Государственное финансирование партий: О чем забыли нам сказать

Государственное финансирование партий: О чем забыли нам сказать
112.ua

Алексей Буряченко

Политический эксперт

Последние дни в украинском политикуме прошли в жарких дискуссиях вокруг "так называемой "формулы Штайнмайера", возможности возникновения нового "Майдана Штайнмайера", дружеской встречи в Житомире с Лукашенко, и, конечно, Трамп, Трамп, Трамп…

А в это время (2 октября 2019 года) в стенах ВРУ состоялось еще одно, как по мне, реально недооцененное событие – депутаты во втором чтении проголосовали "президентский" + неотложный законопроект № 1029 от 29.08.2019 под названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективности институционального механизма предотвращения коррупции".

И чем интересен этот, с первого взгляда, абсолютно рядовой законопроект? А тем, что именно он внес изменения в ЗУ "О политических партиях в Украине", и изменения касались лишь двух статей этого закона – ст. 17(2) и ст. 17(3). Забегая вперед скажу, что это статьи, которые регулируют государственное финансирование партий в Украине!

Вопросы государственного финансирования политических партий (в дальнейшем, ГФПП) - на первый взгляд для избирателя, возможно, один из многих законов, которые не вызывают интерес. Но, как я заметил, это только на первый взгляд. Тема ГФПП очень масштабная со многими глубинными цепями.

Так как именно это позволит в будущем обеспечить политическую устойчивость, стабильность государственных институтов, а самое главное - обеспечит тот нормальный "социальный лифт" человеческого капитала.

Поэтому хочу попросить читателя набраться терпения и дочитать статью до конца, так как в ней освещены очень многие вопросы, которые позволяют понять специфику и философию такой инициативы, как ГФПП. В статье я освещаю такие темы:

  • Что именно изменили народные избранники в ГФПП
  • Исторические аспекты вопроса ГФПП
  • Про деньги, которые получают партии и которые нам не показывают
  • Государственное финансирование политических партий – почему это важно
  • Законотворчество новой ВРУ относительно ГФПП в цифрах
  • Что делать, чтобы избежать политической диктатуры

 Что именно изменили народные избранники в ГФПП

Первое – это изменили (уменьшили) размер единицы, которая ложится в основу формулы государственного финансирования. Такой единицей является размер минимальной заработной платы (МЗП), установленный на 1 января года, предшествующего году выделения средств государственного бюджета. Следовательно изменили с двух сотых (2%) размера МЗП до одной сотой (1%) размера МЗП (ст. 17(2) ЗУ "О политических партиях в Украине").

Второе – подняли процентный барьер для возможности получения государственного финансирования политическими партиями с 2% до 5% (ст. 17(3) ЗУ "О политических партиях в Украине").

Ну вроде же "победа", "переможенька-победная", деньги бюджетные сэкономили, "виртуальные партии" не допустили к "бюджетному корыту", но не спешите… Давайте обо всем и по порядку.

 Для начала немного истории

Желание ввести ГФПП в Украине тянется еще с далекого 2003 года, когда депутаты приняли законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с введением государственного финансирования политических партий в Украине", и вступить в силу он должен был с 2007 года, но так и не вступил…

В 2007 году его действие приостановили, а в 2008 году и вовсе отменили, приняв ЗУ "О государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины".

Новости по теме

И даже после решения Конституционного суда Украины от 22.05.2008 № 10-рп/2008 об отмене незаконного решения, государственное финансирование политических партий так и не было начато, а решение КСУ было проигнорировано и не выполнялось.

Вернулись к вопросу ГФПП через 7 лет, в 2015 году ВРУ приняла ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия коррупции", которым включен отдельный раздел "Государственное финансирование политических партий" в ЗУ "О политических партиях в Украине".

Основными отличиями закона 2015 года стало:

- понижение барьера ГФПП с 4% до 2%, то есть под ГФПП подпадали не только те политические партии, которые преодолели 5% барьер и вошли в состав ВСУ, а и те, которые набрали 2% голосов избирателей;

- начало так называемого "гендерного бонуса" в виде 10% от ежегодного объема государственного финансирования (ст. 17(5) ЗУ "О политических партиях в Украине"), и получают этот "бонус" в пропорциональных частях те политические партии, которые имеют право на государственное финансирование по результатам выборов, и число лиц одного пола в "списке", которые прошли в состав парламента, не превышает 2/3.

К слову, по результатам досрочных выборов в ВРУ настоящий "бонус" получат 2 партии: "Европейская солидарность" и "Голос".

Есть конечно и целый ряд "старых" и "новых" вопросов к этому закону. Так, ст. 17(1) предусматривает, что "финансируется уставная деятельность политических партий, не связанная с их участием в выборах народных депутатов Украины, выборах президента Украины и местных выборах…", но направления расходования средств и конкретизация понятия "уставная деятельность политической партии", как и в законе от 2003 года, детализированы не были.

Также невооруженным глазом можно наблюдать юридическую коллизию в ч. 2 ст. 17(5) ЗУ "О политических партиях в Украине", где п. 1 и п. 2 содержат явные неточности, ведь если учитывать положение этих норм, то "ежегодный объем государственного финансирования уставной деятельности политических партий" будет составлять не 100%, а 110% (+ 10% "гендерного бонуса"), что является абсолютной юридической и экономической чепухой.

Выйти из этой юридической коллизии решили путем толкования этих норм НАПК как контрольного органа, что 100% + 10% это не верное трактование закона, а трактовать нужно, как 90% + 10%... просто юридический апокалипсис…

Исторических выводов несколько. Ни "старые" (2003 год – ВРУ IV созыва) парламентарии, ни "новые" (2015 год, 2019 год – ВРУ XIII и IX созывов) не стали конкретизировать возможные направления расходования средств с ГФПП, что, как по мне, является по меньшей мере проявлением скрытой политической коррупции, а в реальности откровенным грабежом государственного бюджета Украины, а соответственно, и каждого из нас!

К каким последствиям привела такая "законотворческая деятельность", расскажу дальше и не просто расскажу, а покажу на абсолютных цифрах.

А в отношении юридической коллизии с "гендерным бонусом", я убежден, что это просто непрофессионализм депутатов и желание выслужиться перед нашими иностранными партнерами, которые вложили не один миллион гривен в продвижение этого вопроса через отечественные NGO. Но в целом, эта инициатива является целесообразной и отвечающей современным тенденциям парламентаризма.

Теперь о деньгах и детально

ГФПП можно разделить на два основных вида: государственное финансирование уставной деятельности политических партий и компенсации расходов на предвыборную агитацию во время выборов народных депутатов Украины.

Итак, реально с 2016 года политические партии начали получать реальные средства на уставную деятельность, но и здесь не все так просто, только те политические партии, которые преодолели 5% барьер, а финансирование тех партий, которые преодолели 2% барьер, отложили до следующих парламентских выборов.

И возмещение расходов на предвыборную агитацию также логично отложили до следующих парламентских выборов, ведь закон обратной силы не имеет.

Итак, давайте вспомним, какие же политические партии за период с 2016 по 2019 годы все же получили государственное финансирование:

  • ООО "Народный фронт" (442 млн грн);
  • ООО "Блок Петра Порошенко "Солидарность" (435 млн грн);
  • ООО "Объединения "Самопомич" (391 млн грн);
  • ООО "Оппозиционный Блок" (167 млн грн);
  • ООО "Радикальная партия Олега Ляшко" (149 млн грн);
  • ООО "Всеукраинское объединение "Батькивщина" (107 млн грн).

Так, общая сумма выделенных средств на уставную деятельность вышеупомянутых политических партий составила, ни много, ни мало, 1 млрд 691 млн гривен.

Тратили эти средства партии на аренду офисов, заработные платы, другие организационные расходы и, конечно, значительную долю на политическую рекламу…

То есть "схема"  следующая – вложили олигархи или другие "финансово-промышленные группы" в политическую партию, возместили им деньги на избирательную кампанию, потом еще дали денег на уставную деятельность, и они могут смело тратить их на телевизионную рекламу на своих же телеканалах… Хороший бизнес, прибыльный, главное здесь только выборы выиграть.

Важный аспект, органы, которые согласно законодательству контролируют финансово-хозяйственную деятельность партий – Счетная палата и НАПК, по состоянию на сегодня не зафиксировали никаких нарушений в финансово-хозяйственной деятельности политических партий, получивших государственное финансирование, которые можно было бы квалифицировать как преступление или основание для прекращения финансирования политических партий (ст. 17(8) ЗУ "О политических партиях в Украине").

Тем более, не зафиксирован ни один случай возврата (ст. 17(6) ЗУ "О политических партиях в Украине") политическими партиями средств в Государственный бюджет Украины. 

Резюмируем этот блок. На сегодня, благодаря действительно несовершенному законодательству, политика становится не только "грязным" делом, но достаточно выгодным и перспективным. Имея определенный набор необходимых ресурсов та или иная финансово-промышленная группа, которая "вложилась" в политику, в любом случае не проиграет как финансово, так и политически.

Главным принципом теперь становится – не допускать больше никого в "высшую лигу" украинской политики. А об этом сейчас и поговорим более детально…

Государственное финансирование политических партий – почему это важно

Не буду подробно останавливаться на этом вопросе, только намечу основные "роторные точки", поскольку об этом уже сказано много, а повторять не вижу никакого смысла.

Если максимально лаконично, то так, ГФПП – это действенная, распространенная практика в странах ЕС борьбы с политической коррупцией и развития мультипартийного современного парламентаризма.

Основные его аспекты:

  • обеспечение равных возможностей для политических партий;
  • мотивация для создания новых и развития уже действующих политических партий, посредством финансирования даже внепартийных политических партий;
  • снижение зависимости партий от частных доноров (олигархов);
  • возможность контроля над финансово-хозяйственной деятельностью политических партий;
  • максимальное привлечение граждан для финансирования политических партий через прозрачные и действенные механизмы фандрайзинга.

Если ГФПП – это вовсе не "зрада", то почему же в Украине оно не дало должных результатов?

Все очень просто. В Украине при реализации такой полезной инициативы, как ГФПП, умышленно или по халатности не выполнили должным образом ни один аспект, отмеченный мною выше.

Ведь:

  • партии, которые не прошли в ВРУ, но получили значительную поддержку граждан (от 2% до 5%), как не финансировались в XIII, так и не будут финансироваться в IX созыве, а это ни много ни мало 6 партий (Радикальная партия Олега Ляшко, "Сила и честь", "Оппозиционный блок", "Украинская стратегия Гройсмана", "Партия Шария", "Свобода");
  • никто так и не конкретизировал возможные направления расходования средств партиями и понятие "уставная деятельность политической партии";
  • никто не ограничил расходование ГФПП на политическую рекламу и не мотивировал развитие партийного строительства, внутрипартийной конкуренции, политико-образовательного направления и научно-исследовательской работы, а также формирования имиджа и репутации самой политической партии;
  •  максимально усложненный механизм финансирования политических партий простыми людьми. А если политическая партия, по не зависящим от нее причинам, не может приобщить к своему финансированию широкий круг сторонников, она либо автоматически маргинализируется или же приходит "на поклон" к представителям финансово-промышленных групп (олигархов).

Также, учитывая вышеизложенное и то, что намеренно усложнена процедура финансовой поддержки простыми людьми, отдельной проблемой может стать то, что партии просто "подсядут" на государственное финансирование.

Так, по официальной статистике, по состоянию на 2109 год, доля государственного финансирования в общих бюджетах партий в среднем составила 87%. Если сравнивать этот компонент с Германией или Великобританией, то там этот компонент составляет примерно 20-30%.

Ярким примером является ООО "Народный фронт", который, получив 442 млн грн за период с 2016 по 2019 годы, смог привлечь от своих сторонников только 1 вклад на сумму 6 тысяч гривен (официальные данные за 2016-2017 годы).

А теперь о "Слуге народа" и их законотворчестве…

2 октября многие отечественные СМИ буквально "пронзила" яркая новость – ВРУ вдвое уменьшила финансирование политических партий! Но дальше никто не пошел и детальных расчетов не дал…

В начале этой статьи я уже отмечал, какие изменения в ЗУ "О политических партиях в Украине" приняли во втором чтении.

Вспомним:

изменили (уменьшили) размер единицы, которая ложится в основу формулы государственного финансирования. С двух сотых (2%) размера МЗП до одной сотой (1%) размера МЗП (ст. 17(2) ЗУ "О политических партиях в Украине");

подняли процентный барьер для возможности получения государственного финансирования политическими партиями с 2% до 5 % (ст. 17(3) ЗУ "О политических партиях в Украине").

Новости по теме

А теперь по порядку и в цифрах. Для того, чтобы определить общий объем ежегодного ГФПП, нам необходимо знать формулу:

0,01 размера МЗП (ранее было 0,02) * общее количество человек, принявших участие в выборах.

Итак, что у нас получается:

0,01 * 4173 (МЗП по состоянию на 2019 год, закреплена в ст. 8 ЗУ "О Государственном бюджете Украины на 2019 год") * 14 759 548 = 615 915 938,05 грн.

Установили, что общий объем ГФПП составляет -615 915 938,05 грн, что является 90% (согласно разъяснению НАПК), а 10% "гендерной квоты" составляет -              61 591 593 / 2 = 30 795 797 грн – это та сумма, которую получат 2 политические партии ("Европейская солидарность" и "Голос" в виде "гендерного бонуса").

А интересно знать, сколько был общий объем ежегодного ГФПП в 2014 году, до того, как новый состав ВРУ сократил его вдвое?

Ответ: 442 399 403 грн !!!

Как так получилось? А очень просто, в 2014 году размер МЗП был 1378 грн, и формула выглядела так: 0,02 * 1378 * 16 052 228 = 442 399 403 грн.

Давайте теперь рассчитаем перспективу такого финансирования на всю каденцию парламента IX созыва.

615 915 938,05 * 5 = 3 079 579 690 грн.

Итак, на финансирование пяти политических партий Украина за 5 лет должна потратить 3 079 579 690 грн. А как мы уже упоминали ранее, ГФПП прошлого созыва составило 1 млрд 691 млн гривен (с 2016 по 2019 год).

И где здесь экономия и сокращение в два раза? Нас опять надули…

Зная общий объем ежегодного ГФПП (615 915 938,05 грн), для нас не составит труда рассчитать этот ежегодный объем (ст. 17(5) ЗУ "О политических партиях в Украине") для финансирования всех политических партий.

Так, согласно ст. 175 ЗУ "О политических партиях в Украине", ГФПП распределяется между политическими партиями, которые имеют право на государственное финансирование. Итак, мы берем ежегодный объем ГФПП (615 915 938,05 грн) за 100% и высчитываем пропорционально, сколько должны получить другие партии, которые имеют право на ГФПП.

11 448 549 (общее количество людей, принимавших участие в голосовании, - 14 759 548)  – количество голосов ПП, вошедших в состав парламента IX созыва, которое можно брать за 100%. Итак:

"Слуга народа" -55% (6 307 793) –                                            339 млн грн;

"Оппозиционная платформа – За жизнь" -17,% (1 908 111) – 105 млн грн;

"Батькивщина" -10% (1 196 303) –                                           62 млн грн;

"Европейская солидарность" -10% (1 184 620 –                      62 млн грн;

"Голос" -7% (851 722) –                                                            43 млн грн.

 

+  политические партии "Европейская солидарность" и "Голос" получают "гендерный бонус". Соответственно –  31 млн грн каждая. Так что ПП "Европейская солидарность" (62 +31 = 93) по объемам ГФПП почти догоняет ПП "Оппозиционная платформа – За жизнь" (105).

И это еще не все деньги…

Также необходимо добавить, что государство, руководствуясь требованиями ст. 17(4) ЗУ "О политических партиях в Украине", выполнило возложенную на него обязанность и возместило расходы на предвыборную агитацию во время выборов политическим партиям, преодолевшим 5% барьер в сумме 467 327 638,83 грн.

Из них:

"Слуга народа" -                                                      114 640 272,82 грн;

"Оппозиционная платформа – За жизнь" -              60 309 381,40 грн;

"Батькивщина" -                                                        87 214 297,80 грн;

"Европейская солидарность" -                                 99 494 126,81 грн;

"Голос" -                                                                105 669 560,00 грн.

 Резюмируя, развенчиваем еще несколько мифов:

  • ГФПП для политических партий нового созыва не стало меньше, а с точностью до наоборот – его стало больше;
  • никто и не собирается экономить средства государственного бюджета Украины на ГФПП;
  • средства, которые должны были пойти на финансирование партий, набравших от 2-5% и не попавших в парламент, не вернутся в государственный бюджет Украины, а будут распределены между партиями, которые набрали 5% (ст. 17(5) ЗУ "О политических партиях в Украине").

Довольно цинично, как по мне, но это правда… Идем дальше.

Поднятие барьера для получения ГФПП с 2% до 5%.

Здесь даже писать об этом горько… И денег не сэкономили, и партии, которые имеют значительную электоральную поддержку людей, но не зашли в ВРУ, не простимулировали.

На самом деле, это были не такие большие средства по сравнению с теми, которые получат "парламентские" политические партии. Так, к примеру, ПП "Свобода" могла получить ориентировочно 25 млн грн в год, а "Партия Шария" - 12 млн грн.

Понятно, что на так называемую "виртуальную" "Партию Шария" ни правительство, ни новый состав ВРУ, скорее всего, тратить средства не хотят, но это правила, принципы. Так это есть как раз те самые, демократические ценности, о которых все так громко и много говорят!

Да и феномен "Партии Шария", как по мне, является не менее ценным в сравнении с феноменом "Слуги народа", и первая, и вторая являются абсолютными феноменами современной мировой политики антиглобалистов и политического популизма, которые необходимо глубоко и основательно изучать.

И еще одно интересное наблюдение, если мы добавим к политическим партиям, которые набрали 5%, партии, которые набрали от 2% до 5%, мы получим охват в 14 032 434 с 14 759 549, что составляет 95% от всех избирателей, которые приняли участие в голосовании!

Это говорит о том, что был бы максимально учтен почти каждый голос, отданный за ту или иную политическую силу!

Последствий можно сейчас называть очень много, но одно из основных то, что потенциально может значительно повыситься уровень политической культуры избирателя, ведь он/она будет голосовать не за победителя экзит-полов, а за ту политическую партию, идеологию/видение которой разделяет, зная, что даже если эта партия не проходит в парламент, она все равно получит государственное финансирование, тождественно равное количеству людей, которые за эту партию проголосовали.

"Кто виноват", разобрались, теперь переходим к "что делать"?

Что делать, чтобы избежать политической диктатуры

Нашим "народным избранникам", которые голосовали за соответствующие изменения, можно и не извиняться, и не рассказывать нам байки, что они вдвое уменьшили государственное финансирование партий, а активистам, со своей стороны, не искать большую "зраду" из-за того, что приняли откровенно вредные изменения, подняв барьер ГФПП с 2% до 5%, а просто объединиться и опять внести соответствующие изменения в ЗУ "О политических партиях в Украине", где:

  • конкретизировать возможные направления расходования средств или направления, по которым партии не могут тратить средства, и понятие "уставная деятельность политической партии";
  • запретить расходование государственных средств на политическую рекламу (самое главное наружную, телевизионную и в сети Интернет);
  • обязать перераспределять средства, полученные от ГФПП, на региональные центры (к примеру, в пропорции 50/50);
  • максимально упростить возможность для финансирования политических партий физическими лицами;
  • отменить предыдущие изменения об отмене государственного финансирования партий, которые набрали от 2% до 5%, и, возможно, даже снизить этот барьер до 1%;
  • дать возможность для получения государственного финансирования так называемым "региональным партиям", которые прошли по результатам всеукраинских местных выборов, к примеру, до 50% общин.
  • поставить окончательную точку в существующих юридических коллизиях.

Таковыми являются следующие:

использовать при подсчете общего объема ГФПП – размер минимальной заработной платы, что прямо предусмотрено ст. 17(2) ЗУ "О политических партиях в Украине", или прожиточный минимум, ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" № 1774-VIII.

Новости по теме

Могут ли партии использовать государственные средства на капитальные расходы, на основании ЗУ "О политических партиях в Украине", который говорит – "на любые расходы, не связанные с участием партии в выборах", а законодательство, регулирующее бюджетные трансферты, разрешает использовать исключительно КЭКР 2600 "Текущие трансферты".

Согласно этой классификации, партии не могут расходовать средства государственного финансирования на капитальные расходы, такие как приобретение офисных помещений, транспортных средств, компьютерной или оргтехники, капитальный ремонт и тому подобное.

Несоответствие п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 17(5) ЗУ "О политических партиях в Украине", ведь если учитывать положение этих норм, то "ежегодный объем государственного финансирования уставной деятельности политических партий" будет составлять не 100%, а 110% (+ 10% "гендерного бонуса"). И толкование НАПК, что 10% + 100%, это не 110%, а 100%, потому что имелось в виду 10% + 90%, это лишь временное действие, поскольку закон имеет прямое действие и имеет значительно высшую юридическую силу при объяснении НАПК.

И последнее, мне действительно не безразлично будущее нашей страны, поэтому эта статья, возможно, получилась местами весьма эмоциональной. И это не высокопарные пафосные слова, ведь именно политические партии – это основа политической системы страны. От успешности партийного строительства, партийной конкуренции, ценности партийной репутации напрямую зависит и экономическая, и социальная сфера жизни каждого из нас.

Системная генерация успешных политиков нового поколения с самобытным и современным видением политических инициатив априори не возможна без эффективно работающих политических партий как местного, так и всеукраинского значения.

Открытость, прозрачность и конкурентность – это те факторы, которые позволят результативно преодолевать политическую коррупцию во всех ее проявлениях, а политические партии могут стать современными инновационными хабами/площадками, которые станут фундаментом не только успешной государственной политики, но и экономики, ведь эти сферы естественно имеют мощнейшие связи и всегда перетекают одна в другую.

Алексей Буряченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>