"Хорошо, что в Европарламенте хотят услышать другую точку зрения": Презентация Виктором Медведчуком мирного плана по Донбассу в Страсбурге

"Хорошо, что в Европарламенте хотят услышать другую точку зрения": Презентация Виктором Медведчуком мирного плана по Донбассу в Страсбурге
112.ua

Виктор Медведчук

Председатель Политсовета партии "Оппозиционная платформа ‒ За жизнь"

В Страсбурге в Европарламенте 17 июля Виктор Медведчук, председатель Политсовета партии "Оппозиционная платформа — За жизнь", презентовал мирный план — План-концепцию урегулирования кризиса на Юго-Востоке Украины.

Во встрече с Виктором Медведчуком приняли участие депутаты Европарламента, представляющие Великобританию, Францию, Германию, Венгрию, Болгарию, Испанию, Латвию, Словакию.

План-концепция был утвержден 29 января на Всеукраинском чрезвычайном съезде партии "Оппозиционная платформа — За жизнь".

* * *

Огромное спасибо, уважаемые дамы и господа, мне очень приятно сегодня быть здесь, вместе с вами, проинформировать о том, что является сегодня самым актуальным в моей стране, в Украине, и к этому небезразлично относится сегодня вся Европа, в том числе и представители Европарламента. Я благодарен за теплые слова представления в отношении моей страны, в отношении того, что делает наша партия, в отношении того плана-концепции, о котором я хочу кратко рассказать, и, естественно, ответить на все ваши вопросы, если такой интерес у вас появится.

В первую очередь я хочу сказать, что план-концепция мирного урегулирования на Донбассе – это результат в том числе и моего личного опыта в вопросах ведения переговорного процесса, которым я занимаюсь с далекого уже сегодня мая 2014 года. Именно в мае 2014 года, когда начался конфликт на Донбассе, после известных событий на Майдане в конце 2013 - начале 2014 гг., после прихода новой, тогда еще временной власти в лице исполняющего обязанности президента Украины господина Турчинова, по его просьбе я несколько раз выезжал в Донецк и в Луганск, как правильно здесь было отображено вашим коллегой, в новый аэропорт, тогда еще новый, которому было всего от роду два года. Он еще стоял на месте и он еще принимал самолеты, точно так же, как и аэропорт в Луганске, и мы проводили переговоры, я и представители нашей партии, для того чтобы миром, тогда, на той ранней стадии, когда еще не было десятков тысяч жертв, закончить этот конфликт и установить диалог.

К сожалению, у нас это не получилось. Не получилось в первую очередь потому, что та власть, которая тогда возглавлялась господином Турчиновым, потом господином Порошенко, не настроена была на диалог, на поиск доверия, для того, чтобы восстановить ситуацию, при которой о мире можно было договориться, не применять оружие и не делать того, что впоследствии обернулось уже по итогам пяти лет теми жертвами и теми потерями.

По данным Верховного комиссара ООН по правам человека, жертв войны на Донбассе на сегодняшний день 43 тыс. человек. Это 13 тыс. погибших, из них – 250 детей, и 30 тыс. раненых. Ущерб инфраструктуре, разрушение домов, жилищ, составляет десятки миллиардов долларов. Данный конфликт сегодня имеет место на территории, которая является, по данным военных экспертов, самым заминированным регионом в мире. По данным ООН, с учетом той официальной информации, которая есть в их распоряжении, на сегодняшний день мы понимаем то, что этот конфликт, который имеет место уже пять лет, является самым затяжным и самым масштабным в Европе после Второй мировой войны. И это уже страшно, и это уже вызывает вопросы и вызывает ту крайне жизненную необходимость покончить с боевыми действиями и восстановить мир.

К сожалению, за последние годы в этом направлении было сделано очень мало, и это же сегодня отмечалось вашими коллегами. Подписание Минских соглашений, которое имело место 12 февраля 2015 года, означало новый этап мирного урегулирования. Эти соглашения были утверждены главами государств Нормандской четвёрки, а впоследствии резолюцией Совета безопасности ООН. Несмотря на то, что этот комплекс мер, предусмотренный Минскими соглашениями, был четко расписан, и предусмотрены все шаги и так называемая дорожная карта решения всех вопросов, он так и не был реализован по разным, как субъективным, так и объективным причинам. С каждым годом после 2015-го усложнялась задача реализовать этот план, так как даже исходя из его содержания, все действия, предусмотренные им, должны были быть закончены до конца 2015 года.

Наш мирный план-концепция, который я сегодня презентую и о котором я сегодня говорю, был разработан нашей партией, исходя из информации, которой мы обладаем, исходя из тех бесед, встреч и разговоров, которые проводились, в том числе и мной, с руководителями непризнанных республик в Донецке и Луганске, с представителями и руководством РФ. Наш план-концепция имеет несколько основополагающих основ, и фундаментом его является то, что поставлена главная стратегическая задача – это вернуть тех людей, а не территории.

Что подразумевается под этим планом или этой стратегической задачей? Сегодня сложилась обстановка, при которой мы можем вернуть этих людей через их сознание. Это граждане Украины, которые сегодня живут на неконтролируемой территории. Это люди, которым надо предоставить те гарантии безопасности, те условия и возможности, при которых они могли бы поверить украинской власти, сегодня уже новой власти, для того, чтобы они могли вернуться, и в нашем плане это называется "Вернуть Донбасс в Украину, а Украину – на Донбасс". Через сознание людей, через понимание того, что мы все должны жить в одной, единой стране, так как сторонниками территориальной целостности является и наша партия, и мы, и преследуя именно эти цели, благородные цели, мы предоставляем возможности людям, которые бы могли поверить в то, что их возвращение будет успешным и будет направлено на защиту их прав и свобод в нашей стране, в Украине, гражданами которой они являются и сегодня.

Пресс-служба "Оппозиционной платформы - За жизнь"

Мы предложили механизм этого плана, это механизм прямого диалога и прямых переговоров. Этот механизм предусматривает прямой диалог между Киевом, Донецком, Луганском и Москвой. Безусловно, это является внутренним конфликтом Украины, и в первую очередь его должен решать Киев вместе с Донецком и Луганском. Речь идет о прямых переговорах с Москвой, так как РФ имеет огромное влияние на представителей, сегодня находящихся в Донецке и в Луганске. И мы считаем, что именно в таком четырехугольнике мы можем решить проблемы мирного урегулирования и прекращения боевых действий.

Я хочу акцентировать ваше внимание, уважаемые господа, что мира хотят сегодня большинство граждан в Украине. По всем социологическим исследованиям последних лет, мир как проблема, которую надо решить, боевые действия необходимо прекратить, является главным для 75-78% населения страны. И вот буквально вчера мы получили последние социологические исследования, где эта проблема, как проблема номер один, возведена в ранг поддержки уже 86%. Это было главное ожидание на президентских выборах от того, кто станет президентом, а сегодня это главное ожидание от господина Зеленского. Это было и остается главным ожиданием от парламента. Именно этого ждут люди сегодня, голосуя за те или иные партии 21 июля на внеочередных выборах в парламент.

И когда мы говорим по поводу того, что мы исходим из прямых переговоров и диалога, мы говорим о том, что только за столом переговоров можно договориться о том, как принести мир и покончить с боевыми действиями, причем сделать это таким образом, чтобы это была гарантия невозвращения к подобной ситуации в будущем. Когда-то председатель Евросовета господин Ван Ромпей в 2014 году, заканчивая свою каденцию и выступая в Парижском институте политических исследований, сказал, говоря о конфликте в Украине, и эти слова, собственно говоря, стали знаковыми, пророческими: нужен диалог, диалог доверия, которое было утрачено в течение того, что происходило в конце 2013-го и начале 2014 года, диалог доверия между Донецком, Луганском и центральной властью, диалог доверия между Донецком, Луганском и основным населением всей Украины. И вот этого, к сожалению, предыдущая власть не смогла сделать, не смогла достичь, по разным причинам, в том числе и в результате отсутствия такого желания, для того, чтобы это сделать, выполнить Минские соглашения и принести мир.

Господин Ромпей также сказал, говоря о конфликте в Украине, что Украина должна определить свое место в Европе, Украина должна идти по пути децентрализации, потому что особенности построения нашей страны в современных рамках геополитического значения – они те, на которых уже остановился ваш коллега, когда говорил по поводу истории. Так случилось, что современная Украина – это территория, на которой в течение последних десяти веков, то есть в течение последнего тысячелетия, были различные государственные территориальные объединения, начиная от Киевской Руси, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Османской империи, Австро-Венгерской империи, Российской империи, Крымского ханства и многих других территориальных объединений, они оставили свой след. След в ментальности, след в вере, след в языке, то есть то, что сегодня приходится решать в современных условиях, в условиях независимости, с 1990 года, разным президентам и парламентам. И вот эта проблема, эта проблема противостояния, проблема отсутствия окончательного доверия и отсутствия ментальности и идентичности – она является одной из главных в стране.

Ошибка прежней власти заключалась в том, что они хотели выставить идентичность в стране, которая разговаривает на разных языках, ходит в различные церкви, по-разному оценивает исторические факты, на условиях идентичности, близкой только одной части населения. И эти попытки провалились, о чем уже правильно говорилось вашими коллегами. И сегодня мы на пороге нового пути – восстановления доверия внутри страны, восстановления доверия с Донецком, Луганском, для того, чтобы изменить ситуацию, при которой боевые действия уже вошли не только в историю, но и в жизнь украинских граждан.

И когда я говорю о плане, который предложила наша партия, мы исходим из того, что мы посчитали одним из самых главных, – это предоставление комплекса мер, гарантирующих безопасность гражданам Украины, проживающим на Донбассе. Это не только амнистия, предусмотренная Минскими соглашениями. Это, кроме всего прочего, еще и меры по безопасности и формированию, со спецификой, правоохранительных органов в этом регионе. Это, кроме всего прочего, специальные отряды народной милиции, которые предусмотрены уже законом об особом статусе, и многое другое, что обезопасит людей в будущем и даст гарантию для того сознания, о котором я уже здесь говорил, которое позволит им сознательно и добровольно принять решение о возвращении Донбасса в Украину.

Мы предложили автономный статус региона Донбасс, мы предложили эту автономию в соответствии с Конституцией в составе Украины, и это абсолютно является нормальным явлением с точки зрения права и основного закона. Я являюсь специалистом по конституционному праву и государственному строительству. Нами разработан механизм внесения изменений в Конституцию, которые, кстати, предусмотрены Минскими соглашениями, потому что базис всего плана, о котором я сейчас говорю и который мы представляем, в том числе и сегодня в Европарламенте, – это базис, выстроенный на Минских соглашениях и резолюции Совета безопасности ООН, а также на решениях глав государств Нормандской четверки.

Так вот, когда мы говорим по поводу статуса и формы управления на территории, как мы предлагаем, автономного региона Донбасс, мы считаем, что там необходимо создать представительский орган, именуемый Верховным Советом, а главным исполнительным органом – Совет министров автономного региона Донбасс. И здесь тоже нет ничего нового, в том числе если исходить из требований и содержания нашей Конституции, основного закона. Почему? Потому что в нашей Конституции есть статус одного региона, которой является автономным. Более того, от этого наша Украина не перестала быть унитарным государством, то есть формой устройства с унитарным распределением органов государственной власти и управления. И здесь мы далеки от того, чтобы в корне менять систему власти в Украине, а распространить этот автономный статус в том числе и на Донбасс.

Пресс-служба "Оппозиционной платформы - За жизнь"

Наш план предусматривает законодательный и административный раздел. Законодательный – это принятие законов, о которых я уже говорил, это введение в действие закона об особом статусе, который сегодня принят, но не действует, он заблокирован до проведения выборов, при определенных условиях, и он носит временный характер. Кстати, хочу сказать, что он действует до 31 декабря этого года, его уже неоднократно продлевали, и новый парламент должен тоже определиться с его продлением. Если он не будет продлен – это будет означать конец Минским соглашениям и их возможной в будущем реализации. Мы разработали изменения в Конституцию, которые тоже предусмотрены Минскими соглашениями, потому что в п. 11 их сказано, что особый статус должен быть предусмотрен и утвержден на уровне основного закона, то есть Конституции, и там это предполагалось по времени сделать до конца 2015 года. Мы это все сделали для того, чтобы приблизить реализацию условий, предусмотренных Минскими соглашениями. Мы также считаем, что должен быть принять закон об амнистии, как это указано в Минских соглашениях, и мы разработали его проект. Более того, мы пошли по пути того, что было приемлемым и применялось в практике Украины, а именно это применялось 21 февраля 2014 года по итогам протестных акций в Киеве, которые имели место с ноября 2013 по 21 февраля 2014 года. Тогда ВРУ приняла амнистию и освободила от ответственности всех, кто принимал участие в этих протестных акциях. Мы предложили аналогичный вариант для граждан Украины, проживающих на Донбассе. То есть адекватный аналогичный вариант освобождения от ответственности, точно такой же, как был применен в Киеве. Мы считаем это объективным и в полной мере справедливым. Мы также разработали и закон о свободной экономической зоне, потому что считаем, что та разруха, которая, к сожалению, господствует сегодня, особенно на территориях, связанных с линией соприкосновения, по итогам боевых действий, и ущерб, который исчисляется десятками миллиардов долларов США, должен быть восстановлен, и здесь надо создать специальные экономические условия для развития. Мы предусмотрели непосредственно соблюдение прав и защиту тех граждан, которые будут участвовать непосредственно в создании этих органов управления в автономном регионе Донбасс. Мы подготовили проект закона о выборах этих органов управления. О которых я уже говорил и которые входят как элементы и звенья построения и введения в действие норм автономного региона Донбасс. Все эти законодательные акты предусмотрены Минскими соглашениями.

Но, к сожалению, за весь период проведения переговоров в Минске различными группами, в том числе ТКГ, никаких существенных шагов, направленных на их реализацию, не было. Не было, в том числе по вине украинской стороны, о которой я неоднократно говорю и акцентирую внимание, потому что Украина по-разному относилась к этим соглашениям с момента подписания и буквально до начала этого года. Господину Порошенко не очень нужны были эти территории, надо понимать, и его политика, возведённая в ранг антироссийской истерии и пещерной русофобии, она не предполагала каких-то согласований и действий, направленных на мир. Тем более что эти люди на выборах властям – а при власти у нас была партия войны – абсолютно не нужны были. И таким образом во время парламентских выборов сейчас, президентских выборов в апреле фактически около 3 млн граждан Украины, которые живут на неподконтрольной территории, были лишены конституционного избирательного права. Около 1,5 млн граждан, которые выехали и являются временными переселенцами с территории Донбасса, и живут в различных регионах Украины, также фактически были лишены избирательного права по разным причинам, бюрократическим проволочкам и из-за несовершенного законодательства, которое бы предполагало их участие в избирательной кампании как президентской, так и парламентской. Я уже не говорю о том, что 2,5 млн работающих в России были лишены права проголосовать как на одних, так и на других выборах. Это к тому, что более 6 млн граждан Украины не участвовали в одной избирательной кампании и не будут участвовать во второй. И это тоже один из аргументов того, что мир в Украине нужен и прекращение боевых действий является самой актуальной проблемой, которую необходимо разрешить.

Наш план-концепция – это не просто теоретическое изложение данных или механизмов реализации того, что предусмотрено Минскими соглашениями. Последние два года я активно обсуждал все эти вопросы с представителями Донецка и Луганска, встречался с руководителями этих непризнанных территорий и образований, разговаривал о возможности того, на каких условиях и в случае каких предложений они могут сделать то, что поставлено во главу угла реализации нашего плана-концепции, то есть вернуться в Украину. И этот план был создан и родился только после этих переговоров, в том числе и с представителями и руководством РФ. И несколько месяцев назад лидеры неконтролируемых территорий согласились с тем, что план, предложенный нашей партией, может быть переговорной позицией, и они согласны его обсуждать. Мы считаем это очень серьезным достижением в вопросах переговорного процесса, и главное в вопросах прямого диалога.

Почему? Потому что обращаясь к той же социологии, по последним данным, 55% населения Украины считает необходимым, чтобы господин Зеленский, как вновь избранный президент страны, вступил в прямой диалог с Донецком и Луганском. А 70% считают, что по вопросу мира господин Зеленский должен вступить в прямой диалог с господином Путиным. Это мнение большинства граждан на разрешение данной проблемы. И поэтому через прямые переговоры с этими лицами в том числе эти переговоры продолжаются до настоящего времени. Буквально несколько дней назад, встречаясь с ними в Минске, когда я обратился к ним с просьбой об освобождении четырех граждан Украины, которые в результате их односторонних действий, одностороннего гуманитарного акта были освобождены и возвращены в Украину, мы тоже обсуждали этот вопрос. Как и с господином Грызловым, представителем России в ТКГ, который когда-то заявил, несколько месяцев назад, что РФ поддерживает мирный план, предложенный нашей партией, и готова вести переговоры по его реализации. Точно такое же заявление прозвучало 10 июля в Москве, когда наша партийная делегация "Оппозиционной платформы – За жизнь" встречалась с партийной делегацией "Единая Россия", возглавляемой председателем правительства РФ господином Медведевым, он же председатель партии "Единой России", руководителем высшего совета партии, он же представитель России в ТКГ господин Грызлов, а также с руководством Государственной Думы. На этих переговорах мы тоже поднимали вопрос мира, реализации Минских соглашений через мирный план-концепцию, предложенный нами.

Поэтому когда мы говорим о том, что это реальный план, и когда об этом говорят ваши коллеги, мы исходим, и я верю в то, что ваши коллеги тоже исходят из этого, что этот план проговорен с теми, от кого зависит его реализация. И сегодня нет других предложений, хотя, безусловно, если бы они были, то обсуждались бы и они для того, чтобы мир в Украину мог прийти и боевые действия должны были быть прекращены. Поэтому мы продолжаем популяризировать наш план, мы предлагали его власти, но и предыдущая, и настоящая власть ответа на этот план не дала. Поэтому сегодня, когда я информирую вас об этом плане, мне первое – очень приятно, что сегодня в Европарламенте хотят услышать другую точку зрения. Не точку зрения прошлой власти, которая занимала пассивную позицию в вопросах мира, другую точку зрения другой Украины, которая считает, что мир – это реальность, знает, как этот мир принести в Украину, как его достичь, и мы готовы реализовывать этот план, чтобы мир воцарился в Украине. Спасибо за внимание.

Виктор Медведчук

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>