"Формула Штайнмайера" vs "Формулы Зеленского". Реальная дипломатия или смелая фантазия?

"Формула Штайнмайера" vs "Формулы Зеленского". Реальная дипломатия или смелая фантазия?
Администрация президента

Алексей Буряченко

Политический эксперт

"Формула Штайнмайера" – это тот документ, который уже давно лежит на "дипломатическом столе" участников "нормандского формата".

Предложена она ("формула Штайнмайера") министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером как дорожная карта, или пошаговый план урегулирования конфликта на Донбассе.

Этот план/формула предусматривает одновременное выполнение как части безопасности, так и политической части минских договоренностей, то есть не сначала мир и контроль Украины над своими территориями (границами), а потом отдельный статус и выборы, а все сразу (это если максимально кратко отразить содержание).

Киев игнорировал "формулу Штайнмайера" и называл ее несовершенной и опасной, настаивая, что сначала должно состояться возвращение контроля над границей, а уже потом выборы и особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые сейчас находятся под контролем боевиков "ДНР" и "ЛНР".

Прошло время, голосов в парламенте для реализации минских договоренностей у прошлой власти не было, ведь необходимы были изменения в Конституцию Украины (300 голосов). Поэтому вопросы об алгоритме, дорожной карте или порядке выполнения "Минска-2" объективно отложили, а фактически заморозили, до окончания досрочных выборов в ВРУ.

Ситуация на сегодня. У президента Украины почти конституционное большинство в ВРУ, формируется новый состав КМУ и состоялся долгожданный обмен военнопленными. Что же дальше?

Новости по теме

А вот теперь напомним об общении Путина и Макрона 8 сентября и попробуем спрогнозировать дальнейшие последствия.

Да, Владимиру Путину необходимо показывать динамику Минского процесса и желательно в алгоритме "формулы Штайнмайера" – это та "мутная вода", которая позволит максимально быстро и на условиях РФ закончить конфликт на Донбассе в том виде, в котором он есть сейчас, и перевести его в совершенно другой формат, в котором уже не будет фигурировать РФ, но об этом чуть позже.

Макрону как "новому лидеру объединенной Европы" необходимо политическое и экономическое сближение с РФ, на чем он неоднократно публично акцентировал последнее время.

О противостоянии Макрона и Трампа за сферы влияния, пока слабой позиции Великобритании, в связи с затяжным Брекситом, и абсолютно инертной Германии писали уже, наверное, все уважаемые СМИ, и повторять их я не буду.

Учитывая изложенное, понятно, что позиции Путина и Макрона сейчас максимально близки и конструктивны между собой. И да, политически-имиджевый вопрос максимального "отбеливания" РФ для Макрона является тактическим приоритетом сегодня.

Для этого необходимо максимально быстро реализовать план/формулу по окончанию конфликта на Донбассе, а других планов/формул кроме "формулы Штайнмайера", к большому сожалению, на сегодня на "дипломатическом столе" "нормандской четверки" нет.

Также необходимо отметить, что недавно (03.09.2019 года) новый министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко сообщил, что саммит в "нормандском формате" на высшем уровне должен состояться до конца 2019 года. А учитывая последние настроения официальной и неофициальной Франции, встреча может произойти даже в ближайшее время (позиция министра иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан от 9 сентября 2019 года).

Что делать? Времена меняются, и политические векторы в мире не исключение. Украине нужно постоянно держать "нос по ветру" и решительно отвечать на новые дипломатические и политические вызовы.

Реальным и выгодным для Украины выходом из сложившейся ситуации может стать акцентирование и вступление в "нормандский формат" США и Великобритании, тем самым превратив его в Будапештский, поскольку тогда в значительной степени изменится баланс геополитических интересов.

Великобритания и США не так положительно относятся к "газовым отношениям" между РФ и Францией, а Германия в такой конфигурации и подавно сможет снова "перетянуть одеяло" лидерства объединенной Европы.

В любом случае необходимо пересматривать давно устаревший "Минск-2" на "Минск-3", или "Лондон-1", и на это у новой команды Зеленского есть все аргументы! Новый президент, новый парламент, новое правительство и совершенно не действующая "Минская формула".

В интересах всех сторон необходимо наработать новый действенный минский формат, а в противовес "формуле Штайнмайера" на "дипломатический стол" "нормандской четверки" положить "формулу Зеленского" как лидера с рекордной среди всех стран Европы поддержкой людей!

Что должно быть в этом "новом формате", понятно: возвращение людей и территорий. А вот как именно и на каких условиях, этот вопрос я оставлю открытым, давая максимальную широту возможностей для наработок новой команде Зеленского.

Отмечу только одно: любой предложенный план/формула будет на 100% прецедентом международного права, а значит, требует максимально взвешенного и стратегического подхода с привлечением максимального количества авторитетных сторон для беспрекословного учета позиций устойчивой политики мира в мире (обеспечение и установление мира), уважения границ (территориальной целостности) и возможности самоопределения наций.   

Алексей Буряченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>