banner banner banner

Государственные займы и курс гривны: Что не так с политикой Нацбанка

Государственные займы и курс гривны: Что не так с политикой Нацбанка
Из открытых источников

Тарас Козак

Председатель бюджетного комитета Общественного совета при Министерстве финансов

Оригинал на странице Тараса Козака в Facebook

Как инвестбанкир и экономист, я внимательно слежу за деятельностью двух органов, которые имеют наибольшее влияние на макроэкономическую ситуацию в нашей стране. Это не президент и даже не Министерство экономического развития и торговли Украины. Считаю такими органами Национальный банк Украины и Министерство финансов Украины.

У них много общего. Оба органа провели (и далее проводят) серьезные внутренние реформы. Подписи обоих руководителей обязательно стоят под всеми меморандумами с Международным валютным фондом. Минфин и Нацбанк играют ключевые роли в Совете по финансовой стабильности.

Однако, к сожалению, пока не могут договориться о такой стабильности. Сегодня взаимное недопонимание выплеснулось наружу. Причинами недовольства стали вчерашнее размещение ОВГЗ Минфином на 17,2 млрд грн (львиную долю выкупили иностранцы) и нынешнее утреннее проседание межбанковского курса доллара ниже 25 грн за доллар (текст был опубликован 31 июля, - ред.).

Новости по теме

Одни недовольны тем, что государство слишком дорого одалживает средства (16-17% годовых), другие - чрезмерно дорогой гривной (в курсовом и процентном значениях).

Хоть я традиционно защищаю Нацбанк от нападок его врагов, на этот раз я полностью на стороне Минфина.

Давайте по пунктам.

1. Министерство финансов дорого привлекает средства в бюджет.

Моя позиция: да, дорого, но в текущих условиях дешевле невозможно. Минфин ведет очень открытую политику займов. Обнародована стратегия управления государственным долгом, прозрачно проводятся заимствования, открыта информация о держателях долга (здесь благодарность НБУ), о датах и суммах погашений.

Минфин должен привлекать средства в бюджет с определенным опережением, потому что из-за низкого курса доллара поступления в госказну импортного НДС сильно просели.

Минфин должен обеспечивать бесперебойность финансирования всех запланированных расходов, особенно социальных вопросов и вопросов безопасности. С небольшой натяжкой можно сказать: если бы не займы, пенсии вовремя не выплачивались.

Минфин должен обеспечивать равномерность расходов в течение года, иначе в конце года будем иметь неприятные скачки курса гривны.

Минфин не может привлекать средства значительно дешевле, потому что учетная ставка, которую устанавливает Нацбанк, сейчас 17% годовых. Банки (и их клиенты) могут супернадежно получать те же 17% годовых по 2-недельным депсертификатам НБУ.

Более того, обнародованный недавно Нацбанком прогноз учетной ставки на 2019-2021 гг. показывает, что высокие доходы по депсертам банки будут иметь еще достаточно долго. Для чего тогда им покупать более рискованные ОВГЗ с меньшей доходностью?

Минфин должен привлекать длинные займы, потому что в 2020 году государство должно отдавать наибольший объем долгов. Если сейчас продавать ценные бумаги со сроком погашения до 1 года, то нагрузка по перекредитованию на следующий год еще увеличится.

2. Курс гривны слишком быстро растет.

Моя позиция: да, по моему мнению, слишком быстро.

С начала этого года до 29 июля портфель ОВГЗ у иностранных инвесторов вырос с 6 до 71 млрд грн, то есть на 65 млрд грн. Это значит, что в страну приплыло примерно 2 400 млрд долл.в на покупку госбумаг. За это время чистая покупка валюты Нацбанком достигла отметки 2168 млрд долл., то есть НБУ даже не выкупил всю эту ”горячую” валюту, но при этом снизил курс с 28 до 25 грн за доллар.

В свое оправдание Нацбанк объясняет, что не противостоит трендам, а лишь сглаживает краткосрочные пики. Я считаю, что приток средств международных спекулянтов (именно они в первую очередь покупают ОВГЗ) нельзя считать трендом. За ним не стоят ни макропоказатели нашей экономики, ни позитивные структурные изменения в международной торговле.

Новости по теме

Более того, даже хорошая для Украины конъюнктура на сырьевых рынках не способна вывести в "плюс" наш внешнеторговый баланс.

Поэтому было бы целесообразно выкупать "горячие спекулятивные доллары" без изменения курса гривны к инвалютам. В крайнем случае ревальвировать гривню на 1% при покупке 1 млрд долл. На сегодня имели бы курс 27 грн за доллар, значительно меньшую валютную доходность у спекулянтов и спокойствие при возможном резком оттоке средств нерезидентов.

3. Учетная ставка слишком высока.

Моя позиция: да, согласен. Нацбанк слишком медленно снижает учетную ставку. Всего на 1% с начала года. И по базовому сценарию снизит еще на 1,5-2% до конца года.

Бесспорно, участники комитета НБУ по монетарной политике имеют больше информации для принятия решения. Безусловно, вопрос будущей инфляции является главным фактором при установлении ставки. Не сомневаюсь в профессионализме знакомых мне членов правления НБУ и членов КМП.

Однако с моего кресла выглядит так, что Нацбанк дует на воду. Ведь политические риски (год выборов) не реализовались, МВФ достаточно благосклонно смотрит на новую власть в Украине, инфляция выше целевого показателя в основном из-за административных решений, на которые ставка не имеет влияния.

В то же время негативное влияние высокой ставки на экономику очевиден. Депсерты и ОВГЗ обеспечивают высокую доходность банкам. Не увеличивая кредитования, последние бодро отчитываются о росте доходов на 30-50%.

Да, есть и другие причины, почему банки игнорируют реальный сектор, и эти причины вне пределов влияния НБУ, и все же снижение учетной ставки пошло бы экономике на пользу, а инфляции бы не очень повредило.

Таким образом, в споре Минфина и НБУ я бы присудил победу Министерству финансов со счетом 3:0.

Тарас Козак

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>