banner banner banner banner banner

Генералы без армии: Почему возобновление СЭС не остановит коронавирус

Генералы без армии: Почему возобновление СЭС не остановит коронавирус
Из открытых источников

Александр Овчаренко

Экс-заместитель начальника Госпродпотребслужбы Киева

Назначение главного санитарно-эпидемиологического врача и возрождение в режиме пожарной срочности СЭС не восстановит потенциал, который был растрачен с 2014 года. Для того чтобы должность и служба работали эффективно, понадобится не менее 3-5 лет.

Идея власти восстановить ликвидированную в 2014 году СЭС однозначно правильная, но делать это нужно было еще раньше, а лучше всего было бы СЭС вообще не ликвидировать (в 2014-2015 гг.), а реорганизовать в другом направлении. Действительно, имело место то, что некоторые функции СЭС дублировали функции ветеринарной службы в части безопасности пищевой продукции, и службы по очереди загоняли бизнес в угол: то приходили ветеринары и отбирали мясо, требуя выполнения прописанных в законодательстве норм, то появлялась СЭС и уже отбирала готовые продукты, предъявляя свои требования, которые были в предписанных им документах, которые на тот момент частично дублировали ветеринарные. Но ликвидировать обе службы, видимо, было легче, нежели реформировать.

Новости по теме

В составе СЭС до ее ликвидации были эпидемиологи, специалисты в области гигиены. В случае обращения родителей на токсичный запах в помещениях школы после ремонта СЭС могла прийти и сделать заключение в отношении качества материалов, применявшихся для ремонта. Если содержание фенолов и формальдегидов в материалах, которые были использованы, действительно было превышено, у этой службы был инструментарий воздействия на ситуацию. Безусловно, некоторым чиновникам СЭС со временем больше понравилось направление отбора проб пищевых продуктов, изготовленных, к примеру, субъектами ресторанного хозяйства. Но это другой разговор…

Поэтому хотелось бы предостеречь тех, кто сейчас будет проводить реформы и возрождать СЭС, от ошибок прошлого. Не стоит передавать новой СЭС те функции, которые касаются качества и безопасности пищевых продуктов и уже закреплены за Госпродпотребслужбой. Во всем цивилизованном мире контроль пищевой продукции "от поля до стола" закреплен за специалистами ветеринарной медицины. Ветеринарный доктор, как это и было до 2014 года, не только должен делать прививки и осматривать КРС, но и должен быть компетентен в вопросах безопасности растений, посеянных на сельскохозяйственных полях, знать, какие минудобрения вносились. Не было ли на полях, которые пошли в обработку захоронений животных, погибших от опасных заболеваний, например, от той же сибирской язвы. Ведь до 40-х годов прошлого века, к примеру, до появления нормы закона, обязывающей сжигать трупы погибших животных, их хоронили. И потом все случаи сибирской язвы были, как правило, связаны с местами этих захоронений. Даже в тех местах, где больных животных закапывали на глубине более двух метров, споры смертельной болезни могут выйти на поверхность с корнями, червяками, живущими под землей насекомыми. Даже через 100 лет после захоронения. И только ветеринарные врачи владеют этой информацией. Только они имеют доступы к эпизоотологическим картам.

Ветеринарные врачи могут квалифицировать безопасность мяса животных в зависимости от применения тех или иных антибиотиков или вакцин.

СЭС должна забрать те функции, которые Госпродпотребслужбе не свойственны. У нас была очень мощной и ветеринарная служба. Но если сравнивать тот потенциал, который мы имели в 2014 году, и тот, который имеем сейчас, можно констатировать одно: ветеринарную службу в 2014 году успешно похоронили, как и СЭС.

В ходе "реформ", которые проводились в 2014-2016 гг., рационального распределения функций между службами не произошло. Наоборот! В основе проводимых реформ была заложена лишь цель ликвидировать СЭС. Это было ошибкой. Но в таком виде, будем честны, реформаторы с задачей успешно справились!

А по-хорошему, не эта цель была главной. Условием задачи было не "уничтожить", а с умом перераспределить.

Новости по теме

На деле вышло так, что функции, которые должны были выполнять врачи СЭС, в результате опять-таки успешной ликвидации были переданы созданной в 2016 году Госпродпотребслужбе. В то же время лабораторный контроль, без которого эффективное выполнение этой функции невозможно, был передан Министерству здравоохранения. Вышло так: забирайте (на мизерные 1,5-2 тыс. грн зарплаты) специалистов, а лаборатории, в которых они могли бы подтверждать свои заключения, оставьте МЗ. И таким образом всю систему, которая была цельной и иначе не могла работать, просто развалили. Одно дело – устные опросы (сбор анамнеза), которые на местах проводили специалисты, и совсем другое - мазки, образцы для лабораторных исследований и обследование контактных людей. Цепочка была разорвана.

Но что самое важное! С ликвидацией СЭС утратили силу и все подзаконные акты, которыми эта служба руководствовалась. В качестве альтернативы ничего не было создано. В связи с этим, даже если инспекторы выходили на обследование объектов, они могли ссылаться на нормы, которые уже не действовали. Если они писали предписания, субъекты хозяйствования в силу отсутствия законодательной базы, которая бы определяла последствия за неисполнение принципов, могли их не исполнять. И они это и делали! Они с легкостью оспаривали предписания в судах. Да даже до суда любой грамотный юрист предприятия мог бы сказать: "Я прошу прощения, не заставляйте нас выполнять нормы, которые, согласно закону, уже не действуют".

Сейчас, когда я смотрю по телевизору выступления Ляшко (главного санитарно-эпидемиологического врача, должность которого была возобновлена Кабмином в конце февраля, - ред.), я себе говорю: все верно, но каковы полномочия, которыми располагает этот чиновник? Он ведь не уполномочен законодательством на законодательные ограничения, он не может даже предписания по многим кейсам составить. У него нет армии – санитарных врачей на местах.

Виктор Ляшко Из открытых источников

Лично я, много лет проработав в ветеринарной милиции, в органах Госпродпотребслужбы, вижу перед собой грамотного санитарного врача, который ведет разъяснительную работу для населения. И, наверное, населению легче от того, что человек в должности санитарного врача ведет эту работу. Но, следует признать, что механизмами реализации инструментами обеспечения эпизоотологического благополучия этот человек, увы, не обладает. Даже с высоты своей должности (недавно возобновленной, - ред).

Для создания новой законодательной структуры, инфраструктуры, набора и утверждения штата нужно то, чем мы сейчас, перед стоящими вызовами и угрозами, не располагаем, - время! Немалое время. Только на создание структуры и нормативных положений уйдет не менее нескольких месяцев. А на принятие нового закона о функциях СЭС и соответствующих нормативных актов и того больше – не менее года! Но не следует забывать и о том, что специалисты ликвидированной СЭС уже хорошо трудоустроены в бизнесе… Для того чтобы они вернулись на зарплаты и условия на госслужбе, я даже не знаю, какими должны быть эти зарплаты и условия. Ведь у этих людей есть семьи!

Тогда, в 2014 году, когда их разогнали, им было страшно уходить… А сейчас будет страшно возвращаться, если сравнивать то, что им может предложить государство, и то, что они имеют сейчас.

Набирать и обучать новых специалистов неоткуда. В Украине закрыт факультет подготовки санитарно-эпидемиологических врачей. Даже если его сейчас в срочном порядке возродят, понадобится не менее минимум 3-5 лет. Именно в такой срок, несмотря не все усилия, возобновить эффективную работу новой СЭС, увы, не удастся.

Александр Овчаренко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>