"Герой моего времени": сломанный механизм большого города

Фильм, который предлагает с улыбкой посмотреть на трудности и парадоксы украинской реальности

"Герой моего времени": сломанный механизм большого города
"Герой моего времени" "Артхаустраффик"

Антон Филатов

Журналист, кинокритик

Фильм, который предлагает с улыбкой посмотреть на трудности и парадоксы украинской реальности

Стартовал прокат украинской комедии "Герой моего времени", которая с грустным юмором показывает социальные проблемы нашего общества. В главном герое этого фильма себя узнает каждый, кто хотя бы раз приезжал в большой город в поисках новой жизни. 

Эта картина крупным планом показывает пестрый кошмар базарной мишуры, милую вульгарность провинциалов, а также карнавал невежества в нашем социуме. Обычно все эти проблемы вываливаются на экраны в формате "чернухи", которая пугает зрителя свинцовой социальной депрессией. Однако режиссер Тоня Ноябрева предлагает взглянуть на недостатки нашей реальности с улыбкой.

В центре сюжета "Героя моего времени" находится парень Жорик, который приехал в Киев из провинции. Он хочет найти хорошую работу, которая бы и денег принесла, и поспособствовала в личном развитии. Он торгует шариками на базаре, но при этом мечтает о высокооплачиваемой солидной работе. Он хочет навести порядок в подъезде своего дома, но при этом не может добиться от соседей и ЖЭКа элементарной чистоты. Он стремится в общество успешных и благополучных людей, но по вечерам пьет пиво со знакомыми, у которых банальные интересы и примитивные ценности. А когда жизнь подбрасывает ему шанс приблизиться к высшему обществу, то оборачивается эта возможность обидным разочарованием.

Фильм наполнен очень интенсивным символизмом. Например, в кадрах ленты постоянно мелькают лестницы: наземные переходы, эскалаторы ТЦ, лестничные клетки в подъезде, и ступенчатые круги ада в государственных учреждениях. По этим ступенькам постоянно мечется главный герой, всячески пытаясь пробиться на верхушку социальной лестницы. Но сколь бы целеустремленно Жорик не стремился вверх – в результате он постоянно скатывается вниз.

Еще один хлесткий символ кроется в глянцевом желто-голубом плакате с надписью "Україна – це Європа". Он наклеен на опору моста, под которым бедные старики продают плетенные корзинки и продукты, а рядом стоит ларек, в котором главный герой регулярно затаривается пивом. Высокопарный лозунг этого постера звучит сразу в нескольких эпизодах фильма и некоторые герои реагируют на него резко и насмешливо: "Та, какая мы Европа! " А в один из кульминационных моментов картины этот уже изрядно потрепанный постер, как дешевая декорация, отвалится от грязной серой стены, став частью очередной кучи с мусором, с которыми так и не удалось справиться главному герою.

"Герой моего времени" "Артхаустраффик"

Сквозной образ всего фильма – шарики. На экране они появляются и как аллегория надувательства (обмана). И как намек на мыльные пузыри иллюзий о лучшем мире. И как олицетворение всех безрезультатных усилий главного героя добиться успеха в городе. Три месяца, которые Жорик провел в Киеве, были переполнены суетой, но в результате не принесли никакого конкретного результата. А самый эмоциональный эпизод фильма снят сквозь порванный целлофан, как сквозь лопнувший мыльный пузырь надежд и мечтаний главного героя.

В творчестве режиссера Тони Ноябревой это первая полнометражная картина. Фильм вырос из ее короткого метра "День независимости", который несколько лет назад победил в национальном конкурсе киевского кинофестиваля "Молодость".

Ленты Ноябревой представляют из себя емкие и точные высказывания о нашей грязноватой, неблагополучной и немного комичной (как и все парадоксальное) реальности. Именно своей правдой жизни ее кино и отличается от многих других отечественных фильмов, которые фальшиво приукрашивают украинскую реальность.

В лентах этого режиссера чувствуется лукавая гоголевская усмешка над нашей реальностью. Ноябрева показала наш мир как бы игрушечным. На улицах Киева в ее картине постоянно блуждают люди в костюмах покемонов, попугаев, суши и пиццы. Этот немного сказочный мир царит не только среди тех, кто раздает рекламные брошюры на перекрестках, но и в богемном обществе, где посетители музея современного искусства претенциозно прохаживаются в нарядах с головами драконов.  

В "Герое моего времени" часто показываются улицы Киева, на которых в какой-то парадоксальной гармонии сосуществуют стеклянные высотки и брезентовые торговые палатки, дорогие автомобили и тачки, груженые дешевыми клетчатыми сумками.

"Герой моего времени" "Артхаустраффик"

Среди множества колких реплик о нашей реальности, в этом фильме встречается наиболее красноречивое высказывание о коррупции в Украине. Когда главный герой попадает в полицейский участок по лживому обвинению, то закрыть дело удается лишь откупившись взяткой. После этого на экране появляется детская карусель с медведем-полицейским, вокруг которого колесят детские машинки. Таким образом авторы ленты доносят до зрителя идею о том, что коррупция – сродни злой детской игре. Когда каждый, в чьих руках сосредоточено хоть немного власти, заставляет окружающих вращаться вокруг себя, как на карусели.

А в еще одной из сцен картины главный герой мечется по лабиринту музея современного искусства. На фоне при этом звучит писклявая мелодия из компьютерной игры в духе "Супер Марио". Реальность, показанная в фильме, выглядит имитацией здравого смысла. Кажется, что вот-вот на экране появится заветная надпись Game Over и мы вернемся в настоящий мир, где уже не будет всех этих игрушечных людей, странных правил, парадоксальных порядков, бесконечных условностей и постоянной фальши. Однако из мира, показанного на экране, не вырвешься, как из "Матрицы". Потому что это и есть правда нашей жизни. 

"Герой моего времени" предлагает посмотреть на парадоксы нашей действительности с улыбкой, а не со слезами на глазах. А юмор, как известно, дает силы преодолеть любые трудности.

"Герой моего времени" "Артхаустраффик"

Практически всех персонажей в фильме сыграли не актеры, а люди, которые типажно подходили на ту или иную роль. При этом, по словам режиссера, никто из них заранее не учил реплики, а импровизировал прямо в кадре. Однако некоторые фразы настолько колоритны, что не верится, будто они родились спонтанно. Например, одна из наиболее эффектных героинь ленты Марина, флиртуя с Жориком, как-то поделилась жизненным опытом с о своей подругой: "Пхни, Валя, по життю, як та мавпа по пальмі. От вона бачить банан – і пхне".

Один из наиболее красноречивых эпизодов фильма показывает загадочную инсталляцию в музее современного искусства. Она представляет из себя массивную конструкцию с колесиками и шестеренками, между которыми проходит желоб. По нему должен катиться шар. Но какой смысл в том, что шар проходит через всю эту конструкцию? И почему он не приводит в движение установленные здесь шестеренки и колесики? Вместо ответа на эти вопросы остается лишь бессильно разводить руками. Так же, как разводишь руками вместо ответа на вопрос о том, почему Жорик, пройдя по путанным лабиринтам и сломанным механизмам большого города, не достиг никакого результата.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>