Фото из открытых источников

Именно возврат временно неподконтрольных территорий Донбасса стоит сегодня во главе угла для руководства Украины во внешней политике, что подтверждается и громким заявлением главы СНБО Александра Турчинова накануне поездки президента Петра Порошенко в Вашингтон в июне. Тогда Турчинов заявил о разработке некоего законопроекта, который приведет к качественному прорыву в деле возврата Донбасса.

Правда, чего-то адекватного, не говоря уже о прорыве в деле возврата утерянных территорий, секретарь СНБО представить на суд общественности так и не смог, но в данном случае важнее то, что законопроект готовился под возврат неподконтрольной части Донбасса, подчеркивая тем самым его приоритетность в сравнении с другой утраченной территорией – оккупированным РФ Крымом.

С одной стороны, это вполне объяснимо - Донбасс, будучи двумя непризнанными республиками под названиями "ДНР" и "ЛНР", представляется более легкой целью для возврата в состав Украины, чем официально принятый в составе Российской Федерации Крым. Попытка вернуть полуостров в состав Украины вооруженным путем однозначно вызовет войну, в которой шансов у Украины, скажем прямо, будет не так уж много ввиду явного неравенства потенциалов сторон.

С другой стороны, повышенный интерес Украины к Донбассу - это именно то, чего добивается Российская Федерация.

Вернемся в 2014 год. Аннексия Крыма РФ (по мнению украинской стороны) началась 20 февраля, а "воссоединение" с Россией (по мнению российской стороны) - 22 февраля. 11 марта парламент Крыма и горсовет Севастополя провозгласили "декларацию о независимости Крыма", 16 марта был проведен "референдум" о статусе Крыма, а спустя два дня, 18 марта, президент РФ Владимир Путин и "премьер-министр" самопровозглашенной республики Крым Сергей Аксенов подписали договор о присоединении Крыма к Российской Федерации.

Новости по теме: Я не езжу в краденой машине. А для меня сейчас Крым – как краденая машина

Под аналогичными лозунгами произошло присоединение к РФ, в апреле 2014 года начались выступления на Донбассе, однако того, что в Крыму случилось за 3,5 недели, на Донбассе не могут добиться уже больше трех лет. Более того, созданные на части территории Луганской и Донецкой областей "народные республики" даже не признаны официально РФ.

Подобная ситуация говорит о явной незаинтересованности Российской Федерации в присоединении к своей территории части Донбасса, но как только в самопровозглашенных республиках начинается недовольство, вызванное таким "обманом", власти РФ предпринимают шаги, которые дают надежду на признание "республик" в будущем.

Так, 18 февраля указ президента Российской Федерации Владимира Путина "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины" дал такую надежду.

Правда, вскоре выяснилось, что на деле этот документ приравнял жителей самопровозглашенных "республик" к гражданам Украины и распространил на них правило пребывания в РФ не более 90 суток в течение полугода, то есть просто добавил проблем вместо "признания".

Новости по теме: Спецпредставитель ФРГ выступил против дискуссий относительно статуса Крыма: Сначала Донбасс

Затем в июле был принят законопроект об облегчении получения гражданства Российской Федерации гражданами Украины, согласно которому теперь для Управления внутренней миграции РФ достаточно документов об отсылке кандидатом на получение гражданства нотариально заверенного отказа от гражданства Украины.

Наконец, в августе на официальном сайте депутата Госдумы РФ Константина Затулина появилась информация о снятии ограничения пребывания в России более 90 дней в течение полугода.

Таким образом, вкупе с гуманитарной помощью, покупкой металлопроката с заработавших предприятий неподконтрольного Донбасса и прочим РФ пытается своего рода "компенсировать" непринятие в свой состав самопровозглашенных республик и поддерживать надежду в их жителях, что рано или поздно это случится.

Однако куда более вероятным является другое предназначение самопровозглашенных республик – выступать в роли отвлекающего фактора для Украины, делая их возврат более легким, нежели Крыма, а значит, заставляя Киев сосредотачиваться именно на них.

Вместе с тем, оказываемая самопровозглашенным "ЛДНР" помощь, от экономической до, если потребуется, военной, аналогичной лету 2014 года, не позволит Украине вернуть их.

Таким образом складывается патовая ситуация, при которой возврат неподконтрольной части Донбасса становится возможен только дипломатическим путем:

1) путем возврата территорий нынешних непризнанных республик в состав Украины на особых условиях широкой автономии;

2) путем своего рода обмена на признание Украиной нынешнего "российского" правового статуса Крыма.

Однако следует сказать, что оба варианта практически невозможны. Если предоставление какой-то автономии в обмен на возврат неподконтрольных территорий Донбасса еще теоретически возможно, хотя и маловероятно практически, то можно смело утверждать, что ни один украинский президент, желающий остаться таковым или стать им во второй раз, никогда не признает аннексии Крыма и его присоединения к РФ.

Альтернативой этому могут оказаться внутренние изменения в Украине или Российской Федерации, так в Украине в 2019 году должны пройти очередные выборы президента, выиграть на которых нынешнему гаранту Петру Порошенко будет непросто. Именно с его проигрышем и возможной сменой внешнеполитического курса страны могут быть связаны надежды руководства РФ на выход из патовой ситуации по Крыму.

Новости по теме: Столтенберг заявил, что отношения НАТО с РФ ухудшились после аннексии ею Крыма и агрессии на Донбассе

В свою очередь Украина может рассчитывать разве что на резкое ухудшение социально-экономической ситуации в РФ, что заставит руководство России отказаться от поддержки самопровозглашенных "ЛДНР", так как рассчитывать на смену внешнеполитического курса РФ после выборов в марте 2018 года несколько легкомысленно.

Интересно что "помочь" в этом могут беженцы из Донбасса, переехавшие в РФ.

Так, в начале августа российское издание "Коммерсант" сообщило о выигрыше Краснодарской организацией "Центр развития региона" президентского гранта на сумму 471 тысяча российских рублей на проект по репатриации беженцев из Донецкой и Луганской областей. Учитывая общую сумму проекта (654 тысячи российских рублей) и количество беженцев (660 тысяч человек, то есть примерно 38 украинских копеек на одного беженца), всерьез рассчитывать на решение проблемы конечно же, не стоит. Суть в другом.

Раз подобные проекты пишутся в российских регионах, то проблема беженцев Донбасса в РФ существует, на ее решение есть "общественный спрос" и это признают органы власти, готовые такие проекты финансировать, пусть и по 38 копеек на одного беженца.

Новости по теме: Путин подписал закон о списании долгов крымчан в украинских банках

Если подобная проблема будет усугубляться, общественное мнение РФ может резко выступить против беженцев из Донбасса и в крайнем случае руководству Российской Федерации придется отказаться от поддержки самопровозглашенных республик, а то и вовсе начать теперь уже реальную кампанию по репатриации беженцев.

И в первом, и во втором случае это будет только на пользу Украине и в пользу процесса возврата неподконтрольных районов Донбасса.

Правда, ключевую проблему, возврат Крыма, это не решит, но один из главных козырей будет бит, так что к решению этой задачи Украина станет немного ближе.

Никита Синицин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.