"Зеркало недели. Украина"

Минфин последовательно наращивает государственный долг Украины, который в августе текущего 2017 года вырос до 1 958,37 млрд грн (в эквиваленте 76,56 млрд долл., тогда как по итогам прошлого 2016 года уровень ВВП едва перевалил за 93 млрд долл.). Также стала особой приметой последних недель девальвация гривны, продолжая ускорять рост потребительских цен. В то же время Кабмин по-быстренькому превращает страну в сырьевой придаток, а мы с завидным упрямством пытаемся встроиться в систему Евросоюза, объединяющую страны только с качественными экономиками. Зато у себя дома, как в первый год независимости, лишь болтаем об экономических реформах и живем, как на стройке.

Новости по теме: Общий госдолг Украины в августе вырос до 76,56 млрд долларов

В этой связи хотел бы напомнить, что мы давно вступили в ВТО, объединяющую более 150 стран, на которые приходятся более 95% мировой торговли. Но кто от этого выиграл? Украина? Нет, так как выигрывают от членства в ВТО только те страны, у которых конкурентоспособные политические и экономические системы. Вот и 1 октября текущего года, как известно, вступили в силу автономные торговые преференции ЕС для Украины. И что? В Кабмине, конечно, по этому поводу снова зазвучали хвалебные речи для малообразованной публики.

А на самом деле нам предоставили дополнительные нулевые тарифные квоты лишь для украинского меда (2,5 тыс. т), кукурузы и кукурузной муки (650 тыс. т), ячменя и ячменной муки (350 тыс. т), пшеницы и пшеничной муки (65 тыс. т), а также на ячменную крупу (7,8 тыс. т), овес (4 тыс. т), обработанные томаты (3 тыс. т) и виноградный сок (500 т). Это то, без чего сама Европа не может жить. А вот где нулевые квоты на товары машиностроения, металлопродукцию и прочее? И уже трудно скрывать тот факт, что для западных инвесторов украинский рынок всё больше становится второразрядным и неинтересным.

Новости по теме: В ЕС опубликовали решение о торговых преференциях для Украины, документ вступит в силу 1 октября

Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что отдельные высокопоставленные чиновники как будто бы держат всех за безмозглых идиотов, проедая и раскрадывая примитивными схемами благополучие не только наших детей, но уже и внуков. Судите сами. Если еще была надежда на торжество здравого смысла и справедливости, когда 9 августа этого года Кабмин отменил решение о репрофайлинге облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) в портфеле Нацбанка, то 4 октября, как снег на голову, прозвучало на заседании КМУ сообщение о том, что правительство В. Гройсмана вдруг одобрило операцию по репрофайлингу ОВГЗ в портфеле НБУ.

Напомню, на данный момент в этом портфеле находятся ОВГЗ на сумму 361 млрд грн! Кабмин утвердил выпуск долгосрочных и долгосрочных инфляционных ОВГЗ на сумму 219,563 млрд грн! Облигации будут выпущены 40 отдельными выпусками, погашаться будут с 2025 по 2047 год. Ставка купона по облигациям с погашением с 2025 по 2035 год составит от 8,12% до 11,3% годовых, купонный период - 6 месяцев. От этих огромных и беспристрастных цифр такое ощущение, что финансовые власти работают так, будто бы завтра уже не будет. Ко всему этому еще и последние сомнения насчет готовности отдельных политиков поскорее свалить отсюда развеялись, как туман в солнечное утро, когда 4 октября на заседании Кабмина члены правительства вдруг одобрили ранее "запрещенный" законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс о налоге на выведенный капитал". 

Новости по теме: Кабмин одобрил законопроект о налоге на выведенный капитал, внедрят его поэтапно

Основная новация данного проекта закона Украины – это замена налога на прибыль на налог на выведенный капитал, предусматривающий налогообложение распределенных дивидендов или приравненных к ним платежей, а также отказ от налога на репатриацию. При этом ставка налога на выведенный капитал должна составить 15% при оплате дивидендов юрлицу-нерезиденту либо физлицу. Для приравненных к дивидендам платежам ставка составит 20% (выплаты по процентам, договорам страховки и т.д.).

"Хотим четкие расчеты, чтобы не нарушить макроэкономическую стабильность", – лукаво отметил тогда на заседании Кабмина Владимир Гройсман, также подчеркнув, что возможные потери госбюджета могут оцениваться в объеме до 40 млрд грн (от себя добавлю, если будет массовый исход, можно смело добавлять еще один ноль к этой огромной цифре). А в Украине, соответственно, останутся зицпредседатели Фунты, которые будут отправлять "отбеленные" гроши своим хозяевам в различные иностранные юрисдикции. Да, к этому все и идет. И в этой связи сам часто задумываюсь, что, видимо, давным-давно настало время менять наши институты, а не только исполнителей.

Новости по теме: Украина получила 1,32 млрд долл. от размещения еврооблигаций

Но, чтобы это делать, нужно иметь огромную политическую волю. Ведь институты – это целая система правил, если их изменять – это значит нарушать сложившиеся годами балансы и договоренности, ущемляя чьи-то интересы. Правда, путь к конечной цели у нас не бывает прямым. В Украине он неизменно проходит через майданы. Сколько их еще будет? При этом в нынешнем социально-экономическом положении все гораздо сложнее. Как в известном высказывании классика, нужно найти ключевое звено и вытащить всю цепь. У нас же не то, что нет такого звена, потянув за которое можно вытянуть всю цепь, вообще многих звеньев не хватает в экономической системе Украины.

Так, не хватает у нас, во-первых, современного внутреннего рынка совместного инвестирования, который бы связывал реальный сектор экономики с прямыми инвестициями; во-вторых, государственной промышленной политики развития ведущих отраслей; в-третьих, законодательного обеспечения долгосрочной стратегии развития организованного биржевого рынка и рынка деривативов; в-четвертых, механизмов персональной ответственности за управление бюджетными деньгами. И, наконец, куда ни кинь, всюду риски социальных волнений.

Если уж начистоту, то мы показали всему миру, что долговая дыра и некомпетентные финансовые власти делают со страной. А после событий на прошлой неделе под куполом Верховной Рады уже и наши западные партнеры стали опасаться развития Украины по еще более драматичному сценарию. Так что же делать? И далее девальвировать гривну, подстегивая экспорт, или укреплять гривну, борясь с высокой инфляцией? Да и без денежной закачки и увеличения налоговой нагрузки вряд ли удастся решить наши долговые проблемы и выплатить всем новые пенсии. Плюс эксперты постоянно напоминают о приближающейся экономической пропасти.

Новости по теме: Дорого и еще дороже: Какие продукты и услуги дорожают из-за девальвации?

Особенно те, кто, возвращаясь из регионов в Киев, утверждают, что есть, чего опасаться, и предлагают наконец-то оставить иллюзии, что мы сможем вернуться к докризисной социально-экономической ситуации. Ну, а бизнесу нужно адаптироваться к низким темпам и даже падениям макроэкономических показателей. Ведь Кабмин и далее будет понижать реальные зарплаты, а также перекладывать стоимость налогов в цены. Таковы наши горькие реалии, и пока у нас нет, к сожалению, других более профессиональных управленцев.

Александр Гончаров

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua