше, 90% в России). Либералы на Востоке и Западе надеялись, что консервативная позиция многих восточных европейцев по общественно-политическим вопросам станет другой со сменой поколения, ростом экономики и более активными путешествиями за рубеж. Но, похоже, это не так. При сравнении ответов респондентов младше 35 лет и более старшего возраста существенных отличий не наблюдается. Молодые респонденты придерживаются мнения, сформировавшееся у них благодаря старшему поколению. Это касается и Запада, за исключением Италии, где толерантность по отношению к мусульманам среди молодежи существенно выше (56%), чем среди старшего поколения (43%).

Различия чрезмерно подчеркиваются

Касательно абортов, которые были легализованы везде, за исключением Польши, картина является менее поляризованной. На Западе возможность легального вмешательства одобряется большинством даже в таких традиционно католических странах, как Италия (65%) и Ирландия (66%). На Востоке ситуация несколько отличается — от активной поддержки в Чехии (84%) или Болгарии (80%) до преимущественного неприятия в Польше, России и Украине (от 50% и выше).

Поскольку опрос затрагивал такие жизненные сферы, которые на Западе претерпели сильные изменения за последние 50 лет (аборты, однополые браки), контраст между Западом и Востоком, вероятно, чрезмерно подчеркивается. Так же и роль восточных церквей во время и после падения коммунизма в общем не позволяет проводить простые сравнения религиозности на Востоке и Западе. Если бы исследователи спросили об отношении к государственным институтам, поддержке разделения властей или неравенству, различные позиции оказались бы сильнее распределены по континенту.

Андреас Эрнст

Перевод ИноСМИ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров